По мнению научного сотрудника Института проблем правоприменения Кирилла Титаева, все предложенные поправки можно назвать скорее странными мечтаниями, нежели попытками решить проблемы рядовых полицейских. Ни одной из проблем, которые стоят перед полицейскими, занимающимися охраной общественного порядка, а именно на них в первую очередь направлены поправки, они не решают.
«Первое, что можно было бы отметить среди предложенных поправок, – придание полицейскому, а особенно его показаниям на суде, особого статуса. Впрочем, это и так присутствует в российской судебной практике. Если есть показания полицейского и показания гражданина, которые им противоречат, суд скорее поверит полицейскому. Особенно, когда речь идёт о каких-то конфликтных ситуациях. Исключения из этого правила мне неизвестны. На мой взгляд, это не есть хорошо и закреплять эту норму законодательно не стоило бы», — говорит Кирилл Титаев.
Учёный подчеркнул, для граждан России, например, для водителей, которые будут спорить с инспекторами ДПС или людей, считающих, что их задержали незаконно, ничего не изменится. Суд и раньше верил полицейским, а сейчас он будет делать то же самое на новом правовом основании. На практике же не изменится ничего.
Довольно жуткой эксперт считает норму, расширяющую возможности для применения оружия сотрудниками полиции. При этом стоит помнить, что сегодня правоохранители в России итак почти не применяют оружие. Во всяком случае делают это намного реже своих коллег из многих других стран. И это связано отнюдь не с жёсткими ограничениями на применение оружия в законе о полиции.
«Это объясняется тем, что внутренняя процедура, предписывающая проведение расследования по каждому отдельному случаю использования сотрудником оружия, очень сложна. Для полицейского даже вытащить пистолет иногда затруднительно. В некоторых регионах есть практика запечатывать кобуру с оружием. Она легко открывается, но факт того, что полицейский за смену достал оружие, непременно будет обнаружен. Сотруднику придётся писать длинный рапорт, будет служебная проверка. Полицейские как огня боятся доставать оружие, потому что, даже если он выстрелит в воздух, полдня ему придётся потратить на рапорт, а ещё полдня – на беседу с сотрудниками отдела собственной безопасности. Поэтому, как и раньше, полицейский будет применять оружие только в самом крайнем случае», — говорит Кирилл Титаев.
Большие риски, по мнению эксперта, связаны с тем, что теперь полицейский руководитель может отдать приказ подчинённым открывать огонь во время массовых мероприятий. При этом, почти невозможно представить себе ситуацию, когда применение оружия сотрудником полиции как-то улучшило бы ситуацию.По словам эксперта, в глубоком реформировании нуждаются совершенно другие сферы деятельности полиции. Например, необходимо отменить требование высшего образования для участковых, которое практически остановило набор на эту и так плохо заполняемую должность.
«У нас существует странная форма работы по неподтвердившимся заявлениям, по каждому обращению, где конфликт был, но уголовное дело заводить не нужно. Случился, условно говоря, семейный скандал. Но к приезду ППС все помирились, тяжёлых повреждений никто получить не успел. По каждому такому случаю возбуждается постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. От 10 до сорока страниц. Даже в ситуации, когда совершенно нечего обсуждать, участковый тратит полдня на составление такого документа. По нашим подсчётам, в 2012 году, например, минимум 2,5 миллиона человеко-дней в полиции было потрачено на изготовление никому не нужной макулатуры. Вот ситуация, которую реально надо менять», — подчеркнул учёный.
Ещё одно больное место в работе полиции – странным образом отрегулированный порядок надзора над условно осуждёнными или к тем, кто был условно-досрочно освобождён. Практически, создаются невыполнимые требования для служб полиции по регулярности проверок этих людей. В этой области также стоит перераспределить ответственность и нагрузку между ведомствами.
"На мой взгляд, поправки к закону о полиции должны быть нацелены прежде всего на ликвидацию огромной и совершенно бессмысленной нагрузки, которая лежит на рядовых сотрудниках российского МВД», — убеждён Кирилл Титаев.