Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат закрылся больше 10 лет назад, но некогда одно из самых крупных предприятий сибирского региона продолжает хранить множество тайн. Один из главных секретов связан с лигнином — веществом, которое захоранивали в картах-накопителях в районе Байкальска. Что это вообще такое? Так ли опасен лигнин, как его представляют? На эти и другие вопросы ответят в рамках выставки «Задача 1966: лишний элемент», которая 15 июня откроется на территории бывшего БЦБК.
БЦБК был построен в 1960-х годах, в 2013-м его официально закрыли. За годы работы он накопил более 6 миллионов кубометров отходов, в частности лигнина. С 2017 года власти несколько раз меняли подрядчика по ликвидации отходов, сейчас этим занимается структура «Росатома».
В июне 2023 года стало известно, что «Федеральный экологический оператор» намерен закончить ликвидацию отходов за четыре года. Тогда же было озвучено, что конкретно собираются делать на всех трех объектах, которые представляют опасность, — очистных БЦБК, Бабхинском и Солзанском полигонах.
Работы по созданию музея комбината начались в 2022 году. Тогда организаторы объявляли сбор ценных предметов, которые хранились в семьях бывших сотрудников комбината. Часть артефактов была найдена на территории самого предприятия.
Выставку организовали в здании информационно-вычислительного центра. Аббревиатуру решили сохранить как дань памяти — и теперь небольшое трехэтажное здание перед проходными БЦБК стало информационно-выставочным центром.
Сама выставка про лигнин находится на третьем этаже ИВЦ, но перед тем, как туда подняться, можно посмотреть экспозицию, расположенную на двух нижних этажах. На первом находится «мастерская связи с внутренним миром» местного художника Юрия Алексеева. Его работы находятся как в мастерской, так и в небольшом выставочном зале на первом этаже. Там же разместилась фотовыставка «Оглянись назад» с архивными кадрами Байкальска и предприятия. Ими с организаторами делились горожане и бывшие работники Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, часть была в архиве самого предприятия.
На втором этаже разместилась выставка Алексея Андрусяка «Арт и факты». Она вместила в себя предметы из прошлого, связанные с работой предприятия. К примеру, на БЦБК обнаружились оригиналы картин известного живописца и заслуженного художника РСФСР Виталия Рогаля с панорамой комбината и варочного цеха. По словам организаторов, специалисты иркутских музеев, узнав о таких находках, «кусали локти».
В помещении, где раньше находилась вычислительная техника, также разместили вещи из «ленинской комнаты»: политическая литература, партбилеты работников завода, транспаранты, с которыми работники выходили на первомайские демонстрации. Там же обнаружилась небольшая елка, которую когда-то соорудили в лаборатории сушильного цеха. Она состоит из целлюлозных шариков, сложенных в форме пирамидки. Повсюду можно увидеть советские плакаты и мозаику из телефонов, найденных в ИВЦ.
Одно из главных мест в зале занимает экспозиция «Полка памяти». Там разместили фотографии работников комбината, которые несут в себе отголоски прошлого. Возле каждого снимка стоит одинокая кружка, которая как бы говорит, что никто из работников больше никогда сюда не вернется.
Выставка, посвященная лигнину, откроется 15 июня на третьем этаже информационно-выставочного центра. На входе посетителей встречает зал, пол которого усыпан опилками. Дерево — то, с чего начиналось производство на БЦБК, и мы это сразу должны понять.
Наибольший интерес представляет зал, в котором гостей знакомят с процессом делигнификации (освобождения целлюлозы от лигнина — природного полимера, который как бы склеивает волокна древесины и придает ей особую прочность). Здесь можно не только посмотреть на разное оборудование, но и прикоснуться к лигнину в самом прямом смысле слова. Его в измельченном и высушенном виде насыпали в небольшую емкость. Пока никто не видел, я попробовал лигнин на зубок. Ничем особым он не отличается, похож на перепревшие опилки. Лигнин в таком виде совсем не похож на вещество, которое может привести к экологической катастрофе.
О премудростях делигнификации нам рассказывала Нелли Сергеевна Тихонова. Она с 1970-х годов работала на комбинате, была химиком-технологом.
Всё начиналось с варочного цеха, в котором под воздействием высокой температуры и давления из древесной щепы выделяли целлюлозу при помощи щелока. Следующим этапом масса подавалась на промывочную станцию, где происходило отделение целлюлозы от черного щелока (смеси с лигнином). Целлюлоза шла дальше на производство, а черный щелок уходил в стоки, где его нужно было очистить от лигнина.
Это делалось с помощью различных химических реакций с добавлением кислот и флокулянтов (веществ, ускоряющих слипание примесей). Нелли Сергеевна показала, как это выглядело на практике. Она смешала лигнин с водой, а затем добавила туда серную кислоту и глинозем. И вот на глазах происходит реакция (или волшебство для тех, кто не сильно знаком с химией) — постепенно лигнин выделяется в творожистый осадок, который со временем остается на дне. Над ним находится мутноватая вода.
Со временем вода с лигнином уходила в карты-накопители на Солзанском и Бабхинском полигонах. По словам Нелли Тихоновой, вода в этих накопителях вполне пригодна для живых организмов.
— У воды в накопителях нейтральный pH. Со временем она смешивалась с дождевой, образовывалась такая среда, которая позволяет там жить организмам. Чтобы вы понимали, там птички есть на этих озерах, рыбки, — отметила Тихонова.
В этом же зале можно ознакомиться с летописью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, в которой описаны наиболее важные вехи предприятия.
По мнению организаторов, выставка ориентирована в большей степени на туристов. Все-таки многие местные жители знакомы с техпроцессом на комбинате не понаслышке.
— Здесь, по сути, лишь небольшая часть музея, который мог бы здесь появиться. Каждая выставка, представленная в ИВЦ, ориентирована на определенного зрителя. Экспозиция на третьем этаже (та самая выставка про лигнин) — скорее для туриста, приезжего, который может сюда приехать, посмотреть, как здесь всё работало, — рассказала Алена Семиусова, один из организаторов пространства.
Для всех желающих выставка, посвященная «лишнему элементу» производства целлюлозы на Байкале, откроется 15 июня. Стоимость взрослого билета — 350 рублей, детского — 150 рублей. Приобрести их можно либо в кассе музея на промплощадке БЦБК, либо на сайте выставки.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.