Председатель Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева на заседании комиссии по контрольной деятельности заксобрания при рассмотрении вопроса о государственной программе «Доступное жильё» на 2014-2020 годы заявила, что в период за 2016-2017 годы в Иркутске не было куплено ни одной квартиры для детей-сирот.
Численность нуждающихся в Иркутске в 2016 году составляла 830 человек, в 2017 году это количество увеличилось до 1 тысячи сирот. По состоянию на 1 января 2018 года данная цифра составтла 1,3 тысячи человек.
Кроме того, Морохоева отметила, что дети-сироты из Приангарья часто жалуются в прокуратуру на уже предоставленное некачественное жильё, поскольку строительство квартир часто осуществлялось с нарушением норм.
«Это связано с отсутствием со стороны органов государственной власти надлежащего контроля за строящимся или приобретённым жильём для детей-сирот», – сообщила председатель КСП.
Правительство региона в январе 2018 года заявило, что число детей, находящихся в детских социальных учреждениях, в Иркутской области за 5 лет сократилось с 9 до 2 тысяч человек.
В декабре 2017 года власти намеревались в 2018 году выделить дополнительные средства на покупку и строительство жилья для детей-сирот.
Дети-сироты неоднократно жаловались уполномоченному по правам человека Приангарья на некачественное жильё, предоставленное им региональными властями. Так, в апреле 2017 года, к омбудсмену обратились 50 жителей посёлка Малая Топка Иркутского района, после этого омбудсмен предложил министерству имущественных отношений региона переселить детей-сирот из некачественного жилья в помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В феврале 2018 года жительница города Шелехова пожаловалась уполномоченному по правам человека в Иркутской области Виктору Игнатенко на то, что два дома для детей-сирот построены в 100 метрах от железной дороги.
14 февраля суд признал незаконным отсутствие стройконтроля при возведении дома для сирот в Братске.