Десять лет назад прошёл референдум об объединении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области, через два года это объединение произошло. Округ перестал быть автономным, зато стал называться территорией с особым статусом. Как повлияло на него объединение, какие достижения и какие проблемы в результате этого возникли – такие вопросы обсуждались 9 февраля на общественных слушаниях об особом статусе округа в Законодательном собрании Приангарья.
Контроль властей с высокой колокольни
Заместитель губернатора Иркутской области, руководитель администрации округа Марина Иванова свой 40-минутный доклад начала сухо и без эмоций. Рассказала, сколько школ работает на территории округа (113), сколько детских садов (104), в скольких из них преподают бурятский язык (64 и 35 соответственно). Упомянула, что с 2012 года было построено 11 детских садов и 6 школ, что в садиках бурятский язык изучают около 19,4% ребятишек, а в школах таких детей больше – 24,4%. Добавила про развитие спорта в округе. Согласно её докладу, за 8 лет в округе построили 41 спортивное сооружение, а всего их 395, а в целом спортом занимается 19% населения, а в 2008 году их было всего 9,6%.
В таком же спокойном, даже слегка занудном ключе она стала рассказывать и о проблемах округа, особенно о тех, которые появились после объединения. Не введены в эксплуатацию детский дом и дом спорта в посёлке Усть-Ордынский, центральные районные больницы в посёлке Кутулик Аларского района, в селе Баяндай и посёлке Бохан, хотя, согласно указу президента РФ, это должно было произойти ещё в 2006-2007 годах. Небольшое отступление: в позапрошлом году власти Приангарья обещали к сентябрю 2015 года перепрофилировать детский дом в лицей-интернат с углублённым изучением бурятского языка. Жилые корпуса, 120 мест, столовая, спортивный зал, столярно-слесарная мастерская, овощехранилище, теплица – красота! Но что-то пошло не так… Ни детского дома, ни лицея. Ни дома спорта, который жителям тоже обещают уже давно.
«Нарушение сроков происходит из-за недостаточного контроля со стороны компетентных органов власти», – сказала глава округа. То есть, переводя на обычный человеческий язык, это означает, что «компетентные органы власти» попросту в этом вопросе что-то делают «спустя рукава», что-то «сквозь пальцы», а что-то и «с высокой колокольни» – можно много эпитетов найти. И тут важно слово «компетентных», так как вопросы, связанные с экономикой, администрация Усть-Ордынского округа решать не полномочна, это во время заседания упоминалось не раз. Марина Иванова заявила, что это ограничение необоснованно, мешает эффективно решать вопросы культурного развития округа, и настоятельно попросила – всё так же спокойно и даже по-женски мягко – расширить возможности местной администрации.
«Цели объединения не могут быть достигнуты одними лишь правовыми документами, – резюмировала она, – а тем более законом об особом статусе территории, который был принят в «рамочном виде» и на сегодня чисто технически изменения коснулись лишь вопросов о развитии национальных видов спорта, а по остальным моментам, конечно, закон надо развивать».
Когда официальный доклад был прочитан, Иванова просто приступила к перечислению проблем округа: «Я провела встречи с населением, люди на многое жалуются. И самая злободневная проблема – это чистая питьевая вода. В каждом населённом пункте эта проблема всегда есть, а тут ещё и засуха повлияла. Во многих колодцах вода исчезает. В Баяндае даже нет возможности скот сводить на водопой <…> Ещё хочу сказать про Александровскую психоневрологическую больницу (здание психоневрологической больницы в селе Александровское Боханского района летом 2014 года было признано аварийным, был поднят вопрос о её закрытии – прим. авт.). Нам надо её сохранить, она, наверное, может простоять ещё 100 лет, просто там нужно сделать капитальный ремонт. Закрыты казачинский детский дом, каменский дом престарелых, ветслужба в Нукутском районе. И дело не только в рабочих местах – это социально значимые объекты. И сейчас уже есть опасность, что исключат из программы финансирования забитуевский дом культуры из-за кризиса. Как его отстоять, я даже не представляю…»
А ещё есть проблемы дорог, проблемы корма для скота, проблемы занятости…
«Всё это ведёт к безработице, к оттоку населения, к заброшенности земель сельхозназначения и, как следствие, социальной напряжённости», - сказала Марина Иванова.
«Населению – удочки, нам – полномочия»
После основного доклада было ещё несколько выступлений от представителей Усть-Ордынского бурятского округа – и они были гораздо более эмоциональными.
«Был в советское время Усть-Ордынский автономный округ, его можно сравнить с бурятом, у которого был мощный конь. Сейчас коня отобрали, оставили седло и узду. И ходит этот бурят по степи, песни поёт с седлом на плече», – сравнение председателя общественного совета прибайкальских бурят Климентия Хабитуева само было как песня.
«Сколько прошло времени после объединения, улучшений в политическом развитии особо-то и нет. Наоборот, стало хуже. Ну, посмотрите, что представляет из себя Усть-Орда? Караван-сарай! Одноэтажный, расползается вширь и вкось, но не вверх – никакого хорошего градостроительства там нет. Люди переезжают из деревень в Усть-Орду, а там работы нет», – продолжил он.
Надо сказать, что большинство из выступающих (практически все), как сговорившись, сначала поздравляли присутствующих в зале с Сагаалганом, а потом просили расширения полномочий усть-ордынской администрации.
«Главная задача объединения заключалась в гармонизации социально-экономических отношений, – отметил эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов. – Сделать округ экономически развитым, дать населению удочку, чтобы они сами ловили рыбу и пополняли окружной бюджет. Но окружного бюджета в помине нет, он растворился в шести бюджетах районов. Полномочий влиять на экономическое развитие у замгубернатора нет. Районы выведены из-под её опеки и напрямую работают со структурами государственной власти Иркутской области. Пора уже задуматься над тем, что мы приобрели и что потеряли в результате объединения».
Чтобы в округе решались вопросы экономики, сельского хозяйства, социальные вопросы, у местной власти должны быть полномочия их решать. Таков был основной посыл практически всех выступлений.
Тысяча рублей на корову
Как только на заседании была затронута тема сельского хозяйства, так сразу стало понятно, что большинству есть что сказать. Мы просто процитируем.
Климентий Хабитуев:
«У нас в Эхирит-Булагатском районе по сравнению с летним периодом поголовье крупного рогатого скота снизилось примерно на 30%. А настанет весна, апрель-май, и пойдёт бескормица - ещё процентов 20 уйдёт. То есть в этом году останется 50% скота».
Сергей Босхолов:
«В сельском хозяйстве за эти годы сделано, действительно, много. Я, как член комиссии по выделению грантов для начинающих фермеров и семейных ферм, с гордостью хочу сказать, что добрая половина этих грантов уходит в районы нашего округа. Это говорит о том, что районная власть помогает фермерам, в том числе и в подготовке документации, лоббирует их интересы в министерстве. Но, тем не менее, у нас в администрации нет человека, который занимался бы этим вопросом! Правильно говорит Марина Аюшеевна, что администрацию необходимо переформатировать».
Мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев:
«У нас (в Баяндаевском районе – прим. авт.) было мощное предприятие в посёлке Маяк по разведению скота, его нахально свернули, продали, и теперь пунктов искусственного осеменения в районе нет <…> Развивая фермерские хозяйства и в то же время сворачивая такие учреждения, которые должны способствовать развитию сельского хозяйства, власть дестабилизирует, создаёт в округе диспропорцию <…> К чему мы сегодня пришли? У нас развиваются личные подсобные хозяйства, количество крупного рогатого скота увеличивается, а кормовая база под неё не подтягивается. Зерна нет, кормить нечем. Мы попали сегодня в очень жёсткую ситуацию, когда в этих хозяйствах корма осталось на 2-3 недели, а нужно ещё 3 месяца кормить. Хочу проинформировать, что на совещании у Сергея Брилки было задание обеспечить личные подсобные хозяйства кормами, и министерство сельского хозяйства, в принципе, готово 40-60 миллионов выделить. Мы начали считать… Кроме наших шести районов есть ещё семь районов Иркутской области, также признанных пострадавшими от засухи. Посчитали поголовье коров по этим 13 районам, получилось около 58 тысяч коров. Это примерно по 1 тысяче рублей на корову. А что это такое, когда рулон сена стоит 3 тысячи?»
Марина Иванова:
«Я бы предложила деньги, выделяемые в помощь сельскому хозяйству, выдавать не напрямую частникам на голову крупного рогатого скота по тысяче рублей, а хотя бы их вложить на доставку кормов. Ведь многие частники говорят: «Мы бы купили, но где их взять, как их довезти?»
Где преемственность власти?
Видимо, некая хаотичность (назовём это так) развития округа и области, уклада жизни в целом – это что-то вроде фишки, визитной карточки нашей территории. А давайте построим дом спорта в Усть-Орде – или нет, лучше не будем строить – ой, а может, всё-таки построим. А давайте построим физкультурно-оздоровительный комплекс в Нукутском районе – а давайте, готовим проектно-сметную документацию – нет, что-то мы решили, что не будем строить, можете сделать из своей документации бумажные самолётики.
«Территорию необходимо развивать планово, целевая программа должна быть утверждена на 5 или на 10 лет, чтобы руководители территорий чётко понимали, в каком году что и где будет строиться, какие проекты будут реализовываться. В последние годы мы развивались стихийно. Кто прибежал первый, успел договориться где-то там, тот и попал в программу, - подчеркнул мэр Нукутского района Сергей Гомбоев, а после задал вопрос, - А вообще, поручения предыдущего губернатора, они актуальны сейчас, кто-нибудь может ответить? Я думаю, никто не ответит. Когда я начинаю спрашивать об этом в различных министерствах, мне там говорят: «Это не актуально уже». Должна же быть какая-то преемственность».
Вопрос оказался риторическим.
Итого
В конце заседания председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Борис Алексев, как итог, пообещал, что заксобрание предложит губернатору Сергею Левченко внести экономическое и социальное развитие Усть-Ордынского Бурятского округа в отдельную целевую программу региона.