Что поменялось в тушении лесных пожаров в Иркутской области в последние пару лет? Сколько денег на это выделяются и каких результатов ждут? Что изменилось в международных связях Иркутской области после начала спецоперации и введения санкций? Об этом мы хотели поговорить в интервью с первым заместителем губернатора Иркутской области Романом Колесовым, но, к сожалению, чиновник не нашел времени, чтобы встретиться с журналистом «ИрСити», а ответы на предварительно отправленные вопросы предоставила пресс-служба правительства региона. Публикуем их в тех пресс-релизных формулировках, в которых получили, вместо живого интервью.
Как изменилась подготовка к лесным пожарам? Что помогает стабилизировать ситуацию? Насколько то, что последние два года лесопожарный сезон проходит легче, зависит от погоды, а насколько — от усилий людей?
Если говорить о лесопожарной обстановке, то за последние годы совместными усилиями удалось добиться хороших результатов в борьбе с лесными пожарами, получилось стабилизировать ситуацию. В этом помогает закупка новой техники, тщательный контроль с выездными проверками на лесопожарные станции, усиление патрулирования лесов, более быстрое маневрирование формированиями и другие меры.
Большое влияние оказали и принятые губернатором решения. Например, о повышении уровня зарплат лесным пожарным, что помогает удерживать и привлекать хорошие кадры. Или решение об объединении наземных и воздушных сил в одном учреждении, что позволяет лучше координировать и контролировать процесс, а также полностью защитить личный состав бюджетным финансированием.
По данным ТАСС, в 2022 году из бюджета области было выделено 400 миллионов рублей на повышение зарплаты лесным пожарным на 35%. В 2023-м, сообщала газета «Областная», ее проинденксировали ещё на 6,3%. Уровень зарплат ни ТАСС, ни «Областная» не указывает, но на интерактивном портале Министерства труда и занятости Иркутской области на 10 января опубликована 21 сезонная вакансия парашютистов-пожарных в Качугском, Чунском районе, Усть-Куте и Иркутске. Размер зарплаты в вакансиях — от 25 тысяч рублей.
Благодаря всем мерам получается своевременно обнаруживать лесные пожары на малых площадях, своевременно их локализовать и ликвидировать, что влияет на оперативность ликвидации лесных пожаров в течении первых суток, составляющей в текущем году 87,8% (в 2022 году — 64%).
Что касается погоды, то, безусловно, влияет: бывает, помогает, бывает, наоборот. С одной стороны, в 2023 году было много дождливых и пасмурных дней, это нам на руку. С другой стороны, наблюдалось большое количество дней с высокими классами пожарной опасности — 142 дня, что больше предыдущего года на 33 дня. Тем не менее сезон пройден успешно. Уверен, в этом все же в большей степени заслуга сотрудников лесопожарных формирований.
Важно отметить, что во исполнение указа президента РФ № 382 от 15 июня 2022 года (указ о сокращении площади лесных пожаров к 2030 году не менее чем на 50% от показателей 2021 года — Прим.ред.) разработана и утверждена правительством Российской Федерации методика расчета целевых показателей ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда для субъектов Российской Федерации на период до 2030 года. И мы за два года не только достигли показателей, но и во много раз их перевыполнили. Так, в этом году на землях лесного фонда в Иркутской области было зарегистрировано 411 лесных пожаров на площади 12,5 тысяч гектаров, что значительно меньше целевого показателя, составляющего 474,7 тысячи гектаров (в 38 раз).
Насколько регион обеспечен финансированием для подготовки к лесным пожарам? На что не хватает денег? Какие проблемы при подготовке к пожарам остаются острыми? Вы говорили на пресс-конференции в этом году, что в 2023-м федеральное финансирование не выросло. Будет ли оно увеличено в 2024-м? От чего это зависит?
Для обеспечения мероприятий по развитию системы охраны лесов от пожаров в 2024 году доведённый бюджет (на 1 января 2024 года) составляет 2,48 миллиарда рублей, что больше, чем в 2023 году, на 28,9% (или на 556 миллионов рублей), в том числе:
из федерального бюджета — 799,8 миллиона рублей, остаётся без изменений по запланированным субвенциям до 2025 года (на уровне 2022 и 2023 года);
из областного бюджета — 1,68 миллиарда рублей, что больше на 49,6% (или на 556 миллионов рублей) от 2023 года.
Решение о федеральном финансировании принимают федеральные органы власти.
Основные сферы, по которым имеется дефицит средств, это содержание и ремонт лесопожарной техники, приобретение инвентаря и оборудования.
Мы каждый год сейчас стараемся наращивать темпы по закупкам, чтобы решить эту проблему. Имеются также вопросы по содержанию зданий лесопожарных формирований, которые давно не ремонтируются.
Чем отличался лесопожарный сезон-2022 от лесопожарного сезона-2023 в смысле подготовки к нему и работы областных ведомств и служб? Вы говорили в интервью «Интерфаксу», что есть понимание, куда расти в этой сфере — куда? Какой план?
Увеличилась оперативность реагирования на термические точки, оперативность маневрирования силами и средствами, в том числе перемещение из южных районов области в северные в случаях ухудшения лесопожарной обстановки. Также улучшилась координация с ГУ МЧС России по Иркутской области.
Дальнейшее развития я вижу в том, чтобы быстрее готовить технику, быстрее закупать запчасти и ГСМ, быстрее набирать и обучать людей.
Так, по поручению правительства Иркутской области «Иркутской базой авиационной и наземной охраны лесов» подготовлен план-график, предусматривающий мероприятия с более сокращенными сроками по ремонту лесопожарной техники, заключению договоров по закупке запасных частей, ГСМ. Составлен план закупок летных часов, автотранспорта, средств связи и навигации, услуг медицины. Планируется расширение парашютно-десантной пожарной службы, кандидаты подобраны, зачисление в штат намечено 9 января 2024 года.
Важно и наращивать объемы работ по созданию минерализованных полос, повышать уровень ответственности собственников земельных участков, прилегающих к государственному лесному фонду.
В 2022 году вы говорили, что решение кадрового вопроса в лесной сфере в Иркутской области тормозит низкий уровень зарплат. Как изменилась ситуация сейчас? Одну из задач, которую вы себе ставили 1,5 года назад — полностью укомплектовать штат сотрудников. Насколько он сейчас укомплектован? Какие есть проблемы? Какие перспективы?
С мая 2022 года заработная плата лесных пожарных и лиц, участвующих в тушении лесных пожаров, увеличена на 35% за счет увеличения финансирования из областного бюджета на 237,6 миллиона рублей.
В мае 2022 году ТАСС со ссылкой на губернатора Иркутской области Игоря Кобзева сообщал, что на повышение зарплат пожарных на 35% из областного бюджета выделено 400 миллионов рублей.
Штатная численность наземных лесопожарных формирований составляет 1468 человек (в том числе постоянных — 1080 человек, сезонных — 388 человек), что больше норматива, утверждённого распоряжением правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» на 496 человек. Регион взял на себя содержание дополнительных сил для успешного прохождения сезона. Сезонные работники будут приняты на работу в начале 2024 года.
Штат сил парашютно-десантной пожарной службы в количестве 440 человек укомплектован на 100%, что больше нормативной численности на 20 человек. В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2024 года парашютно-десантную пожарную службу планируется увеличить до 100 человек. Постепенно обучаем и увеличиваем количество летчиков-наблюдателей, это штучные профессионалы своего дела.
То есть на текущий момент мы не испытываем острых проблем с кадрами, но не прекращаем работу в этом направлении.
Как вы оцениваете обеспеченность Иркутской области техникой для тушения и предупреждения лесных пожаров? Насколько регион укомплектован? Чего не хватает? Как увеличить обеспеченность области ресурсами — какой план? Насколько старой техникой пользуются в регионе?
Сейчас лесопожарные формирования региона укомплектованы лесопожарной техникой на 91,5%. В 2024 году в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на средства федерального бюджета в размере 255,8 миллиона рублей планируется приобрести 45 единиц пожарной техники (10 тракторов лесопожарных, 10 пожарных автоцистерн, 10 автомобилей грузопассажирских для доставки сил и средств пожаротушения, три мотовездехода, семь прицепов для их транспортировки и пять лесопожарных плугов).
С учётом закупок 2024 года планируется доукомплектовать лесопожарные формирования региона пожарной техникой до 100%. Анализ состояния лесопожарной техники, предназначенной для тушения лесных пожаров, показал, что большая часть такой техники имеет срок эксплуатации 10 лет и больше. Около 300 единиц лесопожарной техники, находящейся на балансе подведомственных учреждений министерства, требуют обновления из-за большой степени износа. Средний процент износа лесопожарной техники составляет 34%. Часть техники списывается и заменяется на новую, часть — ремонтируется.
Вас называют экспертом в природопользовании. Как, по вашему мнению, в Иркутской области должно строиться взаимодействие с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), чтобы не навредить природе и дать возможность населенным пунктам у Байкала развиваться?
Здесь можно использовать опыт других ООПТ на территориях различных субъектов РФ. Развивать экотуризм, привлекать экотехнологии, регулировать посещаемость. При этом стоит отметить, что по всей стране в границы различных ООПТ и их охранных зон попало значительное количество населенных пунктов. Их жизнеобеспечение регламентировано федеральным законодательством.
Согласно статье 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» физические и юридические лица должны согласовывать свою хозяйственную и другую деятельность на территориях национальных парков и их охранных зонах с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за управление этими парками. Перечень видов деятельности, требующих согласования, и процедура этого согласования устанавливаются правительством Российской Федерации. Мне кажется, что вопросы про ООПТ федерального значения все-таки лучше адресовать представителям федеральных органов власти. Вопрос комфортного сосуществования байкальской территории и населенных пунктов, входящих в нее, многогранный и требует широкого экспертного обсуждения.
Топ-3 проблем в курируемых вами сферах, которые стоят в приоритете на ближайший год? Какие по ним цели?
Сфер этих много, они разноплановые. И я бы назвал это не проблемами, а скорее целями. Первое — успешное прохождение пожароопасного сезона 2024 года и достижение показателей в этой сфере. Подготовка к пожароопасному сезону уже начата.
Утверждены необходимые нормативно-правовые документы, подготавливаются планы тушения лесных пожаров и соглашения с арендаторами лесных участков. Прорабатываются аукционные процедуры на воздушную тренировку с вертолёта Ми-8 и на тушение лесных пожаров. Проведение воздушных тренировок запланировано на 5 февраля 2024 года. Поставка таборного имущества ожидается до 1 марта 2024 года. Капитальный ремонт и восстановление лесопожарной техники — до 1 апреля.
В Ербогачёне Катангского района создан резерв ГСМ в объёме 150 тонн на 200 часов полёта вертолёта Ми-8. Второй вертолет — плюс 30 дней работы (всего 400 часов). Организовано постоянное базирование парашютистов-пожарных в Ербогачёне в количестве 10 человек. Также базирование Ан-2: количество лётных часов — 200 часов (50 дней). Также обучается группа из пяти человек парашютистов-пожарных для базирования в Преображенке. Кроме того, на авиамониторинге в Бодайбинском районе вместо одного легкомоторного самолёта будет осуществляться патрулирование двумя самолётами Ан-2 с группой парашютистов-пожарных на борту.
Отмечу, что одно из важнейших направлений на ближайшие годы — развитие беспилотных авиационных систем. Мы их применяем в том числе для обнаружения и тушения лесных пожаров. Так, в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» на закупку беспилотных летательных аппаратов Иркутской области в 2024 году доведено 73,5 миллиона рублей.
Вторая цель — максимально безаварийное прохождение нынешнего отопительного сезона, третья — подготовка к следующему.
Этой зимой в 40-градусные морозы в Тулуне произошла крупная авария на котельной. Жители города 10 декабря пожаловались губернатору, что замерзают в своих домах. Сначала аварию пообещали устранить к утру 11 декабря, потом — к вечеру того же дня, но о стабилизации обстановки заявили в итоге только 12-го. Губернатор Игорь Кобзев в своем телеграм-канале 11 декабря заявил, что Тулун был не готов к зиме, а те, кто не принял мер, должны ответить за это. После этого администрация города и МинЖКХ региона попрепирались в Telegram о том, кто должен быть крайним в этой ситуации.
По отопительным сезонам большое внимание уделяем увеличению процента получения паспортов готовности. В этом году их получили 96,5% потребителей тепловой энергии, на аналогичный период прошлого года — 94%. Из теплоснабжающих организаций паспорта готовности получили 74%, в прошлом году — 69%.
На проверку в Ростехнадзор документы направили все 129 подлежащих проверке муниципальных образований Иркутской области. Выдан 91 паспорт готовности, или 70,5% (аналогичный период прошлого года — 78, или 60,5%). Десять муниципалитетов подали заявления на повторную проверку. Также 71% субъектов электроэнергетики получили паспорта готовности, это все основные субъекты электроэнергетики, обеспечивающие жизнедеятельность населения и социально-значимых объектов. В целом увеличение количества полученных паспортов готовности мы можем назвать достижением.
Другая важная тема — запасы топлива. Основной проблемой формирования нормативных запасов угля в жилищно-коммунальном комплексе является опережающий рост конечной стоимости топлива по сравнению с прогнозными индексами Минэка России. С начала текущего года в зависимости от марки и логистики поставки стоимость угля увеличилась от 15 до 50%. Сценарный прогноз развития экономики, основанный на индексах Минэка России на 2023 год, предусматривал снижение стоимости угольной продукции на 6–13%.
Сейчас фактический запас угля составляет 350 тысячи тонн, или 174% от нормативного, жидкого топлива — 18,7 тысячи тонн, или 160% от нормативного. Индикативный прогноз потребности поставок топлива по программе Северного завоза от 105 до 110 тысяч тонн. Доставлено до места 88,6 тысячи тонн топливно-энергетических ресурсов, или 83% от законтрактованного количества, в том числе 80,7 тысяч тонн угля и 7,9 тысяч тонн нефтепродуктов. Остальное будет довезено в течение отопительного периода по комбинированной логистике с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта.
Ещё одна задача — постоянный контроль. Создан и действует оперативный штаб по подготовке объектов ЖКХ, социальной сферы муниципальных образований Иркутской области к отопительному периоду 2023–2024 годов и контролю его прохождения и штаб по функционированию объектов электроэнергетики. Сейчас главные точки контроля — Нижнеудинск, Свирск, Байкальск, поселок Речушка, рабочий поселок Железнодорожный.
При этом мы понимаем, что в системе ЖКХ региона за годы накопилось много проблем. Например, большой износ сетевого хозяйства, что требует финансирования, привлечения концессионеров к активной работе. Эти вопросы также находятся среди важных задач правительства Приангарья.
Международное сотрудничество: какие направления и с какими странами сейчас в приоритете? Чем Иркутская область сейчас интересна зарубежным партнерам? Какой план по этим направлениям на среднесрочную и долгосрочную перспективу?
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона на протяжении многих лет остаются ключевыми в экономическом сотрудничестве Иркутской области. Экспорт региона превышает 10 миллиардов долларов США. По объему этого показателя Иркутская область входит в 10 субъектов Российской Федерации. Внешнеторговые операции осуществляются с 90 странами мира. Доля торговли с АТР — более 85%, в то время как еще 10 лет назад не превышала 73%.
В целом положительная динамика экспортных поставок Иркутской области наблюдается со странами ЕАЭС, АТР, ШОС, СНГ. В первом полугодии 2023 года Иркутская область осуществляла внешнеторговые операции с 78 зарубежными странами. Из них основными странами-партнерами региона являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Республика Корея, Индия, Индонезия, Япония, Вьетнам, Монголия.
Сейчас с целью расширения внешнеэкономического взаимодействия Иркутская область намерена развивать торгово-экономические отношения с государствами — участниками СНГ, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ираном.
Чем интересна Иркутская область хорошо видно по экспорту — в первом полугодии 2023 года его формируют топливно-энергетические товары (нефть и нефтепродукты сырые, уголь каменный) — 38,2%, металлы и изделия из них (алюминий необработанный, проволока алюминиевая, черные металлы и изделия из них) — 35,4%, продукция из древесины (лесоматериалы обработанные из хвойных пород, целлюлоза, крафт-бумага, фанера, картон) — 24,2%, продукция химической промышленности (поливинилхлорид, кремний, сода каустическая) — 0,8%, различные машины и оборудование (промышленное оборудование и запчасти к ним, вычислительные машины, транспортные средства и запчасти к ним) — 0,6%, продовольственные товары и сырье (семена рапса, масла и жиры, растения, и продукты животного происхождения, используемые в парфюмерии и фармации, яйца, мука, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки и др.) — 0,7%, а также товары народного потребления — 0,1%. За этот период рост объема экспортных поставок произошел по группе товаров «продовольственные товары и сырье» (+85,4%), а также «металлы и изделия из них» (+74,1%).
Если остановиться на конкретных государствах, то Китай — лидер среди стран-партнеров Приангарья.
Иркутская область имеет соглашения о сотрудничестве с китайским провинциями Ляонин и Хэйлунцзян, автономным районом Внутренняя Монголия. Помимо указанных, установлены связи с городами Пекин, Чунцин, Нинбо, Тяньцзинь и другими. На долю КНР приходится более 66 % ВТО (внешнеторговый оборот — Прим.ред.) региона.
С КНР реализуется или планируется к реализации ряд совместных инвестиционных проектов, в числе которых производство высокотехнологичного электротранспорта, производство беспилотных авиационных систем, создание высокотехнологичного предприятия по производству мяса птицы. Большие перспективы с КНР открываются в рамках реализации федерального проекта «Сила Сибири».
Развивается и гуманитарное сотрудничество. В рамках «перекрестных» Годов культуры Россия — Китай в 2024 — 2025 годах предполагаются гастроли губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии, гастроли ведущих областных театров, проведение художественных выставок.
На базе Иркутского государственного университета действует Институт Конфуция, вузы реализуют совместные образовательные программы, имеется практика взаимных стажировок, в четырех образовательных организациях осуществляется преподавание китайского языка. В целях наращивания всесторонних связей с партнерами из Поднебесной в следующем году планируем провести презентацию инвестиционного потенциала в КНР, а также направить представителя для работы на базе Торгпредства РФ в КНР.
Также на протяжении многих лет Монголия остается стратегическим партнером нашего региона и занимает седьмое место по объему двусторонней торговли. Товарооборот Иркутской области с Монголией в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту. В связи с возникшей в последние годы проблемой перевозки грузов в восточном направлении (как железной дорогой, так и автотранспортом), регион заинтересован в использовании транзитного потенциала Монголии для наращивания поставок продукции в КНР и другие страны.
Перспективы мы видим в расширении товарной номенклатуры поставок, создании совместных с монгольскими партнерами производств кашемировых изделий, блочного мяса и мясоконсервной продукции, переработки дикоросов. На перспективу представляется взаимовыгодным сотрудничество в сфере дорожного, жилищного строительства, производства строительных и отделочных материалов, реализация проектов в горно-обогатительной, черной и цветной металлургии, производстве сложного промышленного оборудования, помощь в проектировании горнодобывающих предприятий; участие в реализации национального экологического проекта Монголии «Миллиард деревьев», реализации научных проектов.
Отдельная глава в двустороннем сотрудничестве — это образование. Начиная с 1925 года монгольские студенты получают высшее образование в вузах Иркутской области. В университетах региона обучается более 200 граждан Монголии. На базе Иркутского государственного университета функционирует Российско-Монгольский ресурсный центр, в Байкальском государственном университете — Центр изучения Монголии.
Еще один значимый партнер среди азиатских стран для нашего региона — Республика Корея с долей 13,9%. Имеется успешно реализованный совместно с корейской компанией проект создания предприятия ООО «Медтехсервис» — производство тест-полосок для измерения уровня сахара в крови и промышленной сборке глюкометров марки Gmate. Тест-полоски изготавливаются на корейском оборудовании по инновационной технологии.
Несмотря на сложную международную обстановку, продолжается работа по линии гуманитарного сотрудничества и побратимских связей с южнокорейской провинцией Кёнсанбук-до (заключены в 1996 году). Проходят рабочие встречи по обмену опытом реализации инвестиционных проектов. Ежегодно 1–2 студента направляются на стажировку в вузы провинции за счет корейской стороны. При организационной поддержке Генконсульства Республики Корея в Иркутске проводится Неделя корейской культуры (в 2023 году — выставка корейских художников в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? — загадки Кореи», корейский кинофестиваль, конкурс выступлений на корейском языке, «K-pop Cover Dance», а также мастер-класс по приготовлению кимпаб). Продолжается реализация программ студенческих и преподавательских обменов. На базе Иркутского государственного университета действует Корейский культурный центр.
Коротко отмечу, что у нас сохранятся добрососедские и деловые взаимоотношения с Республикой Индия. На пространстве СНГ приоритетными партнерами остаются республики Казахстан, Узбекистан и Беларусь. Стараемся сейчас ориентироваться на рынок таких стран, как Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Индонезия, Таиланд. В июле на площадке Экономического и гуманитарного форума «Россия-Африка» у нас прошли ознакомительные встречи с правительственными делегациями Республики Мали, Республики Нигерия, Центрально-Африканской Республики. На следующий год запланировано посещение Республики Союза Мьянма.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.