Уроженец Иркутска и выпускник местного театрального училища Алексей Филимонов сыграл главную роль в одной из знаковых премьер на российском телевидении за последний год – сериале «Вертинский» на «Первом». Но этого успеха могло не случиться, если бы не настойчивость Натальи Гавриловой – классного руководителя Филимонова, которая в 1996 году уговорила школьника Алёшу пойти в театральное училище. Она рассказала, каким ребёнком был актёр, и каким стал человеком, добившись успехов в кино.
Алексею Филимонову 40 лет. Его актёрская карьера в кино началась в 2006 году с эпизодической роли в фильме «Бумер-2». Одну из первых главных ролей он получил в фильме «Кислород» режиссёра из Иркутска Ивана Вырыпаева. В 2014-м он стал лауреатом открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», получив приз «За лучшую мужскую роль» в фильме «Ещё один год».
Наш разговор с Натальей Георгиевной проходит в школе №1, в самом центре Иркутска, почти на набережной реки Ангары. Здесь Наталья Гаврилова работает учителем русского языка и литературы уже 35 лет. Она выпустила во взрослую жизнь семь классов, выпуск Алексея Филимонова пришёлся на непростой 1996 год.
– Я слежу за успехами своих детей. Лёша – моя гордость, но не единственная. Есть ещё ребята, которыми можно гордиться. Кирилл Ильин (Выпускник Иркутского театрального училища, художественный руководитель театра-студии «Мысль» в Севастополе. Сыграл 14 ролей в кино, в основном эпизодических) тоже пытается войти в актёрскую элиту. Он учился в нашей школе, начал [творческую] деятельность в институте иностранных языков, но затем поступил в Иркутское театральное училище, уехал в Севастополь и в Москву. Есть достаточно интересные ребята, которые пишут стихи, занимаются творчеством, – начала она свой рассказ.
Мы встречались дважды, всё время в школе. Сразу видно, что дети любят Наталью Георгиевну – они подбегают к ней на каждой перемене, о чём-то спрашивают. И она отвечает им взаимностью. По словам Гавриловой, дети всегда были и будут добрыми и талантливыми. Только им нужно помочь раскрыть их лучшие качества, и это задача педагогов. Кажется, в истории с Филимоновым ей удалось это сделать на все 100%. Дальше – дадим слово учителю.
– В школе Лёша был одновременно необыкновенный и обыкновенный. Такой маленький, вёрткий, хитренький, умненький, всегда умел выйти из любого положения.
Когда подошло время заканчивать школу (у нас была девятилетка), ему нужно было выбирать – либо пойти в другую школу, либо в ПТУ. Получилось так, что можно было пойти только в какие-то индустриальные техникумы. Но это не для него, он творческая личность.
Мне захотелось пойти с ним в театральное училище. Предложила папе и маме, но они посмеялись. Хотя его родители и сами были творческими людьми: папа Алёши умел петь и танцевать, мама пишет стихи...
Перед каждым выпуском я пишу детям небольшие рассказики о том, какими я их вижу в будущем. Лёше я написала, что он будет играть, а его мама будет сидеть и плакать от радости. Всё в итоге сбылось. Папа смеялся, говорил: «О чём речь, зачем это вообще нужно?» Но уверена, что сейчас бы он гордился сыном. Мама счастлива из-за успехов ребёнка, из-за того, что он хороший и добрый человек. Большая заслуга в этом принадлежит родителям.
Тем не менее я всё-таки добилась своего, мы пошли в театральное училище. Тогда в свою мастерскую набирала учеников Валентина Дулова. Конечно, если бы Валентина Александровна сейчас была жива (она умерла в 2018 году), она бы очень гордилась Алёшей.
Когда я его привела, он был маленький, худенький. Дулова мне говорит: «Ты мне кого привела?» Я говорю: «Артиста». Она сказала, что ничего с ним не сделает. Первый конкурс был неудачным. Алёша пришёл, сказал: «Не буду я больше, не хочу, мне не нравится это всё!» Но потом он поработал, подготовился – и всё-таки поступил в училище.
Он буквально жил им. Бывало, мы с ребятишками к нему приходили, а он отвечал: «Мне некогда». Он там ночевал – настолько ему было всё интересно. Валентина Александровна тоже была увлечена своей работой. Они все жили театром. В спектаклях Алёша и играл, и пел. Потом он поступил в ГИТИС, успешно отучился, получил первую роль в кино.
Первая роль Филимонова, как он сам её охарактеризовал, роль – «парня-провинциала» и «малолетнего ублюдка» Вовки в фильме «Бумер-2».
Алёша весь был в деятельности, никогда не сидел спокойно. Наверное, не случайно он смог сыграть Вертинского. У него все задатки были, но их нужно было увидеть. Я рада, что мне это удалось сделать.
Перед тем как фильм вышел в показ, он обратился в беседу нашего класса и попросил: «Ребята, когда посмотрите фильм, поделитесь своими впечатлениями, пожалуйста». Я смотрела две ночи не отрываясь. Он там даже сам пел и делал это здорово. Алёша – талантливый человек, что и говорить. Хорошо, что его увидела режиссёр. Он действительно похож на Вертинского.
Меня особенно поразили его бархатные глаза
— Я ему на двух листах написала свои впечатления, отправила. Он ответил: «Наталья Георгиевна, спасибо за хорошие слова, но, если бы не вы, ничего бы этого не было». Когда у меня плохое настроение, открываю это сообщение, и всё сразу же меняется, всё становится замечательно.
Конечно, следила за его карьерой. Одним из первых фильмов Алёши был «Кислород». Неоднозначная, сложная картина. Мы с ребятами ходили на премьерный показ (он состоялся в Иркутске 23 июля 2009 года, за неделю до выхода фильма в широкий прокат – ред.). Смотрела его выступление на передаче у Александра Гордона. Собираю рецензии на фильмы с его участием, заметки о спектаклях.
Мне очень нравится образ Изи Майорчика, который он удивительно показал в фильме «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Хоть та роль была и не первостепенной, но очень яркой и интересной. В «Бумере» он сыграл себя. Майорчик – это вообще что-то невероятное. В «Пропавшем женихе» у него была маленькая роль, но тоже запоминающаяся.
У него есть целеустремлённость. Когда Дулова сказала, что ничего хорошего из него не выйдет, он сначала говорил, что не будет больше этим заниматься, но потом решил, что докажет ей, что из него получится актёр. И добился своего. На передаче у Ивана Урганта Алёша говорил, что не хотел идти в театральное, потому что «ребята не поймут», но на самом деле они поняли и порадовались за него.
«Что-то она увидела во мне такое, я даже не знаю что, и сказала: «Алексей, давайте сходим со мной в театральное училище?» Но так как я вырос в обществе людей с низкой социальной ответственностью, я ответил ей просто, также, как и сегодня говорил: «Пацаны не поймут». Тогда она сказала: «Ну ты сходи со мной, просто посмотри, что это такое». Так как я её всегда уважал, я с ней сходил. И когда я туда зашёл, я увидел людей, с которыми можно поговорить. И я остался, потому что я понял, что есть другой мир. Пацаны поняли. Я думаю, сейчас респектнут мне», — рассказал Филимонов в эфире программы «Вечерний Ургант».
Его класс был очень дружным, но время было тяжёлое… Выпуск пришёлся на 1996 год. Он рассказывал на передаче у Гордона: «У нас была скамейка, на которой нас всегда сидело 12-15 человек. Но со временем осталось всего несколько». Время было непростое, наркомания… Но мы – из тех, кто остались, – поддерживаем связь постоянно. Это дорогого стоит. Столько времени прошло, но единая цепочка, связывающая нас, сохраняется.
В Иркутск Алексей приезжает нечасто. Этим летом он приезжал на три дня. Побыл со своими друзьями и дочкой, погостил у мамы, поехал на Байкал. Ко мне приехать не успел, но очень извинялся. Несколько лет назад он бывал в школе, встречался с моими учениками. Было очень приятно, ведь всегда интересно, когда можно «пощупать» человека, задать ему вопросы. Он им рассказывал, как добился успеха, говорил про школу, про жизнь. Для детей это был счастливый момент.
Человек, который сыграл такую роль (Вертинского – ред.), мог бы забыть о своих корнях, но у него такое не произошло. Алёша очень нежен с матерью. У него не очень часто получается приезжать, но он всегда остаётся с ней на связи. Он добрый, хороший, отзывчивый, внимательный. Ещё, я думаю, Алёша скромный. Это было видно по выступлению у Урганта. Даже те развязные движения, которые он показывал, были от скромности. Наверное, это напускное.
Кто-то из ребят говорил: «Ну, теперь Лёшка зазнается». Это, конечно, вряд ли. Он не тот человек, который может зазнаться, но он знает себе цену. Когда он говорил, что на него смотрела актёрская элита, он не был подобострастен. Да, порадовался, но не более. Мне в нём это очень нравится. У него хороший сибирский характер.
У него такое обаяние, против которого сложно пойти. Алексей же рассказывал, что опоздал на пробы «Вертинского», тем не менее Авдотья Смирнова (режиссёр картины – ред.) увидела в нём человека, который сможет сыграть Вертинского. И не только сыграть, но и спеть. Ведь Вертинский – это песни, это жесты, это любовь, это родина.
Музыкально-биографический сериал посвящён жизни и творчеству русского шансонье Александра Вертинского. Жизнь артиста рассказана через его главные песни: каждая из серий построена как обширный пролог к одному из звучащих в конце номеров исполнителя.
«Сложно играть человека, который реально жил, тем более – где я, а где он. Мне было и страшно, и интересно: а смогу ли я это сделать? Потому что раньше у меня все роли были – бандиты, наркоманы, алкоголики. И вдруг – Вертинский! Я отказывался полгода, Дуня (Авдотья Смирнова – ред.) мне всё это время звонила и говорила: «Ты будешь сниматься!» И добила всё-таки», – рассказывал Филимонов в интервью РИА Новости.
Алексей не играл, он жил. Есть два момента в фильме, которые меня поразили. Первый – когда он говорил, что хочет славы. И вот когда он едет с первого концерта, в костюме клоуна, весь в цветах, с такой самодовольной улыбкой… Настолько это было замечательно! Он сумел передать удовольствие. Когда Алёша был чему-то рад, у него всегда была такая же улыбка.
Второй момент – когда расстреливали юнкеров. Алёша показал столько скорби, столько беды… Это всё было искренне. Он не играл, он жил.
Неподдельная искренность даёт ему возможность быть успешным
— Алексей получил такую роль, которая с ним останется на всю жизнь. Думаю, это будет фильм года. Меня поразил в нём не только Вертинский, но и эпоха. Смирновой очень хорошо удалось показать эпоху, и то, как вместе с ней жил и менялся Вертинский.
Надеюсь, что эта роль для него не станет последней, ведь бывает так, что человек получает эпохальную роль, а потом не может из-за неё пройти к другим. Но я думаю, что у Лёши это получится. Хотелось бы, чтобы дальше были не менее значимые и столь же успешные роли. Я уверена, что он сумеет пройти через «медные трубы».