Дороги и транспорт Денег нет, но вы катайтесь. Сколько заработали автобусные перевозчики в Иркутске? Мы в шоке

Денег нет, но вы катайтесь. Сколько заработали автобусные перевозчики в Иркутске? Мы в шоке

Чтобы было нагляднее, представили их выручку в объемах дизельного топлива

Рассказываем, сколько зарабатывают автобусные перевозчики в Иркутске

Тема общественного транспорта волнует многих иркутян. Очень часто их возмущает, что они вынуждены ездить в древних и «убитых» автобусах или грязных тесных маршрутках. Особенно хорошо раздражение горожан начинает чувствоваться после очередного повышения стоимости проезда, которое всегда объясняют разными издержками и подорожанием комплектующих и топлива. Мы проверили, сколько заработали местные перевозчики в 2023 году, и для наглядности их работы показали, сколько литров топлива они смогут купить на вырученные деньги.

Информацию о выручке и доходах (или убытках) транспортных компаний мы искали с помощью сервиса «Контур.Фокус». Все финансовые показатели, опубликованные в этом материале, взяты из этого источника. В рейтинг мы включили только коммерческие фирмы и муниципальный «Иркутскавтотранс», поскольку сведения о доходах индивидуальных предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками, в открытых источниках не публикуются. О том, кем конкретно представлен транспортный рынок в Иркутске, мы рассказывали в отдельном материале.

Для расчетов объема горючего, которое могли бы приобрести перевозчики, мы брали среднюю стоимость 1 литра дизельного топлива в Иркутске (по наблюдениям «ИрСити» на 13 мая она составляла 68 рублей 55 копеек). Чтобы посчитать, сколько рейсов смогут выполнить автобусы разных компаний, мы разделили расстояние, которое автобус может проехать на имеющемся количестве топлива, на длину всех маршрутов, обслуживаемых той или иной компанией.

В Иркутске на сегодняшний день насчитывается около 80 автобусных маршрутов, причем значительную часть из них (36) обслуживает муниципальное предприятие «Иркутскавтотранс». Оно в 2023 году заработало 727 миллионов рублей, при этом финансовый год МУП закончило в большом минусе (убыток составил 51 миллион). Этих денег хватило бы на приобретение 10,6 миллиона литров дизеля, на которых автобусы «Иркутскавтотранса» могли бы сделать порядка 38 тысяч выездов.

Отметим, что в муниципальных автобусах сохраняется самая низкая стоимость проезда — всего 25 рублей (у частников она колеблется от 30 до 40 рублей). Городские власти обсуждали возможность повышения цен за одну поездку, но мэр Руслан Болотов заверил горожан, что в 2024-м стоимость останется на прежнем уровне.

«Иркутскавтотранс» принадлежит городу, а его руководителем является депутат думы Иркутска Алексей Колмаков. Недавно мэрия заявляла о планах приватизировать транспортное предприятие. Если это произойдет, то на маршрутах «Иркутскавтотранса» неизбежно повысится стоимость проезда, потому что в таком случае компании нужно будет платить лизинговые платежи за новые автобусы, а поддержку из бюджета города он получать не сможет. А ведь «Автотранс» давно является убыточным (в последний раз предприятие выходило в плюс в 2018 году).

Муниципальный «Иркутскавтотранс» зарабатывает больше всех, но и тратит тоже очень много

Среди частных фирм более 10 миллионов рублей в 2023 году заработали всего три компании. Наибольшую выручку — целых 49 миллионов рублей — заявила компания «Автомобилист». До мая 2024-го она обслуживала только один внутригородской маршрут (№ 22 «Микрорайон Первомайский» — «Центральный рынок»), но затем в актив «Автомобилиста» добавился популярный круговой 74-й маршрут из Первомайского в центр через Глазковский мост. При этом компания делает выручку не только на внутригородских рейсах, но и на межмуниципальных маршрутах из Маркова и Позднякова (всего их шесть).

Единственным учредителем «Автомобилиста» является иркутский предприниматель Анатолий Михайлов. С какими-либо другими юрлицами он не связан. На деньги, которые «Автомобилист» выручил в 2023 году, он мог бы закупить 627 тысяч литров дизтоплива, и его бы хватило почти на 53 тысячи выездов по городу.

Фирма «Автомобилист» показала самую большую выручку среди частников

На втором месте по объемам заработка среди частников оказалась фирма «Слава», связанная с депутатом думы Иркутска Ростиславом Белых. Компания в 2023 году заработала 36 миллионов рублей, уйдя при этом в убыток без малого на 7 миллионов.

Как и «Автомобилист», «Слава» работает не только на городских маршрутах (№ 81 и 83 — от Центрального рынка до «Китай-города» и микрорайона Радужного соответственно), но и на межмуниципальных. В частности, компания возит людей из Иркутска до Мельничной Пади, Маркова, Мегета и Шелехова (в последнем случае «Слава» делит пассажиров с компанией экс-главы Шелехова Сергея Липина «Народный маршрут»).

Если бы Ростислав Белых решил потратить всю свою выручку на дизель, то он бы смог купить порядка 525 тысяч литров топлива. Горючего ему бы хватило, чтобы сделать чуть больше 62 тысяч кругов по иркутским маршрутам.

Компания Ростислава Белых «Слава» возит пассажиров не только в Иркутске, но и в окрестностях города

Замыкает тройку самых богатых частников компания «Транс-Вест». Она работает всего лишь на двух маршрутах: № 3 «Юбилейный» — «Аэропорт» (он в значительной степени дублирует другой популярный и протяженный маршрут — № 80) и № 20 «Железнодорожный вокзал» — «Аэропорт». Они принесли фирме в 2023 году 19 миллионов рублей (прибыль — 372 тысячи). Этих денег собственнице «Транс-Веста» Нине Фошиной хватило бы на 277 тысяч литров дизеля, которые она могла бы прокатать за 14 тысяч выездов.

Еще одна компания, зарабатывающая больше 10 миллионов рублей, — «Транс-ЛСО» Ильи Ошуркова. Она работает на двух ново-ленинских маршрутах: «десятка» соединяет микрорайон Березовый, Второй Иркутск и поселок Боково, «тридцатка» — Ново-Ленино с центром. Выручка «Транс-ЛСО» в 2023 году составила 13 миллионов рублей. На эту сумму можно было бы приобрести без малого 200 тысяч литров дизельного топлива, которого бы хватило на 9,5 тысячи выездов.

Сколько зарабатывают перевозчики
Сколько рейсов могут выполнить перевозчики

Другие перевозчики таких впечатляющих результатов не показывают, и это притом что многие из них обслуживают популярные маршруты (некоторые отхватили их целыми пачками). Их выручка за минувший год составила от 2 до 9 миллионов рублей. Сразу несколько перевозчиков — речь идет о фирмах «ИОТРАНС», «Экспресс-авто» и «Автопарк» — задекларировали доход на сумму до миллиона рублей. Им бы этих денег хватило на такое количество топлива, с которым можно было бы откатать от 10 до 300 кругов.

Печальнее всего обстоит дело у «Таксополя-авто», обслуживающего маршрут № 90. Эта фирма вовсе откатала 2023 год с нулевой выручкой. И это по довольно популярному направлению (из Академгородка в аэропорт через плотину и центр), да еще и с требованием выставлять не менее 10 машин на рейс. Чудеса! Причем фирма Василия Грабельных не зарабатывает никаких денег с 2021 года, а в последний раз демонстрировала хоть какую-то выручку в 2020-м (тогда было 60 тысяч рублей — в сто раз меньше, чем в 2019-м).

Фирма «Таксополь-авто» оказалась единственной, показавшей нулевую выручку в 2023 году. И это с учетом востребованного у пассажиров маршрута № 90

Если брать один из самых популярных иркутских маршрутов — № 80 (он связывает между собой Юбилейный, центр Иркутска и значительную часть Октябрьского округа), то там работают сразу две компании предпринимателя Андрея Забанова — «Грааль» и «ТрансСибМаршрут». Они в 2023-м заработали 9 и 8 миллионов рублей соответственно. Правда, такие финансовые показатели вызывают некоторые вопросы. По самым грубым подсчетам, в таком случае в «восьмидесятках» должно ежедневно ездить порядка 30 пассажиров.

Чтобы примерно представить, сколько пассажиров в день перевозит один автобус, исходя из заявленной годовой выручки, нужно разделить годовую выручку на 365 дней в году, затем — на стоимость проезда, и в финале — на списочное количество автобусов, выставляемых на обслуживаемые маршруты.

Чтобы убедиться в том, что перевозчики, скорее всего, где-то «недоговаривают», достаточно утром или вечером, в час пик, проехать пару остановок на любом из популярных маршрутов. Математика показывает, что на каком-нибудь 65-м маршруте из (Ново-Ленино в центр) должно ездить порядка 36 пассажиров в день, а на 28р (из Второго Иркутска в центр) — около 100 человек. Это совсем не согласуется с реальной картиной переполненных автобусов, которые можно увидеть по утрам.

Кажется, большинство перевозчиков возят намного больше пассажиров, чем может показаться

Впрочем, о том, что в сфере пассажирских перевозок в Иркутске есть большая «серая зона», говорят и чиновники мэрии, и участники рынка. Бывший уже вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников в 2022-м называл рынок, «мягко говоря, непрозрачным», а оборот по «серой схеме» оценил в половину от «белого». Руководитель «Иркутскавтотранса» и депутат гордумы Алексей Колмаков (в прошлом он тоже занимался частными перевозками) также не раз называл бизнес непрозрачным. Кроме того, по его мнению, сфера пассажирских перевозок в Иркутске не менялась с конца 90-х.

Как можно бороться с этой ситуацией? Одно из самых очевидных решений — обязать перевозчиков ввести электронную оплату проезда (или хотя бы заставить все компании выдавать пассажирам билеты или чеки). За безнал на автобусных маршрутах не так давно выступали депутаты городской думы, но заммэра по экономике Татьяна Макарычева дала понять, что этого не будут делать в угоду пассажирам и во избежание нарушения антимонопольного законодательства.

Городская администрация предполагает, что повышение стоимости проезда, с которым иркутяне сталкиваются чуть ли не каждые полгода, может стать началом реформы пассажирских перевозок, но сложно представить изменения к лучшему в этой сфере, пока власти не начнут жестко контролировать частных перевозчиков. Иначе мы и дальше будем получать пять с половиной пассажира на бумаге и адовые толпы — в реальности.

Устраивает ли вас работа автобусов в Иркутске?

Они прекрасны!
В целом да, но хотелось бы, чтобы они работали лучше
Нет, но могло бы быть и хуже, если сравнивать с другими городами
Они ужасны!
Напишу свое мнение в комментариях
Хочу узнать результат

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления