Министр культуры Иркутской области Ольга Стасюлевич 20 июня без объяснения причин уволила генерального директора областного художественного музея Александра Гимельштейна. Пресс-служба губернатора разослала в СМИ пресс-релиз с комментарием Стасюлевич, из которого ясно только одно: чиновница не может назвать ни одной объективной, понятной причины кадрового решения. 21 июня Гимельштейн в здании Союза журналистов Иркутской области, где является председателем, провёл пресс-конференцию и попытался донести до пришедших свою версию политическо-культурного инцидента. На мероприятии собрались журналисты, общественники и работники художественного музея.
Издатель, писатель, историк и профессор ИГУ Александр Гимельштейн был назначен гендиректором Иркутского областного художественного музея 25 мая 2015 года.
За год работы при Гимельштейне в музее отменили плату за любительскую съёмку, провели бесплатные курсы по подготовке гидов-экскурсоводов, открыли новый отдел – Галерею скульптуры, ввели комплексный и семейный билеты, запустили цикл бесплатных экскурсий по четвергам и также в этот день продлили работу учреждения до 20.00.
Увольнение – версия Гимельштейна
По предположению бывшего руководителя музея (он не единожды подчеркнул, что истинную причину своей отставки не знает), его уволили из-за «топонимической войны», разгоревшейся вокруг переименования улицы Бограда в Чудотворскую. Гимельштейн – председатель комиссии по топонимике Иркутска – выступил вместе с коллегами за переименование, инициированное мэром Дмитрием Бердниковым. Решение встретило серьёзное сопротивлениее части горожан и политических сил.
«Губернатор (Сергей Левченко – ред.) выразил своё неудовольствие, но оно не привело ни к каким решениям. Я предполагаю, что это левая политизированная часть окружения губернатора очень интенсивно на него давила, мол, руководитель областного учреждения культуры, единственный человек из этой истории, который от главы региона зависит, должен ответить. Я мельком глянул форум юных боградовцев. Доминирующая мысль, которая там была, цитирую: «Тварь получила своё», - сказал бывший гендиректор, добавив при этом, что до этого у него ни разу не возникало никаких деловых споров с Левченко, также не было вопросов к его деятельности у министерства культуры и, более того, за весь период работы он ежеквартально получал премии за выдающиеся результаты.
«Так что, вы признаёте своё поражение в «топонимической войне?» - спросил из зала представитель движения против переименования улиц в Иркутске.
Гимельштейн ответил хлёстко: «Во-первых, термин «война» может быть применён только в кавычках и в шутку. Во-вторых, когда отсюда пойдёте, вы сходите на улицу Чудотворскую. Если вы там посчитаете, что война кем-то проиграна, вы ошибётесь».
В целом, по предположению Гимельштейна, ситуация такова, что зачистка кадров в области культуры Приангарья – процесс спланированный. Год назад без объяснения причин не продлили контракт с экс-главой краеведческого музея Дмитрием Люстрицким, в этом году, мол, министр культуры довела до увольнения руководителя областной филармонии Рустама Мухамедьярова: «Когда она приехала в день рождения его поздравить, этому есть десятки свидетелей, её крик из его кабинета был такой, что люди разбегались. Через 15 минут после её ухода он поехал в министерство, написал заявление об увольнении и улетел в Москву».
Как в пресс-релизе сообщила Стасюлевич, кадровое решение в художественном музее было связано с тем, что правительство выстраивает профессиональную команду менеджеров, в кою Гимельштейн не входит из-за отсутствия у него искусствоведческого образования.
«Она, наверное, не знает, что все четыре, включая меня, последних директора иркутского художественного музея являются историками по образованию. Видимо, она также не знает, какое образование у Михаила Пиотровского, доктора исторических наук и востоковеда, директора Эрмитажа», - сыронизировал Гимельштейн.
Он также добавил, что 21 июня состоялась встреча Стасюлевич с работниками музея, где чиновница не стала сообщать мотивы увольнения по «этическим причинам», а также предложила несогласным уйти вслед за экс-руководителем.
«Они растоптали весь наш коллектив»
На пресс-конференции с эмоциональной защитной речью в пользу Гимельштейна выступили трое – писатель, кинодраматург Александр Голованов, ведущий искусствовед художественного музея, заслуженный деятель культуры РФ Людмила Снытко и сотрудник областной филармонии, заслуженных работник культуры и искусства Иркутской области Юрий Кологреев.
По мнению Голованова, нужно требовать от власти обоснования кадрового решения: «Власти не хватило смелости и честности как-то обосновать отставку. Недаром так много времени Александру Владимировичу (Гимельштейну – ред.) понадобилось, чтобы осветить наиболее вероятные её причины. Они (власти – ред.) сами показали себя в интернете: все эти пиар-пузыри, у них даже нет профессиональных пиарщиков. У минкультуры много проблем, которыми надо заниматься, а они создают новые такими кадровыми решениями. Хотел бы, чтобы власть услышала и не позволяла себе таких фокусов: желаем – щелчком человека со стола сшибаем. Они должны обосновывать решение».
Снытко же заявила, что решение минкультуры стало оскорблением всему коллективу музея: «Они растоптали весь наш коллектив, они не посчитались с ним, и сейчас продолжают не считаться. Они думают, что мы какое-то стадо, которое молчит. «Мы вам будем предлагать другого директора». Зачем нам другой, когда у нас есть? Такие огромные проекты должен возглавить только один человек, который их родил и согласовал с нами. Это единственно важный вопрос».
Кологреев же назвал праздником весь год, который музей провёл под руководством Гимельштейна: «В последний год в нашем музее был праздник. Он располагает довольно редкими произведениями, стал настоящим центром культуры. Зачем менять человека, от которого зависит настоящая творческая и научная жизнь в музее, только говоря, что у него недостаточно образования. Когда уволили директора филармонии, мы попробовали узнать позицию министра, но на нам было представлено увольнение совсем не так: мол, бросил и уехал».
Информационная войнушка
В защиту экс-главы музея выступают далеко не все. «Московский комсомолец» опубликовал комментарий, в котором иркутская поэтесса Валентина Сидоренко назвала экс-директора дилетантом в искусстве. Его почему-то перепостила официальная группа Сергея Левченко во «ВКонтакте». Там же, в «МК», директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Владимир Тихонов обвинил экс-руководителя музея в непрофессиональной работе: Тихонова возмутило увеличение доступности произведений искусства для посетителей, работа с волонтёрами и экспозиции коллекций других музеев.
В Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) из аккаунтов, за которыми сидят, частично, неизвестные в реальности личности, на Гимельштейна всего за один день вылился целый поток словесных нечистот.
Некий Виктор Гусеевский счёл, что год назад нынешний экс-директор занял место по блату и из-за проблем в газете "Восточно-Сибирская правда", к тому же он ничего не сделал для развития учреждения: "Александр Владимирович прекрасно владеет наукой самопрезентации. В запасниках музея требуется ремонт – не беда, картины могут подождать, а вот ремонт в кабинете директора задача первоочередная. И сидеть за столом из фанеры директору тоже не камильфо, такому солидному человеку подойдет только антикварная мебель 18 века. Из музея разбежались все профессиональные люди, за год не проходило ни одного учёного совета. Все решения принимались на усмотрение одного человека".
Не осталась в стороне и активный пользователей соцсетей Наташа Хорошая. По этическим соображениям, здесь невозможно опубликовать весь её пост.
«Культурные люди, защищающие этого горе-директора (слава Богу, уже бывшего) какие-то плюшевые и ненастоящие! Посмотрите, как эта «плюшевая культура» людей поносит у него на странице и с его позволения – тьфу просто, мою колхозную душонку переворачивает!», - пишет активистка.
Под обращением Гимельштейна по поводу своего увольнения в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) поставили лайки более 300 человек, столько же перепостило сообщение. В комментариях люди поддерживали бывшего директора и возмущались необоснованности увольнения.
"То, что происходит в нашем минкульте вообще для меня загадка и недоумение. Я в своё время удивился такому назначению, но посчитал его вполне уместным и интересным. Александр Владимирович, кстати, единственный из наших номенклатурных работников и культуртрегеров, который современно открыт, не боится общаться с народом и искренне любит искусство! Я не знаю всей подноготной этого решения и иногда сам высказывал пожелания и критику Александру Владимировичу, но всё это непринципиально и исправимо в рабочем порядке. В любом случае у меня доверия к Александру Владимировичу больше, нежели к нашим начальникам при культуре", - прокомментировал сообщение художник Олег Беседин.
Достаточно жёстко по ситуации высказался блогер Сергей Шмидт.
Сам экс-директор на пресс-конференции старался не выводить разговор в русло оскорблений тех, кто его обидел в виртуальном пространстве. Он заметил Тихонову, что глупо обвинять его в организации волонтёрского движения, которое так важно для работы учреждения. Ещё более глупо упрекнуть руководство в популяризации редких музейных экспонатов. Гимельштейн сообщил, что готов был бы вернуться к работе ради коллектива даже без зарплаты, и выразил надежду, что губернатор всё-таки пригласит возмущённых работников музея на встречу и объяснит, чем было вызвано принятое решение.