Новые нормативы энергопотребления по дифтарифу приведут к тому, что жители Иркутской области начнут в разы больше платить за электричество, — об этом заявил губернатор региона Игорь Кобзев. Он направил обращение о пересмотре показателей для Приангарья, но, когда его рассмотрят и что решат, пока неизвестно. Новые нормы между тем начнут действовать уже с 1 января 2025 года. Жителям уже рекомендовали переходить с электрического на печное отопление. Мы посмотрели, сколько стоят дрова и сколько нужно будет денег на то, чтобы быть в тепле.
В Иркутской области норма энергопотребления самая высокая в стране — 25 тысяч кВт⋅ч в месяц. В соответствии с решением правительства РФ, во всей стране с 1 января 2025 года стоимость одного кВт⋅ч сохраняется на прежнем уровне, но максимальное значение первого, «льготного» диапазона определено на уровне 3900 кВт⋅ч в месяц, для второго диапазона — 6000 кВт⋅ч в месяц, третий диапазон — свыше 6000 кВт⋅ч. Установить объемы потребления выше этих значений региональные власти самостоятельно не могут.
Сколько будет в киловаттах?
Тема особенно актуальна для пригорода Иркутска, который массово застраивается частными домами — большая часть из них отапливается исключительно с помощью электричества. Типовые дома, например, в деревне Куда Иркутского района в основном строятся площадью 120 квадратных метров, с учетом второго этажа и террасы.
Как рассказал корреспонденту «ИрСити» один из местных жителей, у него в доме второй этаж не используется и фактически жилая площадь, которую надо отапливать, составляет 72 квадратных метра. Прошлой зимой объем электропотребления варьировался от 3,7 до 4,7 тысячи кВт⋅ч в месяц, а летом — от 800 до 900 кВт⋅ч в месяц.
Если бы новые нормы действовали уже прошлой зимой, то за электричество пришлось бы платить в рамках второго диапазона — это 6,2–7,9 тысячи рублей. По действующим нормативам это 4–5 тысяч рублей.
А что по дровам?
Еще один житель Иркутского района рассказал корреспонденту «ИрСити» о том, что у него в доме площадью 76 квадратных метров — это кухня, комната, санузел и просторная прихожая — отопление смешанное. В санузле, например, смонтированы теплые полы, в комнате проведены батареи, которые отапливают дом от электричества. Но и кирпичная печка была в доме предусмотрена изначально.
Топить хозяин дом начинает примерно с конца октября, когда по вечерам становится уже холодно, причем делает это каждый день — вне зависимости, есть электричество или нет. За прошлую зиму на это ушло около шести кубометров дров. Мужчина использует лайфхак: берет по объявлениям бесплатные остатки стройматериалов, в том числе с гвоздями и прочим, и сам летом подготавливает их к зиме.
Если же сил и времени нет, то можно заказывать готовые дрова. На сервисе бесплатных объявлений куб сухой сосновой или березовой древесины предлагают минимум за 1 тысячу рублей, то есть шесть кубов обойдется в 6 тысяч рублей, и это без учета доставки.
Есть и специальные компании, которые занимаются доставкой дров. Минимальная цена — 850 рублей за кубометр, это стоимость смешанной древесины. При этом минимум нужно заказать три кубометра, а за шесть выйдет 5,1 тысячи рублей. В основном же куб дров стоит в диапазоне 1,5–2 тысячи рублей, то есть выложить за зиму придется около 9–12 тысяч рублей.
А бесплатные дрова положены?
В Иркутской области можно бесплатно и в неограниченном количестве заготавливать валежник и буреломную древесину. А вот вырубать лес на дрова нельзя. Вместе с тем областным законом урегулирована возможность получить деляну для заготовки дров. Но в этом случае придется заплатить: лес находится в государственной собственности, никто просто так его не даст заготавливать.
Для отопления гражданам, проживающим в северных районах Иркутской области, положено не более 36 кубометров в год, в остальных районах, в том числе в Иркутском, — не более 25 кубометров ежегодно. Для этого собственнику жилого помещения или участка нужно обратиться в территориальное лесничество и заключить договор купли-продажи.
Правда, чтобы заготовить дрова на выделенной деляне и вывезти их, придется самостоятельно озаботиться техникой.