Дом со скворечником, или, как его называют сами жильцы, «домиком для Карлсона», по адресу Лыткина, 2 в Иркутске выглядит так, будто там похозяйничала нечистая сила, которая выгнала людей, а потом разнесла подъезд и украла лифт. Тишина, неухоженность и запустение создают ощущение, что ты находишься в заброшенном доме. И это почти так — это одно из печально известных недостроенных зданий от фирмы «МолдРосс» Евгения Кузнецова. К 15 сентября жильцы должны съехать из дома. Редакция «ИрСити» побывала на Лыткина и узнала, откуда взялся «домик для Карлсона» и что будет с недостроенной многоэтажкой.
Девятиэтажка-призрак
Поначалу дом на Лыткина привлек наше внимание именно из-за непонятно откуда взявшейся двухэтажки на крыше. Когда копнули глубже, оказалось, что история возникновения здания недалеко от кинотеатра «Баргузин» гораздо интереснее. Недолгий поиск в интернете вывел на довольно известную в Иркутске компанию «МолдРосс» и Евгения Кузнецова. А значит, мы столкнулись с очередной историей обманутых дольщиков.
Дом встретил нас открытой настежь подъездной дверью и пыльным полумраком внутри. На стук в дверь никто не отзывался, оно и немудрено — даже в лучшие дни из 43 квартир было заселено всего 29. Проведя внутри примерно 20 минут, мы встретили женщину, которая живет в этом странном здании. Она очень торопилась, но показала, где найти старшую по дому — Анастасию.
Анастасия и рассказала нам, что во всей девятиэтажке сейчас заселено не больше шести квартир.
— Мы уже практически все получили компенсацию от федерального Фонда развития территорий, сейчас ищем новое жилье и съезжаем. Те, кто еще не получил компенсацию, сейчас через суд отменяют права собственности на квартиры. По закону мы должны передать фонду дом, в котором ни у кого нет права собственности, — рассказала Анастасия.
Информацию о выплате компенсаций подтвердил руководитель Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Иркутской области Роман Лиходиевский. Он уточнил, что федеральные эксперты проводили инструментальное обследование здания, чтобы понять, можно ли его достроить.
— Застройщик, если коротко, построил дом не по проекту и не по правилам. Достроить его невозможно. В 2022 году наблюдательный совет (Фонда развития территорий. — Прим. ред.) принял решение о выплате возмещения пострадавшим от действий компании «МолдРосс» дольщикам. Их в Иркутске около 300 человек, а общая сумма компенсаций — 2,5 миллиарда рублей. Граждане получают возмещения с декабря 2023 года, — рассказал Роман Лиходиевский.
В этом году в доме на Лыткина, 2 не начнется отопительный сезон — в сентябре его отключат от систем отопления и перекроют холодную воду. Эти блага были с 2014 года — тогда, по словам старшей по дому, помогли власти, а сами работы провели «Иркутскэнерго» и «Водоканал». Причем официально.
— Мы уже ничего не делаем с этим домом, нам уже нет смысла сюда что-то вкладывать. Раньше — да. Мы сами оплачивали монтаж теплоузла и электроузла, надеялись, что своими силами приведем дом в нормальное состояние, — заметила Анастасия.
Роман Лиходиевский уточнил, что Ростехнадзор никогда не выдавал допуск к эксплуатации теплового узла и электрощитовой в этом доме, то есть всё это время они работали с нарушением правил.
— Дом в принципе вызывает много опасений. Вдруг какая-то чрезвычайная ситуация произойдет с этим домом, он уже физически разрушается. У него идет разрыв балки шестого этажа, и жильцы знают об этом уже полтора года, но не съезжают, — рассказал Роман Лиходиевский.
Печально известный застройщик
Дом на Лыткина, 2 был построен в 2010 году компанией «МолдРосс» иркутского предпринимателя Евгения Кузнецова. С ним было связано еще несколько строительных фирм с созвучными названиями — «СибРоссо», «МетРоссо» и «РоссДМ». Проблема у большинства домов, которые возводил Кузнецов, была одна — работы проводили без должного согласования с городскими властями, отметил Роман Лиходиевский.
Один из самых известных проблемных объектов — дом на Пискунова, 40. Его строительству мэрия Иркутска даже пыталась препятствовать, но дом всё равно достроили. Получить разрешение на ввод в эксплуатацию жильцы смогли только в 2013 году после многочисленных обращений в суд и последующего заключения мирового соглашения между мэрией и застройщиком.
Позже выяснилось, что оно было заключено незаконно. Как установило следствие, бывший начальник юридического отдела земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Иркутска Станислав Галашин получил взятку в виде девяти квартир в скандально известном доме, взамен он поставил свою подпись под разрешительными документами. Ему назначили наказание в виде 8,5 года колонии строгого режима. Такой же приговор вынесли в отношении еще одного фигуранта по этому делу — экс-начальницы Октябрьского отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Марины Суторминой. Она получила две квартиры за то, что «сознательно не исполняла решение суда о запрете на строительство, а также оказывала покровительство застройщику».
Также в 2008 году «МолдРосс» начал строить дома на Дыбовского и Байкальской. В 2010-м объект заморозили, а в 2018-м застройщика и вовсе признали банкротом.
В 2021 году Арбитражный суд Иркутской области передал права застройщика региональному фонду защиты дольщиков. В этих домах запроектированы 215 квартир. Все три дома должны были быть введены в четвертом квартале 2023 года (согласно федеральному закону, максимальный срок завершения строительства — 11 мая 2024-го).
Но в 2022-м фонд признал, что дома невозможно достроить, так как эксперты выявили неустранимые нарушения, допущенные застройщиком. Так, например, вдоль всего земельного участка проходит ЛЭП 110 кВт, то есть фактически блок-секции 1 и 2 находятся в охранной зоне, представляющей опасность жизни и здоровью граждан.
Кроме того, есть проблемы с формированием земельного участка, когда парковки и детские площадки остались за его пределами. Плюс установлено, что в блок-секциях 6 и 7 проведена перепланировка этажности. Как пример: над спальней на одном этаже может быть кухня или туалет. Это противоречит санитарным нормам. Есть вопросы и к тому, каким образом здания подключили к коммуникациям — воде, теплу и электричеству, если фактически они были не введены в эксплуатацию. В конце 2023 года стало известно, что жильцы дома на Дыбовского получат денежную компенсацию.
Еще самовольно возведенными признали дома на Багратиона, 44 и Бородина, 45, где были обмануты 47 дольщиков. Дело дошло до суда. В итоге Евгения Кузнецова приговорили к 3 годам лишения свободы условно по двум статьям: «Самоуправство» и «Причинение имущественного ущерба путем обмана в особо крупном размере без цели хищения». К слову, ущерб, причиненный обманутым дольщикам, тогда оценили в 45,6 миллиона рублей.
Еще компания Кузнецова строила две блок-секции на улице Сибирской, дольщикам которых в итоге выплатили компенсации. Деньги получили 66 собственников, а общая сумма выплат составила около 600 миллионов рублей.
Расследование дел о недостроях на Байкальской, Дыбовского, Сибирской, Цимлянской и Пискунова началось в 2013 году. А уже в 2015-м Свердловский районный суд Иркутска оправдал застройщика по делу о мошенничестве в особо крупном размере, признав его право на реабилитацию и возмещение морального вреда.
Дом со скворечником, но без адреса
У жильцов дома на Лыткина тоже было много проблем с застройщиком.
— Евгений Кузнецов сделал очень хитрый ход — в 2014 году он заочным решением обратился от нашего имени в суд, якобы мы признаём право собственности на эти квартиры. Технически он же выполнил свои обязательства, дал нам квартиры, за которые мы заплатили, а в каком состоянии дом — дело десятое. Нас на этом судебном заседании даже не было, — рассказывает Анастасия.
Кстати, до 2017 года у девятиэтажки не было адреса. Во всех документах он фигурировал как «дом на Сибирской — Лыткина». По словам Романа Лиходиевского, у этого строения и не должно быть никакого адреса, потому что в эксплуатацию его никто никогда не вводил.
— В 2017 году приказом мэра дому был присвоен адрес «Лыткина, 2» — чисто из социальных соображений, потому что люди там жили, но не могли получить социальные выплаты и пенсии. Поэтому мэрия приняла такое не совсем законное, с одной стороны, решение, но я считаю, что в данном случае они поступили по-человечески. 20 августа это решение будет признано недействительным, — подчеркнул Лиходиевский.
«Домик для Карлсона» на крыше девятиэтажки — тоже изобретение Евгения Кузнецова. Такие же конструкции можно найти, например, на долгостроях на улице Дыбовского.
— Кузнецов продал в этом доме больше квартир, чем было запроектировано, и вышел из положения таким образом — возвел эту надстройку еще на четыре квартиры, а потом оформил ее на подставное лицо, — пояснила Анастасия.
Роман Лиходиевский немного по-другому рассказал эту историю.
— Подрядчик не достроил дом, пришел в администрацию Иркутска и говорит: «Хотите, чтобы его закончил, дайте мне возможность достроить два этажа». Получил деньги и достроил на крыше здания двухэтажный дом, — пояснил он.
«Денег больше не будет»
Суммы компенсаций, которые выплачивают жильцам за квартиры в доме на Лыткина, 2, Анастасия считает несоразмерными.
— Экспертизу по оценке квадрата сделали год назад, а выплачивать начали только в феврале-марте. Соответственно, цена квадратного метра с тех пор сильно выросла (с тех пор несколько раз подняли ключевую ставку по ипотеке. — Прим. ред.). Например, я в мае этого года получила 6 миллионов рублей, сейчас я в этом же районе квартиру за такую же цену не найду. Поэтому и выкручиваемся, берем ипотеки, кто-то покупает квартиры в Ново-Ленино или в Рабочем. Выкручиваемся, потому что понимаем — денег больше не будет, — поделилась Анастасия.
Роман Лиходиевский объяснил, что стоимость квадратного метра рассчитывалась исходя из его рыночной стоимости и у каждого дольщика была возможность получить деньги и приобрести жилье еще зимой.
— Многие жильцы, по сути, сами затянули процесс. То есть они должны были до этого периода времени освободить квартиры, прекратить свои права и прописки и получить деньги. Кто-то добросовестно сделал это уже в январе-феврале, а кто-то дотянул до последнего. Кто-то не захотел, кто-то возражал, кто-то надеялся на авось. Люди же с начала года знали, что к сентябрю всем надо съехать. Там ведь нарушенный контур здания, многие квартиры стоят без окон, — отметил Лиходиевский.
Да и расселиться жильцы, по его мнению, могли бы и раньше.
— В феврале мы встречались с жильцами в Следственном комитете с участием руководителя иркутского главка Анатолия Ситникова. Жильцы попросили не расселять их до сентября, мы дали им время найти новые квартиры, отремонтировать их, если требуется, и переехать. А фактически там больше половины квартир сдается в аренду, то есть люди сами съехали, а эти квартиры сдали и продолжают получать необоснованную прибыль, — рассказал Роман Лиходиевский.
Остается вопрос, что будет с заброшенной девятиэтажкой после 15 сентября, когда люди ее покинут?
— После расселения вокруг дома выставят забор и охрану. Здание законсервируют, а потом снесут. Но решение об этом будет принимать правительство Российской Федерации. Что там появится — будем решать вместе с федеральным центром. По моему мнению, нужно построить там дополнительный корпус школы № 27, которая стоит неподалеку, — отметил Роман Лиходиевский.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.