IRCITY
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Иркутске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

6 м/c,

с-з.

720мм 44%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Город Под шламом погребённые надежды

Под шламом погребённые надежды

Вблизи Байкальска с 1971 года не было селя. По словам учёных, катастрофа может случиться в самое ближайшее время. Тогда поток грязи и опасного шлама полетит прямо в лес, на поселения, в Байкал.

Экологи годами бились за закрытие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, загрязнявшего озеро Байкал. В 2013 году производство было остановлено, корпуса начали разваливаться, а опасные шламовые отходы лежать, поджидая удобного случая нанести непоправимый вред сибирской природе. Вблизи Байкальска с 1971 года не было селя, по словам учёных, катастрофа может случиться в самое ближайшее время. Тогда поток грязи и опасного шлама полетит прямо в лес, на поселения, в Байкал. О возможном бедствии, способах его предотвращения и о погребённых под шламом надеждах рекультивации БЦБК 20 апреля на совещании рассказали представители науки губернатору Иркутской области Сергею Левченко.

Действовавший с 1966 года на юге восточного берега озера Байкал БЦБК был закрыт в 2013 году. Долгое время завод являлся главным источником загрязнения озера. В год остановки эксплуатации премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании на территории закрывшегося комбината экспоцентра «Заповедники России». Проектом рекультивации территории занялась компания «ВЭБ Инжиниринг».

С 1970-х годов рядом с БЦБК находились карты-накопители, где складировались отходы: в основном шлам-лигнин – осадок, образующийся при очистке сточных вод комбината – и различные золы. В картах-накопителях, по информации учёных, в настоящее время содержатся 6,2 миллиона тонн шлам-лигнина и 2,8 – золы.

Первым слово взял научный руководитель Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН) Игорь Бычков. Его выступление было озаглавлено, как «Проблемы БЦБК – итоги трёхлетнего бездействия».

Начал Бычков с того, что ещё в 2010 году деятели науки настаивали на своём сопровождении федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», но им отказали. Способы рекультивации шламотходов были предложены ещё в 2011 году, но ни к одному из них не прислушались.

«Очередной этап – этап бездействия – связан с дочкой Внешэкономбанка, «ВЭБ-Инжиниринг». Все 3 года именно эта компания должна была стать оператором при проведении всех работ в Байкальске. И сегодня мы находимся, если образно сказать, у разбитого корыта. Не сделано ничего, только потрачены 131 миллион из 5,6 миллиарда средств ФЦП на разработку того самого проекта рекультивации», - сообщил Бычков, добавив, что этот 131-миллионный проект не прошёл экспертизу Генпрокуратуры РФ, а потому недействителен.

Бычков рассказал, что до сих пор отсутствует приказ о закрытии БЦБК, хотя завод не работает уже 3 года и прекращена откачка вод из купола подземных вод БЦБК, что привело к дренажному загрязнению участков Байкала. А самое пугающее, по его словам, возможность схода селя в районе Байкальска, который прихватит с собой все накопленные отходы.

«Есть установленная, подтверждённая информация, что раз в 40 лет должны происходить сели, а последний сель в районе Байкальска был в 1971 году, он разрушил участки авто и железной дороги от Култука до города Бабушкина Бурятии. С точки зрения сейсмики, район находится в зоне землетрясения 8-10 баллов. Только за прошлый век там произошло более чем 50 землетрясений 6-8 баллов", - пояснил докладчик.

Позицию Бычкова полностью поддержал заведующий лабораторией биогеохимии Лимнологического института СО РАН Александр Сутурин: «Что нужно для образования катастрофического селя? Снежная зима до 3 метров осадков – в этом году есть. Ранние июньские-июльские ливневые дожди до 250 миллиметров и большие землетрясения. Землю время от времени трясёт, грязевая масса скапливается. Ливневый дождь пройдёт – и всё. С 1971 года накапливалось. А сель, он и как беременность, не рассасывается. Чем дольше промежуток, тем более опасное катастрофичное явление».

Сутурин добавил, что, если не изменить состав шламонакопителя, то в случае катастрофы, в Байкал будет сброшено такое количество отходов, какое сбрасывалось бы в озеро стоками на протяжении 700 лет.

К тревогам учёных присоединился глава администрации Байкальска Василий Темгеневский, который испугался не только за экологию, но и за собственную жизнь. Он потребовал скорее перейти от теории к практике.

«Идёт 4-й год, но фактически ничего не решается. Есть территория особой экономической зоны, которую можно реализовывать: непонятно, что сдерживает этот вопрос. Вопрос о незащищённости нашей территории тоже надо решать. Я не хочу продолжать практику Крымска, практику Аршана. Потому что, если всё это попадёт в Байкал, то главу администрации будут вынуждены утопить в Байкале или расстрелять. Я, честно говоря, не хочу заканчивать свою жизнь таким образом. Обращаюсь к вам Сергей Георгиевич (Левченко – ред.): давайте принимать практические решения», - эмоционально высказался чиновник.

Подытожил, собрал в кучу и тезисно выразил проблемы всего Байкальска гендиректор института «Сибгипробум» Алексей Гончаров: "На сегодня нет никаких решений о дальнейшей судьбе БЦБК. Основной акционер отстранён от решения существующих проблем, комбинат, с одной стороны, безопасно остановлен, а с другой стороны, разрушается. Нет ни одного проекта, который бы получил положительное заключение. Нет генплана Байкальска, туризм теряет посетителей, на сегодня снизилось количество рабочих мест, поток неорганизованного туризма растёт, растёт захламляемость. Ни одного проекта не реализовано, кроме магазинов, автозаправок, автосервисов».

В ходе обсуждения выяснилось, что у учёных есть несколько вариантов по рекультивации отходов, но каждый из них имеет какие-то недоработки, требует комплексного подхода. Присутствующие довольно оптимистично рассказали, как с помощью золы ТЭЦ, которая удаляет из шлам-лигнина лишнюю воду, создать безопасную среду для выращивания на отходах деревьев. Стоимость такого проекта, правда, в полтора раза превышает все средства, выделяемые по ФЦП «Охрана озера Байкал» и составляет более 8 миллиардов рублей.

Итог совещанию подвёл губернатор. Он напомнил, что недавно встречался с президентом России Владимиром Путиным, который поддержал иркутского чиновника в идее передать полномочия и ответственность за выполнение программы по охране Байкала из Федерации в область. Глава региона подчеркнул, что в случае положительного исхода дела, ставка при реализации программы будет сделана именно на учёных – на их опыт и наработки. Учёные поверили и воодушевлённо отложили свои доклады обратно в портфели – до лучших времён.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter