Салон самолета МС-21, который собирают на Иркутском авиазаводе, будет со сниженным шумом и увеличенным проходом. Кроме того, иллюминаторы будут больше обычного, а багажные полки — вместительнее. Об этом в интервью «Известиям» рассказал начальник отдела эскизного проектирования ПАО «Яковлев» (Иркутский авиазавод входит в состав компании) Никита Шапиро.
По его словам, проектировщики поставили перед собой цель — увеличить личное пространство для пассажира, тем самым снизив утомляемость от полета. При разработке компоновок салона изначально учитывали требования не только регулярных авиакомпаний, но и бюджетных авиаперевозчиков.
— При этом во главу угла было поставлено жизненное пространство пассажира, вокруг которого мы «обжимали» самолет. В результате на свет родился сбалансированный облик МС-21, который обладает рядом преимуществ перед аналогами. В целом самолет получился более просторный и удобный, — отметил Шапиро.
Так, например, поработали над давлением внутри самолета: сейчас на Airbus А320 и Boeing 737 используется давление как на высоте 2400 м, на МС-21 сделали давление как на дальнемагистральных, широкофюзеляжных лайнерах, что потребовало установки соответствующих систем жизнеобеспечения. Давление внутри кабины МС-21 соответствует высоте 1800 м. Это должно избавить пассажиров от закладывания ушей и головной боли.
— Это значит, что пассажиры будут лучше переносить взлеты, посадки и длительное нахождение в воздухе. В общем, приближенное к атмосферному давление благоприятным образом влияет на здоровье пассажиров и экипажа, — говорит Никита Шапиро.
Также отдельное внимание при разработке уделили уровню и возможностям естественной и искусственной освещенности. В самолете МС-21 иллюминаторы сделали больше почти на 30% по сравнению с A320. Кроме того, в самолете комфортно будут размещаться шесть человек в одном ряду, а центральный проход позволит разойтись двум пассажирам или пассажиру с кухонной тележкой.
Кстати, исходя из тенденции роста антропометрических показателей ширина фюзеляжа МС-21 увеличена до 4,06 м, что на 30 см больше, чем у Boeing 737, и на 11 см больше, чем у Airbus А320. Полки для ручной клади делали на основе опыта авиакомпаний и исходили из того, что на полку должны помещаться три чемодана, для этого их надо ставить «ребром».
— Соответственно, мы увеличили высоту и глубину багажной полки, они сделаны на 19–25% вместительнее, чем у А320. Чтобы полки не отнимали пространство у пассажиров над головами, потребовалось увеличить и высоту фюзеляжа самолета. В общем, самолет рисовался вокруг людей и их багажа, — отметил представитель «Яковлева».
Кроме того, в МС-21 заложили шаг кресел в 32 дюйма (81,3 см) для типового эконом-класса. В таком случае человек ростом 177–180 см сидит, не упираясь коленками в спинку переднего кресла. При шаге кресел в 32 дюйма в МС-21 поместится 181 пассажир, а при снижении шага до 29 дюймов (73,7 см) в лоукостерах помещается до 211 человек. Но тогда пассажирам с высоким ростом там уже может быть не так удобно, так как место для ног ограничено.
По словам Никиты Шапиро, сейчас наметился тренд на уменьшение размеров туалетных и кухонных модулей в самолетах.
— Эта тенденция понятна. Санитарно-бытовые и сервисные зоны могут занимать 15–20% от площади салона и «съедают» место для коммерческой нагрузки. Типовая ширина туалетной кабинки — 36 дюймов (91,4 см), сейчас есть запрос авиакомпаний на узкие 31-дюймовые (78,7 см) туалеты. По запросу авиакомпаний в санузлах могут устанавливаться складывающиеся перегородки, чтобы объединить две кабинки и обеспечить, например, доступ пассажиров с ограниченными возможностями, — говорит он и добавляет, что заложенные в конструкции МС-21 решения обеспечивают гибкость компоновок и возможность адаптации пассажирского салона под требования конкретной авиакомпании.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Первоначально первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, в мае стало известно, что срок перенесен. Всего к 2030 году планируется поставить 270 МС-21, которые собирает иркутский авиазавод. Перенос сроков связан с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации.
Весной 2024 года власти объяснили, с чем связаны задержки в производстве МС-21. В Ростехе, в частности, говорили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. Однако в глобальном смысле отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.
«Аэрофлот» планирует получить первые самолеты МС-21 в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.