Экспедиция «Иркутск: от ГЭС до Заповедного Прибайкалья» – часть эколого-просветительского проекта En+ Group «Заповедная смена». Его участники – ученики из обычных школ и дети, которые обучаются по программе «Школа нового поколения», – изучают работу заповедников и проходят в них образовательные квесты. В субботу, 26 августа, школьники работали совместно с сотрудниками объединённой дирекции по управлению Байкало-Ленским заповедником и Прибайкальский нацпарком – «Заповедного Прибайкалья». Дети познакомились с экспозицией Байкальского музея Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, стали участниками волонтёрского экомарафона «360 минут» и убрали мусор на берегу реки Ангары в районе посёлка Большая Речка.
Проект «Заповедная смена» включён в официальный список мероприятий Министерства природных ресурсов и экологии РФ в рамках празднования 100-летия заповедной системы России. Проект организован компанией En+ Group при поддержке национального фонда «Страна заповедная» в рамках программы «Школа нового поколения» Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».
Для участия в проекте «Заповедная смена» школьники приехали на берег Ангары не только из муниципалитетов Иркутской области, но и из Красноярского и Забайкальского краёв. Отбор был серьёзный, многие из них – победители и призёры олимпиад.
Начало акции было запланировано на утро, и её проведению чуть не помешала погода, которую в субботу вряд ли можно было назвать приемлемой для такого мероприятия, – с утра шёл сильный дождь. Но организаторы проекта не стали отменять акцию, а просто подкорректировали планы, и школьники – участники «Заповедной смены» – всё-таки вышли на уборку берега Ангары. Но, как сообщила начальник отдела экологического просвещения «Заповедное Прибайкалье» Светлана Добрынина, несмотря на сокращение времени акции, результаты уборки можно назвать удовлетворительными.
«Дети смогли собрать около 40 мешков мусора и тем самым оказали большую помощь госинспекторам «Заповедного Прибайкалья». Им бы для этого понадобился целый день, а детей было много, они справились с работой достаточно быстро, пусть у нас и было не очень много времени», - отметила она.
У экоакции была не только утилитарная цель – помощь в уборке мусора, но и просветительская, не менее важная. Как сообщила Добрынина, детям рассказали о том, как разлагаются те или иные бытовые отходы и показали, как нелегка работа госинспекторов. Школьники увидели, как не нужно вести себя, отдыхая на природе, и пообещали, что они-то мусорить уж точно не будут.
«Есть такие люди, кто оставляет после себя костры, мусор, бутылки битые и так далее, к ним я отношусь негативное, – заметила Даша Середа, ученица школы №40 города Ангарска, участница нынешней «Заповедной смены», – мы сами часто ездим на Байкал, у нас в Ангарске – на Китой, и всегда стараемся после себя оставлять порядок. Это очень важно, и так должны делать все».
Ближе к полудню группа перебралась с холодного берега Ангары в тёплый корпус Байкальского музея. У «Заповедного Прибайкалья» с ним налажено сотрудничество в области экологического просвещения.
К приходу гостей там уже все было готово. Экскурсию школьникам проводила аспирантка Байкальского музея Анна Нижегородцева. Она рассказала о появлении озера Байкал, его исследовании и об интересных фактах, связанных с этим. Кроме того, школьники увидели байкальских эндемиков – эпишуру, омуля и, конечно же, нерп. Последние привели в восторг всех без исключения экскурсантов: именно возле аквариума с нерпами школьники оставались дольше всего. Кто-то их видел впервые, кто-то – нет, но от нерп остались под впечатлением все.
Сразу же после осмотра экспозиции, посвящённой истории озера, детей провели в класс, чтобы познакомить с микромиром Байкала. Школьникам рассказали о микроорганизмах, населяющих озеро, и их влиянии на биосферу. С помощью микроскопов и заранее приготовленных препаратов дети смогли сами их увидеть и отметить что-то интересное в выданных им рабочих тетрадях. В них участники «Заповедной смены» каждый день записывают ответы на вопросы, которые они могут услышать во время мероприятий проекта, делают собственные заметки, прикладывают рисунки и фотографии. По словам Светланы Добрыниной, к концу смены авторы наиболее креативно заполненных тетрадей получат специальные призы от «Заповедного Прибайкалья».
Когда внутри музея все экспозиции были пройдены, настало время Юрия Мельникова. Научный руководитель группы наземных экосистем Байкальского музея показал школьникам дендропарк: это без малого 4 гектара территории с речкой и естественными байкальскими ландшафтами (степным, лесным, лугово-болотным) и почти 400 видами растений.
Программа образовательной экспедиции чрезвычайно насыщенная. Она началась с 24 августа. В этот день её участники побывали на Иркутской гидроэлектростанции, а также поучаствовали в нескольких образовательных квестах в Иркутске, после чего переехали в Листвянку. На следующий день смена отправилась на экскурсию по малой байкальской тропе, во время которой работники «Заповедного Прибайкалья» Светлана Добрынина и Виктор Степаненко рассказывали школьникам о флоре и фауне Байкала, а дети собирали «экспонаты», которые бы им напоминали об этой экскурсии, в специальные органайзеры. В следующие дни организаторы запланировали выход на маршруты Большой Байкальской тропы, поход на Кругобайкальскую железную дорогу и визит в лесничество «Заповедного Прибайкалья». Там школьникам расскажут о ситуации с лесными пожарами на Байкале: причины их возникновение, способы тушения и предотвращения. Для участников экспедиции также запланированы образовательные игры.
По лицам участников «Заповедной смены» было видно – многие едва ли не впервые прикоснулись к тому, о чём они ранее знали только из материалов школьных учебных программ. Об этом, к примеру, сказала ангарчанка Даша Середа. Она отметила, что в музее и дендрарии она увидела животных и растения, о которых знала лишь по книгам.
«Со слов детей: они очень довольны. И мы этому очень рады», – подытожила Светлана Добрынина.
Партнёрский материал.