Социальный контракт — одна из мер соцподержки в Иркутской области, которая здорово помогает запустить свое дело и начать зарабатывать. Редакция «ИрСити» собрала полезную памятку о том, как оформить соцконтракт в Иркутске и что нужно делать дальше.
- Что такое соцконтракт?
- Где можно заключить соцконтракт?
- Какие нужны документы для соцконтракта?
- На что направлен соцконтракт?
- Как будет оцениваться исполнение соцконтракта?
Что такое соцконтракт?
Социальный контракт — соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения. Соцзащита обязуется оказать помощь гражданину, а гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные для выхода из трудной жизненной ситуации. Это может быть инвалидность, потеря кормильца, безработица, утрата имущества, уход за ребенком до трех лет, дорогостоящее лечение и прочее.
Получателями этой государственной социальной помощи, в частности, являются:
многодетные семьи, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по Иркутской области;
малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Отметим, что учитываются доходы только членов семьи: заявителя и его супруга, а также несовершеннолетних детей и студентов очных отделений до 23 лет.
Где можно заключить соцконтракт?
В Иркутске для заключения социального контракта и получения дополнительной информации можно обратиться в «Управление социальной защиты населения» по месту жительства (месту пребывания), по адресам:
улица Чкалова, 37, телефон: (3952) 21–72–84;
бульвар Рябикова, 22а, телефон: (3952) 30–21–45;
улица Розы Люксембург, 184, телефон: (3952) 44–72–59;
улица Донская, 8, телефон: (3952) 23–02–42.
Также можно обратиться в отделы по обслуживанию заявителей «МФЦ Иркутской области» по месту жительства.
После заключения соцконтракта будет составлен индивидуальный план выхода на самообеспечение. А после регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого центр «Мой бизнес» предоставляет комплекс информационно-консультационных услуг в офлайн- и онлайн-форматах, проводит обучение на платной и бесплатной основах по направлениям:
«Основы предпринимательской деятельности»;
«Технология разработки предпринимательского проекта»;
«Технология разработки и реализации предпринимательского проекта» с индивидуальным сопровождением проектов.
Какие нужны документы для соцконтракта?
Для заключения соцконтракта нужно собрать пакет документа:
паспорта всех членов семьи старше 14 лет или иные документы, удостоверяющие личность;
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя;
свидетельства о рождении детей до 14 лет;
реквизиты счета;
документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (месту пребывания) на территории области заявителя и членов его семьи;
документы, подтверждающие, что наличие у семьи (одиноко проживающего) заявителя дохода ниже величины прожиточного минимума обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них (инвалидность, потеря кормильца, безработица, утрата (повреждение) движимого имущества, длительное и (или) дорогостоящее лечения, уход за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное) — только для малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан.
В Иркутской области МРОТ с 1 января 2024 года с учетом максимальных размеров северных надбавок составляет:
в южных районах — 30 787 рублей;
в северных районах — от 36 560 до 48 105 рублей в зависимости от территории.
На что направлен соцконтракт?
Выплаты можно получить по разным направлениям. Так, при заключении контракта и три месяца после трудоустройства будет оплачиваться обучение до 30 тысяч рублей и стажировка у потенциального работодателя.
В трудной жизненной ситуации положена единоразовая или ежемесячная материальная поддержка (не более 6 месяцев).
Для открытия дела единоразовая выплата составляет до 350 тысяч рублей, а также предусмотрена оплата обучения навыкам предпринимательской деятельности до 30 тысяч рублей.
Для личного подсобного хозяйства предусмотрена единоразовая выплата до 200 тысяч рублей и оплата обучения навыкам ведения личного подсобного хозяйства до 30 тысяч рублей.
Отметим, что с 2024 года для одобрения социального контракта на открытие своего дела или развитие личного подсобного хозяйства нужно будет пройти тестирование на определение уровня предпринимательских компетенций.
Как будет оцениваться исполнение соцконтракта?
По окончании исполнения социального контракта необходимо:
встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы;
возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе.
Исполнение социального контракта на открытие бизнеса оценивается по таким критериям:
регистрация гражданина в качестве ИП или самозанятого (в зависимости от формы поддержки);
повышение денежных доходов гражданина (семьи) по истечении срока действия социального контракта.
Бизнес, открытый по соцконтракту, должен просуществовать минимум 2 года. Один год действует договор с государством на получение субсидии, и один год после истечения срока соцконтракта орган соцзащиты контролирует процесс ведения бизнеса. Он должен быть единственным источником дохода. О них нужно, к слову, отчитываться ежемесячно
Также необходимо сохранять все документы, подтверждающие оплату аренды, оборудования и расходных материалов. Их надо будет приносить лично в соцзащиту в качестве подтверждения, что средства потрачены по назначению. В течение двух лет специалисты органов соцзащиты могу приезжать с проверками, чтобы убедиться, что бизнес действительно работает, а закупленное оборудование на месте, хранится надлежащим образом и используется по назначению.