Общество Голод, холод и коммунальные сети

Голод, холод и коммунальные сети

Одно из старейших в Иркутской области коммунальных предприятий региональное государственное «Облкоммунэнерго» в последние несколько недель попало в эпицентр общественного внимания.

Одно из старейших в Иркутской области коммунальных предприятий региональное государственное «Облкоммунэнерго» в последние несколько недель попало в эпицентр общественного внимания. Организация по уши в долгах, средств не хватает даже на устранение аварийных ситуаций, а сотрудники, угрожая голодовкой намеренной, вот-вот перейдут на голодовку естественную, так как зарплат не видят уже третий месяц. В чём причина всех проблем, «ИрСити» разбирался совместно с руководством предприятия, чиновниками и профсоюзом.

«Облкомунэнерго» было образовано в 1969 году решением Иркутского облисполкома. Создавалось оно, чтобы централизовать управления ранее разрозненными энергетическими сетями, каждая из которых представляла собой обособленную структуру, управляемую местными органами власти.

Задача предприятия, актуальная и по сей день, заключалась в эффективном доведении электроэнергии до конечного потребителя. «Облкоммунэнерго» и сегодня остаётся одной из крупнейших в области организаций, обеспечивающих функционирование 2/3 областных энергосетей, поставляя электричество не только частникам, но и социальным объектам: школам, детским садам и больницах в более чем 230 населённых пунктов в регионе.

Долговая яма

Несмотря на обширные инвестиции, поступавшие в 2010 и 2012 годах, к 2015 году предприятие оказалось на грани банкротства: его сотрудники не получают зарплату, в компании нет денег даже на то, чтобы устранять аварии, а износ эксплуатируемых предприятием сетей превысил 80%. Долги перед поставщиками, подрядчиками, сотрудниками и банками превышают 1 миллиард рублей.

По словам председателя профкома «Облкоммунэнерго» Александра Чупрова, первый звонок, предвещавший нарастающий кризис, прозвучал в марте 2015 года, когда работникам начали задерживать зарплату: «В марте мы впервые почувствовали кризис на себе, когда пошли задержки по зарплате, сперва непродолжительные. Они продолжались всё лето. Наш профсоюз, а также областной комитет постоянно обращались во все структуры власти, чтобы привлечь внимание к ситуации. Было множество обращений в различные инстанции. Однако, как только эти обращения поступали, заработную плату тут же выплачивали, и всё прекращалось. А кризис тем временем нарастал, пока не развился до нынешней ситуации».

Зарплату перестали выплачивать в сентябре, работники, просидев без денег больше 2 месяцев, решились провести пикет напротив здания областного правительства. Пикет собрал около 30 сотрудников «Облкоммунэнерго».

1 из 5

Несмотря на то что правительство явно проявило внимание к существующей проблеме, никаких конкретных сроков выплаты заработных плат сотрудникам не было сообщено до сих пор.

Ранее решением правительства был отменён приказ ныне смещённого руководства предприятия о приостановке деятельности и отправке сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Однако, поскольку даже после проведённого пикета никаких конкретных сроков выплаты заработных плат названо не было, 11 ноября профсоюз объявил о готовности начать голодовку. Также профсоюз направил письма с просьбой срочно решить проблему губернатору Иркутской области и уполномоченному по правам человека в регионе.

Сотрудники профсоюза посчитали, что приостановка деятельности организации зимой может привести к социальному взрыву, в то же время продолжать работать на чистом энтузиазме люди уже не могут: средств в «Облкоммунэнерго» не осталось даже на устранение аварийных ситуаций.

Причины

Столь радикальные меры всё же заставили правительство обратить более пристальное внимание на создавшуюся ситуацию. Был назначен новый генеральный директор «Облкоммунэнерго», им стал Максим Давыдов, бывший главный инженер предприятия. Помимо этого, 19 ноября была проведена пресс-конференция, на которой заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Болотов и новый генеральный директор предприятия обозначили позицию властей по отношению к кризису на предприятие, а также перечислили меры, которые в ближайшее время будут предприняты.

Управленцы назвали и предполагаемые причины нынешнего кризиса. По их словам, предбанкротное состояние «Облкоммунэнерго» было обусловлено, прежде всего, неэффективным управлением и с текущим финансовым кризисом в стране никак не связано. На предприятии в последний год на трёх рабочих приходилось по одному управленцу.

Несмотря на то что дела здесь шли, мягко говоря, неважно, высшее руководство получало высокие (в районе 250 тысяч рублей) зарплаты, а также — премии в 60% от оклада. К тому же в 2015 году на 200 миллионов рублей был увеличен зарплатный фонд предприятия на фоне сокращения простых рабочих. По словам Руслана Болотова, неэффективность управления отразилась и на одном из основных направлений деятельности — контроле за потерями в сетях.

Так, на сегодняшний день на складах «Облкоммунэнерго» находится более 1,3 тысячи приборов учёта энергопотребления, которые могли бы существенно повысить эффективность контроля за сетями. Однако установить их не представляется возможным, поскольку нет необходимых для этого расходных материалов.

Ещё одной возможной причиной кризиса чиновник назвал исполняемые предприятием социальные функции — оно обслуживает множество заведомо убыточных сетей в отдалённых населённых пунктах.

Помимо «неэффективного руководства», иркутские СМИ и профсоюз «Облкоммунэнерго» предлагали следующие версии касательно причин кризиса. Во-первых, в статье, размещённой 6 ноября на сайте профсоюзной организации, причинами называются «политика региональной службы по тарифам, установившей заниженный тариф на передачу электроэнергии для компаний на 2015 год. Во-вторых, это «котловое» списание затрат на потери в сетях, не позволяющее областному предприятию получать денежные средства на осуществление своей деятельности и лишающее его оборотных средств».

В качестве пояснения к этим малозначащим для человека, далёкого от темы организации энергосетей, можно привести материал «Восточно-Сибирской правды» от 10 ноября 2015 года, в котором утверждается, что отчасти кризис был спровоцирован «некорректным прогнозом цен на оптовом рынке, сделанный региональной службой по тарифам».

Дело в том, что именно служба по тарифам определяет стоимость услуг «Облкоммунэнерго», в то время как весьма значительный объём энергии теряется из-за воровства в сетях. Объем «потерянной энергии» предприятие обязано купить по рыночной цене. По словам нового главы организации Максима Давыдова, только за прошлый год предприятие потеряло около 700 миллионов рублей из-за энергопотерь.

В то же время, говорится в статье «ВСП», служба по тарифам должна была спрогнозировать хотя бы ежеквартально цены на покупку потерь электроэнергии, однако таких прогнозов не было уже два года. Как следствие, реальная цена потерь в два раза выше превышает заложенную. В итоге огромные суммы, которые могли быть потрачены на обеспечение беспроблемного функционирования «Облкоммунэнерго», уходило на оплату потерь.

Последствия

Таким образом, новое руководство оказалось в весьма непростой ситуации, ему придётся работать в обстановке постоянного стресса и стоящие перед ним задачи можно назвать, по словам Руслана Болотова, сложными, если не героическими. При этом все понимают, что сохранение организации необходимо, так как, в противном случае, существенно усложниться процедура управления энергосетями, более того, могут существенно вырасти затраты на обслуживание нерентабельных сетей.

Новый генеральный директор предприятия Максим Давыдов назвал шаги, которые необходимо сделать в первую очередь. В их числе — снижение собственных издержек, оптимизация неоправданно раздутого управленческого штата, совместные с гарантирующим поставщиком электроэнергии рейды по выявлению потерь в сетях и установка приборов учёта. Даводов подчеркнул, что выполнение этих задач возможно лишь при соблюдении адекватной тарифной политики.

Не менее значимым и острым вопросом остаются сроки погашения задолженности по зарплатам перед сотрудниками. По словам Болотова, в настоящий момент найдено техническое решение этого вопроса. Ситуация осложняется тем, что на счета организации наложен арест, поэтому прямое перечисление денег проблемы не решит.

Как пояснил председатель профкома «Облкоммунэнерго» Александр Чупров, чтобы вернуть долг, сотрудники должны обратиться в комиссию по трудовым спорам, затем им выдадут специальное удостоверение, с которым уже можно идти за деньгами в банк.

«На мой взгляд, процесс займёт не меньше недели. И это при условии, что какие-то средства уже поступили в банк. Всё зависит от того, насколько оперативно будут выполняться все вышеперечисленные действия. В настоящий момент выдаются удостоверения по трудовым спорам на предприятии», - сообщил Чупров.

Руководитель профкома отметил, что, поскольку областное правительство начинает делать конкретные шаги к стабилизации ситуации, сотрудники «Облкоммунэнерго» решили перенести начало голодовки, по крайней мере до возвращения губернатора области Сергея Левченко из Москвы, в надежде получить от него или его представителей более конкретные заявления по датам выплаты зарплат.

По словам Чупрова, решение перенести начало голодовки было связано и с назначением нового генерального директора, который пользуется в трудовом коллективе большим кредитом доверия, в связи с чем сотрудники «Облкоммунэнерго» решили не усложнять ещё больше стоящую перед ним задачу.

Виновные будут...

Можно сказать, что областное правительство обратило внимание на проблему, но пока что мы видим только обещания, пусть даже и подкреплённые конкретными механизмами вывода предприятия из предбанкротного состояния. Если после заявлений Руслана Болотова стало более-менее понятно, что делать с предприятием, по крайней мере, так кажется со стороны, то вопрос «кто виноват?» в падении «Облкоммунэнерго» всё ещё остаётся открытым. Как заявил Болотов, ответ на него дадут правоохранительные органы. Также непонятно, как может эта ситуация повлиять на стоимость услуг организации для конечного потребителя в 2016 году.

События в «Облкоммунэнерго» заставляют задать и ещё один вопрос: могло ли быть предбанкротное состояние предприятия результатом целенаправленных действий прежнего руководства? Тут мнения расходятся. Новый генеральный директор и Руслан Болотов избегают прямых ответов на него, но, судя по всему, не исключают такой возможности. Руководитель профкома предприятия, напротив, считает, что кризис не был результатом злонамеренных действий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления