Наука Полярное сияние озарит Иркутскую область после мощных вспышек на Солнце — куда ехать за красивыми фото

Иркутянам придется мчаться за город

Полярные сияния вспыхнут после серии мощных вспышек на Солнце — рассказываем, куда ехать за красивыми фото

Последние два дня отметились сильнейшими вспышками на Солнце. Как минимум одна из них считается самой мощной за весь 11-летний солнечный цикл. Ученые уверены, что это спровоцирует магнитную бурю и полярные сияния. А мы выяснили, куда лучше всего ехать, чтобы посмотреть небесное представление (конечно, при условии хорошей погоды).

Солнце пульнуло в нас плазмой

Как объяснил журналисту «ИрСити» директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев, сейчас в центральной части солнечного диска наблюдается активная область — группа солнечных пятен, где за последние дни произошли несколько вспышек. Как минимум две из них можно считать сильными.

— Такие вспышки всегда сопровождаются выбросами корональной плазмы, когда облако плазмы вылетает из Солнца с огромной скоростью — порядка 1000  километров в секунду. Поскольку эта группа пятен находится примерно на одной линии с Землей, то шансы, что выброс плазмы попадет в нашу планету, в худшем случае, или заденет, в лучшем, — достаточно велики, — подчеркнул ученый.

Самая крупная вспышка на Солнце с 2017 года

По его словам, сложно определить скорость, с которой летит облако плазмы в сторону Земли. Поэтому есть разные оценки начала магнитной бури. В любом случае она будет в течение сегодняшних суток. Также трудно определить, какой силы будет эта магнитная буря, так как это зависит от параметров выброса — скорости, массы и плотности плазмы в том сгустке, который попадет на Землю.

— Во всяком случае, можно говорить, что эта магнитная буря может быть средней или умеренной, — резюмировал Сергей Язев.

В любом случае, говорит ученый, не стоит бояться магнитных бурь. Он также уточнил, что этой ночью можно будет увидеть полярные сияния.

Когда будет полярное сияние?

Директор Иркутского планетария Павел Никифоров подтвердил журналисту «ИрСити», что серия вспышек на Солнце, скорее всего, позволит россиянам, в том числе жителям Иркутской области, наблюдать полярные сияния в эти выходные, начиная уже с вечера 4 октября. Поэтому астрономы призывают всех, кому интересно понаблюдать за небесным представлением, зарядить свою фотоаппаратуру, заправить автомобили, подготовить теплую одежду и, если есть возможность, немного поспать перед поездкой.

— Прогноз прогнозом, но никто не знает точно, как все будет происходить. Произошедшие первыми вспышки могут насытить энергией магнитосферу Земли и последующий приход заряженных частиц вызовет свечение верхних слоев атмосферы, то есть полярное сияние. Сейчас мы смотрим за многими показателями, в первую очередь за показателями величины тока в радиационных поясах Земли. Эти измерения проводятся со спутников, и они позволят нам более-менее точно предсказать событие примерно за час до него, — подчеркнул Павел Никифоров.

Он добавил, что Иркутский планетарий объединил наблюдателей из разных регионов — Иркутской области, Забайкалья, республики Бурятия и даже из Красноярского края, таким образом получается географически распределённая, объемная картина явления. Фото и видео материалы передаются в Институт солнечно-земной физики, где используются для анализа.

— Хочется, чтобы люди чаще смотрели на небо, а полярное сияние — это как раз такая история. Для наблюдений не нужны телескопы. Правда, глазом, в наших широтах, они не всегда видны, но на фотографии они проявляются легко, — подчеркнул Никифоров.

Следить за прогнозом наблюдений и участвовать в выездах и сборе материалов можно в чате «Полярные сияния» в Telegram.

Куда ехать за полярным сиянием?

Для наблюдений, подчеркивает Павел Никифоров, есть все предпосылки: уикенд, люди более-менее свободны, нет лунной засветки, единственное — должно быть ясное небо.

— Нужно выехать за город таким образом, чтобы северный горизонт был свободен, то есть без строений и засветки, — подчеркнул наш собеседник.

Для Иркутска лучше подходят следующие направления:

• На Пивовариху. От города достаточно отъехать на 13-14 километров.

• По Александровскому тракту. Нужно уехать за Урик.

• На Качуг. По тракту придется ехать дальше, чем в первых двух вариантах, лучшее место для наблюдений — между Жердовкой и Усть-Ордой.

— Главное — ориентироваться на север. Тот, кто не может определить север по звездам, может найти его по компасу. С собой обязательно захватить штатив, чтобы установить на него фотоаппарат и телефон. Для съёмки нужна выдержка в несколько секунд и ISO около 6 000 при средних значениях диафрагмы, — уточнил Павел Никифоров.