IRCITY
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Иркутске

Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

с-з.

714мм 58%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Город Общество Как выглядит и живет дом на улице Пискунова в Иркутске, который признали самостроем

Как выглядит и живет дом на улице Пискунова в Иркутске, который признали самостроем

Жильцов одиннадцатиэтажки хотят выселить по суду без предоставления компенсации или другого жилья

Суд обязал жильцов дома на улице Пискунова, 40 снести его за свой счет

Можно ли построить высотный дом в центре города так, чтобы его сначала разрешили ввести в эксплуатацию, а затем признали самостроем и обязали жильцов снести здание за свои деньги? Задача нетривиальная, но в Иркутске с ней справились. Одиннадцатиэтажный дом на улице Пискунова, 40 начали строить в 2008 году, и тогда мэрия попыталась запретить строительство. Спустя годы было мировое соглашение, решение суда о выселении жильцов, митинги, череда апелляций... И новое решение суда о выселении.

Ловкость рук или мошенничество?

Строительство многоэтажки на Пискунова вела компания «МетРоссо», принадлежавшая иркутскому предпринимателю Евгению Кузнецову, с именем которого связано еще несколько проблемных многоэтажек в городе. Он был владельцем фирм «СибРоссо», «МолдРосс» и «РоссСДМ», которые возводили дома на Дыбовского и Байкальской (сейчас они фактически недостроены, но люди там живут), Бородина (возведен, но имеет такой же статус, как и на Пискунова) и в других районах города.

Проблема у большинства домов, построенных фирмами Кузнецова, была одна — они возводились без должного согласования с городскими властями. Как правило, участки выдавались под индивидуальное или малоэтажное строительство, но проходило время, а на них появлялись высотки. С домом на Пискунова было так: Кузнецов привлек средства дольщиков и начал строительство, попутно администрация города обратилась в суд с требованием признать возведение многоэтажки незаконным. Принятые обеспечительные меры на работу никак не повлияли — в 2010 году дом был достроен.

На протяжении 3 лет после сдачи дома в эксплуатацию люди не могли зарегистрировать квартиры в собственность. Им удалось сделать это только после многочисленных обращений в суд и последующего заключения мирового соглашения между мэрией и застройщиком в 2013-м.

В 2014 году служба государственного строительного надзора Иркутской области заявила о серьезных нарушениях при возведении многоэтажки. По мнению специалистов ведомства, устранить их никак нельзя, а жить в таком доме опасно.

Часть квартир на Пискунова была распродана на стадии котлована, часть начали продавать после заключения мирового соглашения с администрацией в 2013 году

Тогда же дело Кузнецова, связанное со строительством дома на Пискунова, поступило в Октябрьский районный суд. Процесс длился около года, и суд принял неожиданное решение. В части мошенничества Кузнецов был оправдан, по двум другим пунктам обвинениям — самоуправству и причинению имущественного ущерба — решение не принималось из-за истечения срока давности преступления. Впоследствии Иркутский областной суд вернул дело на новое рассмотрение.

В очередной раз Октябрьский суд начал процесс против Кузнецова уже в 2022 году. Всё шло по плану до начала декабря. Последнее заседание должно было состояться 6 декабря, но его не было: Евгений Кузнецов скрылся, найти его не удалось.

Снос за свой счет

Администрация Иркутска в 2016 году по представлению службы госстройнадзора подала иск с требованием снести дом. Дело тянулось до 2019-го, и наконец Иркутский областной суд это требование удовлетворил. К тому моменту компания «МетРоссо» прекратила существование как юрлицо (фактически она перестала работать еще раньше), поэтому снос дома возложили на собственников квартир. Работы оцениваются приблизительно в 350 миллионов рублей.

Чтобы привлечь внимание к своей проблеме, жильцы в феврале 2020-го провели митинг и попросили помощи у властей. Они также хотели начать голодовку, но решили не проводить ее, потому что надеялись на помощь регионального правительства. Кроме того, тогдашний мэр Иркутска Дмитрий Бердников обещал, что администрация будет добиваться проведения новой экспертизы с последующим устранением выявленных недостатков.

Практически сразу после митинга областные власти заявили о планах провести инструментальное обследование многоэтажки с помощью специализированного комплекса «Струна». Обследование состоялось в середине мая, дом успешно его выдержал. При этом, по мнению экспертов, здание имеет многочисленные отклонения от строительных норм, отсутствует документация, которую необходимо восстанавливать.

Когда-то на первом этаже дома располагалась адвокатская контора. Актуально для здания, которое признали самостроем

Отметим, что суд принял решение о сносе дома без предоставления какой-либо компенсации или иной жилплощади. Мэрия тогда предложила забрать квартиры в обмен на компенсацию, утвержденную региональным правительством. Планировалось, что собственникам жилья на Пискунова, у которых нет никакой другой собственности, выплатят по 47,7 тысячи рублей за квадрат. В 2021-м выплаты сделать не удалось из-за большого дефицита бюджета. Впоследствии власти также предложили наряду с компенсацией выдавать социальное жилье. Пока такое предложение получили всего девять собственников.

Некоторые жильцы решили обжаловать решение облсуда в вышестоящих инстанциях, и по итогу кассационный суд в Кемерове снова вернул дело в Октябрьский районный суд.

— Из материалов дела не следует, что ответчики заселились в спорные жилые помещения в нарушение норм жилищного законодательства либо совершили действия, дающие основания для их выселения из занимаемых жилых помещений <...> Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, — отмечается в кассационном решении.

К огромному удивлению жильцов, новое рассмотрение дела принесло всё тот же результат: их снова обязали снести дом за свой счет и никакого имущества или компенсации взамен не предоставили.

«Гуляет слух, что дом расселят»

Никита Скачков — один из жильцов многострадального дома. Он рассказал, что квартиру здесь купила его бабушка в 2017 году. Никаких ограничений не было, право собственности удалось оформить без проблем. У нее и у самого Никиты это жилье — единственное в собственности. Решение суда об их принудительном выселении было принято в середине января. Пока собственники не получили мотивировочную часть, после того как она окажется у них на руках, люди пойдут в Иркутский областной суд.

— Кассационный суд вернул дело на новое рассмотрение как раз из-за этого — предыдущее решение не предполагало компенсацию, а кассационный суд посчитал, что она нужна. Сейчас мы ждем новое решение суда, планируем подавать апелляцию в Иркутский областной суд. На 90 % уверен, что будет, как раньше: сначала Октябрьский, потом областной, потом кассационный, потом уже, наверное, дойдем до Верховного, — рассказал молодой человек.

Он отметил, что жильцы слышали о возможности получить компенсацию, но конкретно ее кто-то не предлагал. Более того, по словам Никиты, его бабушка подавала документы и в соцзащиту, и в городскую администрацию, но никакого ответа не последовало.

По слухам, некоторым собственникам предложили переехать в дома новой очереди «Эволюции» в конце Ново-Ленино с их доплатой. Кому конкретно поступило такое предложение — неизвестно.

Никита Скачков живет в этом доме с 2017 года. Для него это жилье — единственное

— Никто из собственников не признается. Вроде как вышли только на девятерых, но как минимум для 30 человек жилье в этом доме является единственным в собственности. По какому механизму будут предоставляться квартиры, что будут делать с этими — непонятно. Среди жильцов гуляет слух, что дом расселят, администрация его отремонтирует и будет с ним что-то делать, — говорит парень.

Он напомнил, что в ходе предыдущих судов жильцы проводили экспертизу, из которой следовало, что дом можно реконструировать. В 2019–2020 годах стоимость работ оценивалась примерно в 140 миллионов рублей, снести же его стоило 350 миллионов. Кроме того, дом успешно прошел испытание комплексом «Струна». За время тяжб многоэтажка пережила не одно землетрясение, каких-то капитальных проблем из-за этого не возникло.

— Дом в нормальном состоянии. Трещины снаружи — это облицовка, внутри нормально, тепло, ничего не течет, капитальных никаких трещин нет. По конструктиву остался недостроенным только один этаж, он практически весь в черновой отделке. Силовой каркас готов. Лифта нет, есть только шахта. У пожарных еще была претензия, что в доме только один подъезд на такую площадь. Второй можно сделать за счет служебных помещений. В принципе, всё решаемо, — говорит собственник.

По словам жильца, дом находится в неплохом состоянии, его реконструкция обойдется дешевле, чем снос

Он также добавил, что жильцы внимательно следят за уголовным делом в отношении бывшего юриста городской администрации Станислава Галашина. Напомним, его обвинили в получении взятки девятью квартирами в спорном доме. По версии следствия, экс-чиновник «не предпринял никаких мер, чтобы аннулировать право собственности у застройщика на незаконное здание, зная, что дом построен без разрешения на строительство». Его же подпись стояла под мировым соглашением между мэрией и «МетРоссо».

— Если товарища Галашина признают виновным, собственники хотят подать в суд на администрацию: по сути из-за нее началась вся катавасия, — заключил Скачков.

Подъем до одиннадцатого этажа вместо фитнеса

После разговора с молодым человеком мы с фотографом Ксенией Филимоновой решили внимательно осмотреть дом снаружи и внутри. Внешне казалось, как будто это самая простая многоэтажка, появившаяся в Иркутске благодаря точечной застройке. Никакого благоустройства вокруг нет, с одной стороны дом окружен оживленной дорогой, с другой — деревянными домами. Свободное пространство вокруг дома занимают припаркованные машины.

Как такового благоустройства возле одиннадцатиэтажки нет
Машины припаркованы прямо возле дома, он окружен дорогами и деревянными домами

В доме только один подъезд. Внутри он похож на общежитие — квартиры располагаются по обеим сторонам длинного коридора.

На весь дом есть только один подъезд. Это противоречит нормам пожарной безопасности, но жильцы считают, что есть все возможности построить еще один подъезд с противоположной стороны

На первый взгляд, в доме нет ничего необычного. Местами виднеется битая плитка на полу и потеки в верхних углах, но такое можно встретить даже в тех новостройках, которые были сданы по всем правилам. Издержки эксплуатации. При этом в подъезде тепло, батареи и стояки горячие. С тепловым контуром здания, на первый взгляд, полный порядок.

Почтового ящика в подъезде нет. Его заменяет обычная картонная коробочка, в которой аккуратно сложены бумаги — письма из суда и службы судебных приставов, счета за коммуналку и другая важная и не очень макулатура.

В подъезде тепло и сухо
Почтового ящика нет, вместо него — картонная коробка
В ней — многочисленные письма от службы судебных приставов...
...а также заказные судебные письма

А вот лифта действительно нет. На некоторых этажах между шахтой и лестничной клеткой видны немалые щели. Нога взрослого человека туда, может быть, и не пройдет, а вот ребенок вполне может там встрять. Местами щели заделаны строительным мусором. На некоторых этажах пеной или фуфайками заделаны отверстия, где должна была быть установлена панель вызова лифта. Где этих затычек нет, заметно сквозит.

В подъезде нет лифта, поэтому до самого одиннадцатого этажа придется подниматься пешком
На некоторых этажах отверстия для панели управления лифтом заделаны, на некоторых — нет
Механизм для подъема лифта
Местами щели между шахтой и лестничной клеткой заделаны плотно...
...но где-то — как попало

На нижних этажах практически все квартиры выглядят занятыми. Чем выше, тем больше таких, где либо давно никто не живет (об этом можно судить по раскуроченным дверям и отсутствию каких-либо вещей, видимых сквозь щель), либо куда даже никто не заезжал. На одиннадцатом этаже таких квартир — подавляющее большинство. Двери установлены всего в пяти помещениях, а их там полтора десятка.

Чем выше поднимаешься по дому, тем больше видишь не занятых никем квартир
Чья-то стиральная машинка, брошенная в коридоре
В барабане аккуратно сложены провода. Может быть, она даже рабочая

Возле одной из «обжитых» квартир на одиннадцатом этаже мы встретили девушку. Ее зовут Дари, она студентка одного из вузов Иркутска. Говорит, что снимает квартиру в доме на Пискунова с весны 2022 года и знает о том, что его должны снести.

— Сложно всем из-за того, что лифта нет, приходится каждый день спускаться и подниматься пешком. В остальном всё нормально, в квартире тепло. Когда снимала квартиру, собственник сказал, что с домом такая ситуация. Готова к тому, что в перспективе придется искать новое жилье. Изначально я не думала, что буду здесь долго жить, — рассказала девушка.

Она также добавила, что в квартире напротив недавно выехали одни жильцы и заселились новые, в противоположном крыле дома живет кто-то еще. В целом, по ее словам, здесь тихо и спокойно. Но по вечерам ходить страшновато — освещения не хватает, дом погружен в полумрак.

На одиннадцатом этаже занято не больше пяти квартир
Привет из прошлого — объявление с рекламой отделочной бригады

Пустующие квартиры, в которые нам удалось заглянуть, совсем небольшие, площадь каждой из них вряд ли превышает 30 квадратных метров. Местами сложен мусор, который остался то ли от «первостроителей», то ли от тех, кто хотел приобрести здесь квартиру. В некоторых помещениях кто-то был недавно — виднелись свежие следы на полу, пахло куревом.

В большинстве квартир на одиннадцатом этаже — лишь голые стены
Местами разбросан мусор. Кажется, как будто тут кто-то недавно был

Межкомнатные перегородки в квартирах сделаны из пеноблока. Выглядели они настолько ненадежно, что, казалось, их можно выбить ногой. Но я сразу вспомнил слова одной из жительниц дома, с которой общался еще в 2020 году, когда люди вышли на пикет в защиту своего дома. Она говорила, что как раз благодаря таким вот легким блокам в квартире легко можно было сделать перепланировку.

Местами в квартирах были большие щели там, где проходит стояк. Провалиться туда вряд ли возможно, но вот нога застрянет без проблем.

Межкомнатные стены выглядят хлипко
Щель в одной из квартир

Еще одним жильцом, которого нам довелось встретить на одиннадцатом этаже, оказался Илья, он тоже студент — учится в машиностроительном техникуме на Баррикад. Парень приехал в Иркутск из Качугского района. По его словам, он заехал в квартиру несколько дней назад, но уже подумывает о том, чтобы искать новое место.

— Пока не знаю, что можно про этот дом сказать. Арендодатель ничего не говорил [о том, что дом должны снести], но я маленько уже об этом сам почитал. Я уже понял, что надо что-то искать. Конечно, дом не очень, но надо было снять побыстрее. Мне кажется, [в квартире] холодновато, у нас обогреватель стоит, работает постоянно, — рассказал он.

Вид с одиннадцатого этажа дома

На одном из популярных сервисов по поиску жилья нам удалось найти объявление о сдаче в аренду квартиры на пятом этаже дома. В месяц это удовольствие обойдется в 22 тысячи рублей. На момент написания новости телефон в этом объявлении оказался недоступен, поэтому нам не удалось узнать о том, известно ли собственнику о судьбе дома и предупреждает ли он о ней квартирантов. В тексте объявления об этом нет ни слова.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем