Жители микрорайона Приморский в Иркутске протестуют против строительства храма Святого благоверного Александра Невского на месте рощи в пределах улиц Безбокова и Захарова. Впервые они громко заявили об этом ещё в 2016 году, и тогда вопрос строительства религиозного объекта затих. Но неделей ранее участок посреди рощи оградили забором, и, кажется, теперь строители настроены куда более решительно, чем 5 лет назад.
600 прихожан и 1 миллиард рублей
Впервые о строительстве храма на 600 прихожан на месте рощи в Приморском стало известно в 2012 году. По предварительным подсчётам, его строительство оценивалось в миллиард рублей. В здании будут располагаться учебные классы для воскресной школы, библиотека, экспозиционные залы, музей и квартира для настоятеля.
В 2016-м местные жители собрали почти 200 подписей против строительства храма, а также создали петицию на имя президента Владимира Путина на портале Change.org, которая набрала 570 подписей. Их волновало, что под участком земли, на котором планируется возведение религиозного объекта, проходят коммуникации района, а также, что будут нарушены допустимые нормы шума. Они также выступили против уничтожения зоны рекреации, которая является единственной в микрорайоне.
Под строительство выделен участок в 0,7 гектара. Согласно опубликованной на публичной кадастровой карте информации, земля была выделена в 2012 году, в 2013-м Росреестр утвердил назначение участка под возведение религиозного объекта.
Временное затишье
До недавнего времени казалось, что тема со строительством храма окончательно забыта. Никаких поползновений от церкви не было, и это «убаюкало» местных жителей. Всё изменилось 21 августа 2021 года – в этот день на площадке появилась строительная техника, участок огородили забором, началась подготовка к строительству.
Буквально в это же время противники появления храма начали собирать подписи под обращением к губернатору Игорю Кобзеву и президенту Владимиру Путину. Также они запустили интернет-петицию. 27 августа около 50-60 человек устроили сход возле забора, за которым ведётся подготовка к строительству.
«В 2017 году какие-то бабушки говорили, мол отец Марк заявлял, что раз жители против, мы не будем здесь строиться, против людей не пойдём. Конечно, этим они усыпили нашу бдительность», – посетовала представительница инициативной группы, выступающей против строительства храма, Светлана Козловская.
Она рассказала, что о притязаниях на землю со стороны церкви стало известно ещё в 2012 году, но до 2016-го все было тихо. Тогда, по словам Козловской, перед 9 Мая «Горзеленхоз» высадил аллею из 100 берёз, но через несколько дней на их месте – в границах участка застройки – остались одни лунки.
«Весь микрорайон сошёл с ума. Как оказалось, фонд строительства этого храма потребовал убрать эти деревья, потому что они находились на их территории. Это послужило толчком к разбирательствам. Мы начали собирать подписи, собирать СМИ, писать во все инстанции», – сообщила активистка.
Жильцы составляли обращения в адрес тогдашних мэра Дмитрий Бердникова, вице-спикера думы Александра Ханхалаева, депутата Госдумы Антона Романова. Но особого результата не было – как и ясности происходящего.
«Несколько раз нам отвечали из мэрии, и каждый раз ответы отличались: то нам говорили, что никакого строительства здесь не планируется, то отвечали, что здесь будет находиться объект культового назначения», – рассказала Козловская.
Люди тогда не стали обращаться в прокуратуру: не было формальных оснований, ведь чиновники мэрии отвечали на все запросы. По её словам, депутат думы Иркутска по округу №34 (куда входит Приморский) и президент фонда строительства храма Михаил Корнев пригласил протестующих в театр народной драмы и попытался их уговорить согласиться. Активисты ответили отказом.
Женщина поведала, что последние слушания по этому вопросу прошли 30 мая 2017 года, причём противников строительства об этом не известили, они узнали о них «партизанскими методами». На слушания из числа оппонентов храма попали только Светлана Козловская и ещё четыре человека.
«Среди участников слушаний в основном были артисты театра народной драмы, они представлялись местными жителями и рассказывали, что все выступают за строительство храма. Наше появление для них стало настоящим шоком. Когда мы пришли, они уже перестали говорить от лица местных жителей, начали представляться какими-то своими должностями. Мы-то знали, что эти люди здесь не живут.
Они стали говорить, что собрали подписи с Лисихи, с Первомайского, что все хотят приезжать сюда молиться. Я тогда ответила: «Товарищи наши дорогие! Давайте вы построите храм у себя в Лисихе или Первомайском, а мы будем приезжать к вам молиться», – поделилась воспоминаниями женщина.
Почти все участники сбора 27 августа сокрушались – нужно было не отпускать ситуацию и добиваться от мэрии изменения назначения участка на парковую зону. Всё это время инициативой, пусть и пассивно, владела Иркутская епархия, в пользование которой был выдан участок. В 2018 году она получила разрешение на строительство.
Купол на высоте 18 этажей
«Пятиглавый [храм], со шлемовидными куполами, один из которых значительно главенствует над другими, создает образ князя Александра Невского с дружиной, вставших на защиту отечества. Храм в градостроительном плане будет выгодно доминировать в окружающей 4-5 этажной застройке и обогатит своим силуэтом городскую среду левого берега города», – говорится в пояснении к проекту храма.
По нему предполагается, что самая высокая точка храма – купол, символизирующий Александра Невского, – будет находиться на высоте 54 метров над землёй – на уровне 18 этажа. Скорее всего, при таких объёмах церковь можно будет разглядеть даже с правого берега Иркутска.
Отсутствие в проекте надворных построек компенсировано стилобатом (цоколем), в котором разместятся служебно-бытовые, жилые и общественные помещения: просветительско-катехизаторский центр, видеозал, библиотека, читальный зал, музей, помещения для гуманитарной помощи, кельи и квартира настоятеля. Центром композиции этого уровня станет храм для повседневной службы на 100-150 прихожан с залом для крещения.
Выше стилобата будет находиться основной зал на 600 прихожан. Отмечается, что храм спроектирован согласно православным канонам и требованиям нормативной документации, в том числе и по доступности маломобильных групп населения.
Несостоявшаяся аллея гидростроителей
По словам местных жителей, зелёная зона на этом месте существовала с 1960-х годов. Строители Иркутской ГЭС разбили здесь парк с качелями, каруселями, лавочками и пешеходными дорожками. Со временем территория пришла в запустение. Возможно, сказалось отсутствие финансирование на благоустройство парка.
Сейчас это место мало похоже на парк или сквер в привычном понимании. Среди высокой травы протоптаны узкие дорожки. Чаще всего здесь гуляют люди с собаками. Отчётливо ощущается запах свежескошенной травы – её вовсю убирают за забором. Кто-то из собравшихся перепутал звук газонокосилки с пилой. Но нет, деревья в тот день не рубили.
«Территория, выделенная под строительство, не попадает под определение ни рощи, ни тем более парка: трава по пояс, две-три труднопроходимые тропинки. В русском языке это называется пустырь. А если построить храм, то вокруг него как раз запланирован парк», – рассказал корреспонденту «ИрСити» настоятель Александро-Невского храма протоиерей Марк Косолапов.
Однако местные жители, выступающие против строительства, с ним не согласны. По словам председателя ТСЖ «Западное» Натальи Лысенко, до последнего времени за местностью ухаживали: работники «Горзеленхоза» регулярно косили траву, а жильцы близлежащих домов устраивали субботники.
«В 2017 году мы предлагали устроить здесь аллею памяти гидростроителей, поставить монумент в их честь и разбить парк с зонами отдыхай для детей и взрослых. Неподалёку отсюда находится начальный блок школы №64. Тут много детей, им нужно место для прогулок. Надеюсь, нам удастся его отстоять», – сказала женщина.
К ней присоединилась иркутянка Ирина Бурдабакина, которая рассказала, что этот пятачок, каким бы заброшенным он не был, остаётся единственной зелёной зоной на большую часть Свердловского округа.
«Нам говорят, что для нас сделали зону отдыха на Якоби, но это не так. На Якоби съезжается весь город, там очень тесно и многолюдно. Нашим пенсионерам негде гулять, у детей практически нет игровых площадок. По нашей стороне вообще нет ни одного парка, ближайший к нам – это роща «Звёздочка», – пожаловалась женщина.
В разговорах людей то и дело звучало опасение, что никакого парка, как предполагается по проекту, не будет, и что они останутся без спасительной «зелёной стены», ограждающей малоэтажные жилые дома на Безбокова, Гидростроителей, Салацкого и других соседних улицах, от шума и пыли с оживлённых дорог возле плотины.
Одна из выступавших женщин сказала, что после строительства храма их район «наводнят» попрошайки и прочие асоциальные личности. Чтобы в этом убедиться, она предложила сходить к старому церковному зданию.
«Где мы все были, чтобы здесь сделать парк?»
Через час-полтора после начала сбора стало казаться, что протестная активность начала стихать. Проходившие мимо люди, завидевшие толпу, подходили, ставили подписи и уходили, говоря на прощание какие-то приободряющие слова собравшимся.
Но в один момент вечер перестал быть томным. Очередные прохожие – мужчина, женщина и их дочка – остановились и спросили, что здесь происходит. А потом неожиданно представили другую точку зрения. Иркутянин Михаил Портнягин живёт на улице Безбокова – буквально в паре сотен метров от стройки. И, по его словам, он полностью одобряет строительство новой церкви.
«Во всём нашем районе – здесь, в Юбилейном, в Маркова – практически нет церквей. Их вообще очень мало в Свердловском округе. Ближайшая к нам – на вокзале. Здесь очень тесно во время воскресных служб. Сюда никто и не ходит, потому что места нет», – рассказал он. Одна из женщин ответила: «Мы не против храма. Но пусть его строят в другом месте».
Люди стали объяснять Портнягину и его жене, которая тоже включилась в спор, что храма не должно быть в единственной роще на весь околоток, и что его габариты выходят за все пределы разумного. Тот сначала не поверил, что высота самого большого купола составит более 50 метров (и сказал, что в Иркутске в принципе нет таких высоких церквей), но потом посмотрел на показанные эскизы и согласился, что это высоковато. Но от своих слов о пользе церкви не отказался.
«Я 8 лет здесь живу, и все эти годы территория была заброшенной. Всё «заминировано» собаками, валяются пустые бутылки, шприцы. Ни одна бабушка сюда не выходит гулять, потому что тут можно переломать ноги. Здесь никто не ходит, кроме собачников. Где мы все были, чтобы здесь сделать парк? Почему не ходили к депутату, чтобы он выбил здесь парк?» – эмоционально говорил Портнягин.
В подтверждение своих слов о том, что здесь никто не бывает, он спросил свою дочку, гуляет ли она здесь. «Нет, – ответила девочка. – Потому что грязно».
Возникший, казалось бы, накал быстро спал. Мужчина с пониманием отнёсся к мнению собравшихся, но привёл в пример своих соседей, которые хотели бы здесь увидеть новый храм. Один из них, по его словам, «ярый атеист, сам доволен был, что здесь наконец-то что-то нормальное появится». Конфликт очень быстро сошёл на нет. Прощались участники дискуссии уже по-доброму, по-соседски.
Битва подписей
Как рассказала Наталья Лысенко, активисты сейчас обходят весь район и собирают подписи против строительства храма, планируется собрать не меньше тысячи. Больше половины от этого количества уже есть. Все они уйдут губернатору и президенту.
«Мы в процессе, останавливаться не собираемся. Основная масса народа пока живёт на дачах, так как идёт самый горячий сезон, время сбора урожая. В мэрию мы уже обращались в 2016-2017 годах, но глас народа не был услышан, поэтому мы написали письмо губернатору Иркутской области и президенту РФ. В обращении мы писали, что прикладываемые подписи — это только начало сбора, и в дальнейшем мы перешлём все реестры. Но для оперативности решения вопроса обратились сейчас», — пояснила она.
Интернет-петицию подписали уже более 3,7 тысячи человек. Кроме того, в паблике «Типичный Иркутск» во «ВКонтакте» появился опрос, где вариант со сквером «убежал» далеко вперёд от храма. Впрочем, дискуссия развернулась и там.
Главные инициаторы строительства храма — депутат думы Иркутска Михаил Корнев и протоиерей Марк Косолапов — объяснили свою позицию на странице Корнева в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация). На момент публикации материала связаться с ними не удалось.
«В поддержку строительства храма в 2019 году уже было собрано 12591 подпись со всеми необходимыми проверочными данными», — отметил Корнев со слов Косолапова. При этом, как говорят активисты, среди подписантов — жители всех районов города.
Вряд ли обитателям Приморского удастся выиграть «войну подписей», но они по-прежнему рассчитывают, что к их мнению прислушаются и остановят строительство. Но предпосылок к этому пока нет никаких.
Редакция «ИрСити» направила запрос в администрацию Иркутска, чтобы выяснить, сколько деревьев планируется вырубить во время строительства, кто будет заниматься компенсационным восстановлением и обустройством парка, но на момент публикации текста ответ не поступил.