Председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр города Черемхово Вадим Семёнов 1 июля встретился с иркутянами на заседании Клуба публичной политики. Самый, пожалуй, популярный мэр Иркутской области, который на муниципальных выборах не набирает меньше 90% процентов голосов, рассказал о проблемах муниципалитетов, банях, конфликте с председателем правительства Приангарья Александром Битаровым, неработающих программах социально-экономического развития и Александре III.
По информации «Иркипедии», 47-летний Семёнов в 1994 году с отличием окончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности «История». С 1995 работал заместителем директора по профилактике правонарушений в школе №15, позже заместителем по воспитательной работе в лицее. В 1998 назначен директором муниципального предприятия «Городской молодёжный центр». С 2001 по 2005 год возглавлял думу Черемховского образования, с января 2006 года – мэр Черемхово. Семёнов награждён медалью «За отличие в воинской службе» II степени и отмечен благодарностью президента России.
О проблемах муниципалитетов
«Никто не хочет разбираться в проблемах муниципалитетов»
- Если разобраться, большинство глав муниципальных образований это профессионалы, люди с большой буквы, я плохих не знаю в Иркутской области. Просто они работают в очень сложных условиях. На муниципалитеты год от года возлагается всё больше и больше полномочий: стартовали с 12, теперь их сорок. При этом финансовая основа территорий остаётся на крайне низком уровне. В Иркутской области могут выполнять полномочия только три-четыре муниципалитета – Иркутск, Ангарск, Братск, все остальные – дотационные. Все проблемы, которые возникают, все нарекания со стороны населения и региональной власти связаны с тем, что муниципалитет просто не в состоянии выполнять полномочия. Перечень вопросов год из года копится, и самое печальное, что никто не собирается проблемы муниципалитетов решать и, более того, никто не собирается в них разбираться.
Благоустройство города как каждодневная каторга
- Когда начинал работать, понимал, что у меня и команды стоят две задачи. Первая – экономическое развитие города: ни одна территория Иркутской области не пострадала так как Черемхово, на месте предприятий остались декорации. Вторая – благоустройство. Хорошо помню, как одна из газет описывала Черемхово, как чёрный город, где бумажки летают, где всё страшно и плохо. Действительно, освещения не было, дороги были забиты кирпичами – такое черемховское ноу-хау, ни одной урны. Менять облик города, не имея возможности пополнять бюджет, не имея возможности получать доходы, конечно, очень сложно.
Почему в Черемхово чисто, красиво и цветы везде? Потому что мне это надо. Но это каждодневная каторга: приходишь на работу, и стон земли русской – денег, денег, денег. Как правило, содержание города – это изыскание из разных источников, экономия. Благоустройство Черемхово в год стоит 96 миллионов рублей – это транспорт, бани, водоканал, освещение, уборка. В лучшем случае деньги (на благоустройство – ред.) предусматриваются в бюджете города на один квартал. Некоторые мэры опускают руки.
Баня – элемент социальной стабильности
- Баня – один из важных элементов социальной стабильности в любом городе. Однажды, в период кризиса говорю я губернатору, интеллигентному человеку Дмитрию Мезенцеву, что вынужден закрывать бани. А он мне ответил: «Ни в коем случае». И нашёл денег, и дал, потому что бани – это настроение и здоровье населения.
Нет ночного клуба – нет молодых специалистов
- Черемховских пацанов и девчонок, которые уезжают в Иркутск, притащить назад очень сложно. На прошлой неделе у нас был разговор с одним молодым специалистом, пытались в Черемхово пригласить врача. Говорю: «Мы вам квартиру дадим, подъёмные выплатим». А она мне первый вопрос задаёт: «А у вас ночной клуб и боулинг есть?». «Нету», - говорю. Значит, не поедет.
С медиками и педагогами большая проблема. Тут нужно не просто кричать, а бить в набат. Черемхово обеспечено врачами на 38%, а 60% педагогического состава города – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Я считаю, мы должны вернуться к испытанной системе отработок: если человек поступил на бюджетной основе в вуз, окончил мед или пединститут, он обязан работать на территории.
«Пообещал жителям, что не уеду»
- В Черемхово почти 60 тысяч жителей, почти всех я знаю в лицо, половину – по имени. Они, в свою очередь, знают меня, знают мой номер телефона и могут в 2 часа ночи позвонить и сказать о своей беде, душу излить. Для меня важнее работы ничего нет, и желания уйти нет. Люди это чувствуют. Я им пообещал, что не уеду. В противном случае жители Черемхово перестанут верить власти. Я, наверное, слишком суеверный человек, и когда избирался, я себе сказал – пока нахожусь в городе, с ним ничего не случится. За 11 лет работы я три раза был в отпуске: раз - неделю, один – 10 дней, и однажды ездил лечиться. Врачи посоветовали Словению, мне не очень понравилось, в Черемхово лучше, поэтому я постоянно нахожусь там. В лучшем случае позволяю себе не быть на работе в воскресенье.
Каждый день я провожу аппаратные совещания – утром и вечером, ставлю задачи своим подчинённым, вечером я проверяю, как они выполняются. Я им всегда говорю: «Если вы в течение рабочего дня не сделали доброго дела, значит, день прошёл зря».
Любимый правитель Семёнова
- В кабинете у меня висят два портрета – национального лидера Владимира Путина и императора Александра III. Александра я считаю самым русским из всех императоров. Он сделал Россию самым сильным государством в Европе на тот период времени. Из всех руководителей я его люблю больше всех.
Муниципальный взгляд на региональную политику
Газ не принесёт нам счастья
- Я встречался со всеми губернаторами: Тишаниным, Мезенцевым, Есиповским, Ерощенко, Левченко – до всех пытался донести, что Иркутской области нужна чёткая и внятная программа развития топливно-энергетического комплекса. Сегодня мы надеемся на «Роснефть», потом говорим, что придёт газ, и мы станем счастливыми. Не станем мы счастливыми, газ не к нам придёт, а в Китай. Мы же понимаем, что Иркутская область – это транзитная территория. В лучшем случае получим что-нибудь на Ангарск и Саянск, все остальные в пролёте. При этом мы забываем, что угольщики платят достаточно серьёзные налоги, создают большое количество рабочих мест и выполняют соцобязательства. А в Черемховском районе, по оценкам специалистов, запасов угля ещё на 500 лет – 380 миллионов тонн качественного топлива. Красноярцы используют собственные запасы, а мы во время северного завоза привозим уголь и из Якутии, Красноярского края и чёрт его знает ещё откуда.
Нерабочие стратегии развития Приангарья
- Я уже сбился со счёту, сколько было стратегий развития Иркутской области. Она у нас уже такой развитой должна быть, что китайцы и японцы должны плакать от зависти. В очередной раз нам кто-то 180 страниц накропал левой рукой, опять мы углубляемся в вещи, которые не будут реализованы. Нам этот документ принесли, вывалили, берите и одобряйте – не надо так делать. Если бы мы все вместе пообсуждали, высказали пожелания, документы получались бы более качественными. Стратегия не должна быть большой, она должна быть рабочей.
Тишанин – молодец, у него ребята классные работали, они писали первую стратегию. Решили развивать Иркутск, Братск, Ангарск, а такие города, как Черемхово, Тулун, Зима – переселить. Если в Иркутске построят микрорайон на 60 тысяч человек и всем дадут работу, мы приедем, но вопрос в другом – а кто жить на земле будет?
«Мне перед Битаровым не за что извиняться»
В начале марта Семёнов и глава правительства Приангарья Александр Битаров поссорились во время заседания облправительства из-за заморозки строительства детсада в городе. Семёнов раскритиковал Битарова и ушёл с заседания, а тот позже заявил, что мэр Черемхово извинился перед ним за резкую критику в СМИ. На встрече клуба Публичной политики Семёнов прокомментировал слова Битарова.
- Я не приходил к Битарову, не извинялся. Я ни в чём не виноват, чтобы перед ним извиняться. Это он себя некорректно вёл на заседании правительства, ему следовало извиниться передо мной. Ряд товарищей пишут в интернет какие-то сказочки, что Семёнов какие-то преференции получал при Ерощенко. Можно взять справку в Минфине области, которая покажет, что ни на одну копеечку больше, чем положено, Черемхово не получило. Значительно больше денег мы получали при Мезенцеве. Это не потому, что я кого-то знаю, а потому что мы умеем работать.
Ерощенко принёс бы Приангарью больше пользы
- Считал, считаю и буду считать, что пребывание губернатором Иркутской области Ерощенко принесло бы значительно больше пользы. Он понимал, что нужно области, куда идти и как развиваться. У нас в Черемхово знают двух политиков – одного сладкоголосого соловья Сергея Шишкина – так рассказывает, что все плачут, и Сергея Ерощенко – но ему, к сожалению, не дано, не может он рассказать интересно – не оратор. Но он большой профессионал и настоящий патриот своей родины. Мы искренне ему верили, верим и считаем его порядочным человеком.
Категорически не приемлю, когда человек, который выходит после кого-то, начинает говорить, что предыдущий был плохим. Это не делает чести нашему губернатору. Нельзя это делать, ребята.