Общество Работа на самоизоляции. Преподаватели и учителя

Работа на самоизоляции. Преподаватели и учителя

Портал «ИрСити» рассказывает о людях, которые продолжают работать несмотря на самоизоляцию из-за пандемии коронавируса.

Все учебные заведения Иркутской области перешли на дистанционное обучение уже давно. Учителя и преподаватели из Иркутска поделились своими мыслями по поводу работы на удалёнке и пришли к мнению, что неудобств в ней всё-таки больше, чем плюсов. Но по-другому сейчас нельзя, учёбу никто не остановит.

Портал «ИрСити» запустил проект о людях, которые работают, несмотря на коронавирус, и делают жизнь в самоизоляции немного проще. Мы уже рассказали о волонтёрах, которые помогают пожилым людям, и работе стюардессы и врача-педиатра. Свои истории о помощи посторонним людям и своей работе в нынешних непростых условиях вы можете присылать на нашу редакционную почту: info@ircity.ru.

Ольга Абрамова (учитель русского языка и литературы в средней школе Иркутска)

По просьбе героя материала её имя было изменено.

Я работаю учителем первый год. Сейчас у нас организовано дистанционное обучение. Дети учатся по тому расписанию, которое было составлено в течение года. Например, если до самоизоляции у какого-нибудь класса в понедельник по расписанию были математика, русский язык и история, то и на дистанционном обучении дети в понедельник должны выполнить задания именно по этим предметам.

Все задания каждый день загружаются заранее на сайт «Дневник.ру» (Цифровая образовательная платформа, сочетающая функции дневника для школьников и классного журнала для учителей). Ребёнок смотрит, что ему приготовил учитель, всё выполняет, а потом отправляет на электронную почту учителя результаты своей работы. Всё общение проходит в электронной почте. Я практически всегда отвечаю детям.

В первый день после перехода на дистанционное обучение «Дневник.ру» не выдержал нагрузки и перестал работать. Все туда заходили, пытались обновить страницу, никто не мог посмотреть домашнюю работу или что-то отправить. Это было ужасно. Моё мнение — сайт оставляет желать лучшего, он неудобный. Многие учителя используют видеоролики, чтобы дети их посмотрели и поняли новую тему. Они тоже загружаются на сайт, но мы не можем проследить, смотрят ли их дети.

Поначалу было непонятно, как работать с сайтом, куда отправлять задания, во сколько... В первые дни некоторые дети зараз делали всю домашнюю работу и заканчивали заниматься только к 10 часам вечера.

Многие дети несамостоятельны. Я преподаю у пятых классов, ребята не могут сами что-то посмотреть и найти [на сайте], поэтому родителям приходится делать это вместе с ними. У родителей же в это время может быть своя работа. А если она дистанционная, то им нужно как-то делить компьютеры с детьми.

Ещё один минус — нет живого общения с учителем, соответственно, он не может объяснить тему ребёнку. Наша школа постепенно подходит к проведению видеоуроков. Сейчас они есть только у старших классов, поскольку им нужно готовиться к экзаменам. Я думаю, основной блок школы тоже к этому скоро придёт. Мы изучаем сложные темы, но не все дети смотрят предлагаемые видео. Кто-то получает плохие оценки, но дело даже не в этом: если они что-то не поймут сейчас, в дальнейшем им будет сложно учиться.

Мне как учителю русского языка нужно тщательно проверять работы на ошибки, но иногда это сложно сделать. Дети присылают нечёткие фотографии, иногда такие, как будто они их сделали, отойдя на несколько метров. Приходится напрягать зрение. Чувствую, за время дистанционного обучения оно у меня сядет.

Дети сталкиваются с проблемой, что им много времени приходится проводить за компьютером. Допустим, у ребёнка в день по пять уроков. Каждый учитель скидывает что-то такое, что нужно выполнять с помощью компьютера. Дети много сидят за монитором, это вредно.

Учебная программа пострадала. Во-первых, у нас было очень много выходных — сначала неделя, которую дал Путин, теперь продлили майские праздники. Во-вторых, очень сложно дистанционно работать над изложениями, сочинениями, контрольными. Нас попросили их убрать. Ученики не учатся писать изложения и сочинения. Наверное, некоторые дети сейчас не учатся вообще, потому что есть сайты с готовыми домашними заданиями, откуда можно списать всё.

Ещё один минус — дети не могут самостоятельно организовать своё время, они растягивают выполнение домашней работы. Когда дистанционное обучение только началось, многие жаловались, что детям задают слишком много. Я так не считаю. Задают столько же, сколько и всегда. Но пока дети проснутся, пока посидят за компьютером... В итоге получается, что они заканчивают работу к 10 часам вечера, а родители смотрят на это и думают: «Какой мой ребёнок бедный, какой кошмар». Начинаются жалобы на учителей...

Учителям теперь приходится чаще общаться с родителями. Иногда пишут: «Почему моему ребёнку занизили оценку, почему вы написали, что он что-то сделал неверно»... Хоть они и не хамят, но порой бывает неприятно выслушивать претензии в свой адрес. Всегда обидно, когда учителю указывают, как надо работать.

Многие ученики отправляют работы очень поздно. Например, я пишу, что задание нужно скинуть до 7 часам вечера, половина отправляет после. И когда я их должна проверять — непонятно. С другой стороны, для учителя здесь есть и положительный момент, потому что первая половина дня получается относительно свободной. Если кому-то удобнее работать вечером, а утром хочется подольше поспать — для него это плюс.

Сможет ли когда-нибудь учёба онлайн заменить живое общение? Я не могу дать однозначный ответ. Есть предметы, по которым учитель не нужен, потому что дети вполне могут сами прочитать учебник и ответить на некоторые вопросы.

Бывают темы, которые нужно грамотно объяснять, и ребёнок без учителя не сможет их понять. А ещё люди сами по себе очень ленивые, и когда их в школе заставляют что-то делать, хоть чему-то они там могут научиться. Посидев на уроке, он может что-нибудь запомнить. Если же ребёнок не будет заинтересован в учёбе (а таких довольно много), то обучение онлайн будет пустой тратой времени.

Первую неделю мне было сложно работать, хотелось в школу, я думала, что это не учёба. Когда я разобралась, как работать, стало легче, и мне даже начала нравиться дистанционная работа. Можно больше времени проводить дома, отдохнуть от общения с детьми, потому что это очень энергозатратное занятие.

Но качество дистанционного обучения всё-таки сильно страдает. Хотя сейчас мы понимаем, что до конца учебного года мы в школу не вернёмся, и радуемся, что есть хотя бы такая возможность работать.

Мария Штуккерт (доцент кафедры русской и зарубежной литературы ИФИЯМ ИГУ (Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуниций Иркутского государственного университета))

Моя ситуация необычна: ещё до начала пандемии я планировала стажировку, на которую должна была улететь в апреле (стажировка длительная, 3 месяца). В связи с этим все курсы вычитывала заранее. Таким образом, к началу дистанционного обучения мы со студентами подошли с практически вычитанными курсами. Следовательно, мне сейчас намного легче, чем подавляющему большинству коллег.

Пользуясь платформой Belca (Образовательный портал Иркутского государственного университета), я выкладываю материалы для студентов (аудиозаписи лекций, презентации, информацию в текстовом виде, ссылки на спектакли, фильмы, книги). Там же слежу за посещаемостью. Обратная связь осуществляется через ту же Belc'у и по почте. Провожу индивидуальные консультации онлайн (в мессенджерах, Skype, Zoom — кому как удобнее).

У меня четыре группы журналистов второго курса, две группы филологов второго курса (русское и бурятское отделение), три группы филологов первого курса (русское и бурятское отделение), отдельная группа по спецкурсу, ещё одна группа заочников-магистрантов. Плюс я руковожу курсовыми и дипломными работами, а также занимаюсь с разнообразными должниками.

Как у каждого формата, у дистанционного обучения есть свои недостатки. Неудобство заключается в отсутствии быстрой обратной связи: нет такого мгновенного контакта с аудиторией, как при обычном обучении. Обучение переходит в разряд индивидуальной работы, и это приводит к тому, что я либо часами в видеоконференциях объясняю одно и то же разным студентам, либо пишу большие письма с вариациями содержания. Бесконечная переписка мучительна.

Проблема также и в качестве, доступности связи. Есть студенты, которым пришлось уехать домой, в маленькие городки и сёла, где интернет есть, но очень нестабильный. Таким образом, собрать всю группу на одно время в видеоконференцию — непросто для меня, а для многих студентов — невыполнимо. Поэтому я и перешла на аудиолекции и индивидуальные консультации.

Хочу отдельно отметить: я сейчас нахожусь в идеальных условиях (у меня хороший интернет, есть техническая возможность организовать занятия, в самоизоляции я оказалась одна, следовательно, жизненное и рабочее пространство делить не с кем, нет детей, есть еда и так далее). Однако многие преподаватели и учителя находятся в стрессе, невероятно загружены.

В личных разговорах, соцсетях, интернетных спорах я вижу, как осуждение и непонимание лавиной катятся в сторону учителей и преподавателей. Как и в любой деятельности, среди нас есть те, кто выполняет работу минимально. Но большинство сейчас работает с невероятной самоотдачей, используя личное оборудование, домашний интернет, забывая о собственных семьях, о собственном здоровье.

Это национальная традиция такая у нас, очевидно, — ждать от учителей и преподавателей невозможного, и не просто ждать, а требовать. Стыдно: до пандемии было нормальным глумиться над учителями, свести их на уровень полуголодной обслуги, а теперь с возмущением спрашивать, где их самоотдача и любовь к детям. Преподавателям в этом плане намного проще. Так что да, подводя итог моей пафосной речи, — для меня дистанционная работа в самоизоляции началась с минимальными потерями. Но это не показатель.

Говоря о положительных моментах, связанных с самоизоляцией, отмечу, что я люблю быть наедине с собой. А ещё сейчас открыты многие платные ресурсы (книги, статьи, видеолекции, курсы). Приходится не спать или усиленно скачивать всё возможное.

Об экономии говорить пока рано: посмотрим на свои счета за электричество и связь, например. Или на хронические болезни, которые обострятся от такой работы. Или на проблемы со зрением... Да много всяких факторов.

Экзамены буду принимать по видеосвязи. Списывающего студента видно всегда: как он говорит, что говорит, куда смотрит, какая интонация... Это опыт. Но у нас есть чёткие рекомендации, касающиеся того, как нужно принимать экзамен. По моим курсам студенты в течение семестра выполняют задания, уже видно, кто как работает. Кроме того, экзамен в форме собеседования не даст такой уж свободы в мгновенном поиске подсказок. К тому же, я занимаюсь литературой, тут «халтуру» видно всегда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления