Год назад улицы Иркутска заполонили объявления с призывом помочь найти человека. На фото — молодой парень с добрым лицом и немного грустными глазами, 20-летний студент Виктор Мечус. Ранним утром 26 апреля он вышел из клуба, проводил друга на автобус, а сам должен был поехать в общагу. Но до места он так и не добрался — пропал без вести. С того самого дня прошел почти год, а родные до сих пор не знают, жив Витя или нет. Его не нашли ни живым, ни мертвым, поэтому мама с папой до сих пор не теряют надежды. Редакция «ИрСити» собрала всё, что известно сейчас.
«Всё будет зашибись»
Виктор Мечус родился в 2003 году в поселке Кутулик — примерно в трех часах езды от Иркутска. Там до сих пор живут его родители, а вот родная и двоюродные сестры уже давно перебрались в областной центр. В Иркутск Витя переехал в 2020 году. Сначала поступил в аграрный техникум, где проучился два года, потом в метеорологический — весной прошлого года как раз заканчивал первый курс.
Родные рассказывали, что Витя всегда был серьезным, спокойным и рассудительным. А еще — очень ответственным. У родителей никогда не было с ним проблем, да и без предупреждения парень никогда не исчезал. Более того, каждый вечер он болтал с мамой по телефону. Она всегда переживала за своих детей, поэтому ежевечерний сеанс связи был обязательным.
25 апреля — за несколько часов до исчезновения — Виктор встретился со своим другом Геной. Ребята давно не виделись и решили отметить встречу. В честь такого события Витя пришел к своей сестре, которая работала продавцом в магазине.
— Днем 25 апреля Витька приходил к другой нашей сестре в магазин. Купил там водолазку, джинсы, вообще был в хорошем настроении. Он приходил с этим же другом Геной, они как раз собирались в клуб, чтобы отметить встречу. Ребята давно не виделись и вот, наконец, снова начали общаться. Мы потом много раз говорили с Геной, он не дал нам никаких подсказок о том, где бы Витя мог быть, — рассказывала журналисту «ИрСити» двоюродная сестра пропавшего Виктора Мечуса Юлия Батыр.
Вечером того же дня Витя с Геной отправились в клуб «Браво» на улице Байкальской. Там они пробыли до раннего утра 26 апреля. Возможно, дожидались, когда начнет ходить общественный транспорт, а может, просто засиделись.
После клуба ребята отправились на ближайшую остановку «Лисиха», чтобы оттуда разъехаться по домам. Родные позднее рассказывали, что Витя не очень хорошо знал Иркутск и не сразу сориентировался, как добраться с Байкальской до студенческой общаги гидрометеорологического техникума на улице Леси Украинки.
Маршрут Вите подсказал Гена, объяснив, какие автобусы подойдут Вите, а после сел в свою маршрутку и уехал домой, потому что ему нужно было совсем в другую сторону. Парень остался на Лисихе один.
— По пути Гена написал Вите СМС, в котором спросил, удалось ли брату уехать. Витя ответил, что нет, он еще не дома, но «всё будет зашибись». Это было его последнее сообщение, — продолжает Юлия.
Телефон, паспорт и никаких следов
Вечером 26 апреля родной сестре Вити Мечуса Анне Жигжитовой позвонила мама и взволнованно сказала, что не может дозвониться до сына. Он всегда отвечал маме, а если не мог сразу снять трубку, довольно быстро перезванивал. А тут — долгое молчание.
Анна подумала, что всё это не похоже на брата, но решила раньше времени себя не накручивать: Витя вот-вот объявится. Около 11 вечера мама связалась с соседями сына по общаге и они сообщили, что Виктора не было в комнате уже больше суток. Он ушел еще 25 апреля и больше они его не видели.
Тогда родные забили тревогу.
— Я оперативно связалась со знакомыми в полиции, у меня там одноклассники работают. Они посоветовали сразу написать заявление, — рассказывала «ИрСити» Анна Жигжитова.
После этого практически сразу начались поиски, в которых задействовали сотрудников полиции, волонтеров «Лиза Алерт» и «Отряда 111.62», всех знакомых и друзей, а также близких Виктора Мечуса. По всему городу расклеили ориентировки с приметами парня, о его пропаже писали почти все местные СМИ.
Полиции удалось выяснить, что с остановки «Лисиха» Виктор Мечус переместился в Ерши. Там его зафиксировала одна из камер наружного видеонаблюдения.
— Судя по записи с камер, в Ершах Витя потерял телефон. Устройство нашел какой-то мужчина через несколько дней. А вот о дальнейших передвижениях брата нам ничего неизвестно, потому что, как я поняла, других камер поблизости не было. От того места, где обнаружен телефон, есть несколько путей. Витя мог пойти на остановку и вернуться на другой берег, почти через лес, мог пойти через коррекционную школу. Вариантов масса, а камер ни на одном из этих маршрутов нет, — говорила Юлия.
В день исчезновения Вити погода в Иркутске была ужасная: утром 26 апреля столбики термометра показывали не больше 0 градусов и даже слабый минус, шел мокрый снег и дул сильный ветер. Поэтому в полиции предположили, что Витя бродил по лесу в Ершах и где-то по пути замерз. Полиция и волонтеры несколько раз прочесали лес, но никаких следов Виктора там не нашлось.
Также через пару дней после исчезновения Вити рыбаки, ловившие рыбу в заливе Якоби, нашли на льду Ангары в районе Старокузьмихинской паспорт пропавшего студента. Но это, как и его телефон, обнаруженный неподалеку от «Дикой лошади», ни на шаг не приблизило правоохранителей к разгадке этой запутанной истории.
Для поисков Вити Мечуса сотрудники полиции задействовали не только человеческие ресурсы: с помощью коптеров они несколько раз просматривали местность с воздуха. Кроме того, сотрудники МЧС прочесывали береговую линию от залива в Ершах до Якоби.
В начале июня, когда уже растаял лед, дно на Якоби обследовали водолазы, потому что правоохранители всерьез рассматривали версию о том, что Витя утонул.
— Следственный комитет сказал ждать, так как если он в воде, то всплывет. Но когда — не знают, естественно, потому что тогда вода еще была замерзшая. При таких условиях процесс всплытия может занять до нескольких месяцев, — делилась тогда двоюродная сестра Виктора Юлия.
В августе прошлого года на плотине ГЭС поднимали сети со дна Ангары. Сотрудники СК полагали, что если Виктор утонул, его тело могло всё еще не всплыть и запутаться где-то в сетях или мусоре. Но и там — ничего.
После этого родственники настолько отчаялись, что прибегли к самым непопулярным методам.
— Остались только гадалки со своими видениями. Но никто, конечно, особо всерьез их слова не воспринимает. Большинство из них говорят, что жив и надо искать дальше. Но никто не говорит, где конкретно искать, разумеется, — рассказывала Юлия Батыр.
После того как в ноябре подняли и обследовали вторую сетку ГЭС, но ничего не нашли, родные стали всё больше склоняться к версии о том, что Витя не мог утонуть, иначе его тело спустя столько времени уже бы нашлось.
«Витя найдется»
Как рассказала журналисту «ИрСити» Юлия Батыр незадолго до годовщины исчезновения Вити, после выемки сетей со дна Ангары никаких новостей у нее и других родственников не было.
— Идей нет ни у кого, СК молчит. Папа и мама Вити, мои дядя с тетей, приезжают периодически в Иркутск, расклеивают свежие ориентировки. А так — всё глухо. Возможно, сотрудники СК более плотно общаются с Витиной мамой, но, если бы там было что-то важное, мы бы точно знали. А так даже непонятно, по какой статье в итоге заведено дело об исчезновении Вити, — делится Юлия.
Она говорит, что родные обращались в передачу Андрея Малахова, и эту тему даже готовы были взять для одного из выпусков. Репортеры назначили дату, когда планируются съемки, а потом неожиданно всё отменили.
— Несмотря ни на что, все мы не теряем надежду. И родители, и мы верим, что Витя найдется, — заключила девушка.
Корреспондент «ИрСити» направила запрос в СУ СКР по Иркутской области — ответ будет опубликован, как только поступит в редакцию.
В текст внесена правка 24 апреля в 16:45 — добавлен ответ Следкома.
Как рассказали «ИрСити» в пресс-службе следственного комитета, сотрудники ведомства проводили доследственную проверку. После изучения записей с камер видеонаблюдения и нескольких поисковых операций, следователи пришли к выводу — с Виктором Мечусом произошел несчастный случай. Парень вышел на лед залива, который уже был слишком тонким и имел полыньи.
— Поиски тела не принесли результатов, и на то может быть несколько причин. Залив Якоби прилегает к плотине ГЭС, там есть течения, которые осложняют поиски. Кроме того, там, где мог провалиться Мечус, на дне лежит много ила, а он снижает видимость до 2–3 метров, тогда как средняя глубина в этом заливе — 17,5 метра, а максимальные значения — 35 метров. Это также сказывается на поиске, — заметили в СК.
Поскольку ведомство не обнаружило никаких фактов, свидетельствующих о преступлении в отношении Виктора Мечуса, уголовное дело из-за его исчезновения не возбудили.
В начале апреля в Шелеховском районе объявили поиски 12-летнего школьника — мальчика в итоге нашли живым.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.