Дороги и транспорт Зарплаты всё равно катастрофически маленькие. В Иркутске муниципальный транспорт теряет водителей

Зарплаты всё равно катастрофически маленькие. В Иркутске муниципальный транспорт теряет водителей

И не только их

Исчезающий вид. В Иркутске муниципальный транспорт потерял водителей

Источник:

Ругать общественный транспорт в Иркутске — это так же естественно, как стоять в пробках, гулять по набережной, кататься на колесе обозрения, есть омуль и пить минералку. Если ты этого не делаешь, то не можешь называться настоящим иркутянином. Городские и областные чиновники несколько лет уже обещают провести в столице Приангарья транспортную реформу, но фактически пока она не стартовала. Тем не менее, муниципальный транспорт меняется: за два последних года для города купили 120 больших автобусов, один троллейбус «Адмирал» и ещё один трамвай, в этом году начала действовать единая электронная транспортная карта (правда, сэкономить на ней невозможно). Но проблемы всё равно остаются, и под раздачу возмущённых комментаторов в соцсетях попадают не только частные перевозчики, но и МУПы. Мы решили разобраться, что происходит с муниципальным транспортом в Иркутске. Оказалось, что всё упирается в людей.

  1. Кто перевозит пассажиров?
  2. Сколько автобусов катает людей?
  3. На автобусы нужны водители
  4. Трамваи гаснут
  5. Нужны кондукторы-дипломаты
  6. Троллейбусы уходят в прошлое?
  7. Люди ищут, где лучше
  8. Патовая ситуация
1

Кто перевозит пассажиров?

Как обстоят дела с общественным транспортом в Иркутске

Источник:

Частные перевозчики обслуживают 45 автобусных маршрутов. Мы уже рассказывали, какие компании на них работают и кто из них самый богатый.

Кроме частников, пассажиров возят два муниципальных предприятия: на автобусах — «Иркутскавтотранс», а на трамваях и троллейбусах — «Иркутскгортранс». На них в общей сложности приходится 53 маршрута.

Оба МУПа убыточны, хотя выручка год от года растет. По итогам 2023 года «Иркутскавтотранс» выручил 726,7 миллиона рублей (рост на 28%), а «Иркутскгортранс» — 894,9 миллиона рублей (+23,5%).

Убыток у первой компании составил 51,4 миллиона (при чем к показателям 2022 года его удалось снизить на 17%), у второй — 22,1 миллиона рублей (уменьшение на 66%).

2

Сколько автобусов катает людей?

Сколько муниципальных автобусов катает пассажиров

Источник:

На балансе «Иркутскавтотранса» находится 216 автобусов. Это количество не сильно изменилось за последние шесть лет (в 2018-м было 222 единицы). При этом у частных перевозчиков число техники сильно упало — до 450 единиц (в 2018-м было 600).

Фактически получается, что даже при планомерной замене подвижного состава в муниципальном предприятии, количество автобусов год от года снижается.

3

На автобусы нужны водители

На одну машину в среднем приходится почти два водителя

Источник:

На линию у «Иркутскавтотранса» в среднем выходит 130-140 автобусов. Это примерно на уровне 2018 года. При этом водителей на предприятии трудится 249 человек — в среднем почти по два шофера на одну машину.

Прямо сейчас на сайте МУП можно найти объявление о наборе водителей автобуса. Предлагают официальное трудоустройство, стабильную «белую» зарплату от 45 000 рублей, полный соцпакет, премии, льготное исчисление пенсионного возраста и служебный транспорт.

Претендентам нужно иметь водительское удостоверение категории «Д». А для водителей других категорий, но со стажем предлагают обучение за счет предприятия.

По информации мэрии, средняя зарплата водителей автобуса оценивается в 64 574 рубля.

4

Трамваи гаснут

С трамваями в Иркутске ситуация хуже

Источник:

Один из самых экологичных видов транспорта — это трамвай, но в Иркутске к нему относятся по-разному. Часть горожан считает, что все вагоны нужно отдать на металлолом, часть, наоборот, обожают трамвай и предлагают сделать для них больше маршрутов.

На балансе у «Иркутскгортранса» в 2024 году насчитывается 66 трамваев, на семь действующих маршрутов ежедневно выходит только половина — 35 вагонов. Такие цифры, поясняют в мэрии, связаны с кадровым дефицитом на предприятии. За шесть лет число водителей трамваев снизилось в полтора раза — со 143 человек в 2018-м до 93 человек в 2024-м. Средняя зарплата водителя трамвая, по информации мэрии, составляет 75 598 рублей, которую легко объяснить уровнем нагрузки.

На портале «Работа России» размещено объявление о наборе водителей трамвая — всего 14 рабочих мест. Предлагают официальное трудоустройство, соцгарантии, сменный график и зарплату в 37 тысяч рублей. От претендентов даже не требуется опыт, лишь среднее профессиональное образование, медкнижка, внимательность, дисциплинированность, ответственность, а также готовность к повышенному шуму и тяжелому физическому труду. Остальному, в том числе водить трамвай, — научат (на предприятии предусмотрена стажировка).

5

Нужны кондукторы-дипломаты

Отдельная беда у иркутских трамваев с кондукторами. С 2020 года их число в «Иркутскгортрансе» снизилось вдвое — с 117 до 64 человек. Из семи трамвайных маршрутов на двух вообще нет кондукторов — это № 5 и № 6. Нехватка людей связана с текучкой кадров, а она, в свою очередь, — с низким уровнем зарплаты и тяжестью труда, объяснили в пресс-службе мэрии. По ее оценкам, средняя зарплата составляет 54 895 рублей.

Судя по опубликованной на портале Роструда вакансии, сейчас свободно 10 мест. Претендент должен быть готов к решению конфликтных ситуаций и материальной ответственности. Об опыте не говорится ни слова, от соискателя требуется стрессоустойчивость и выдержанность.

В объявлении немного рассказывается о режиме работы, и его сможет выдержать далеко не каждый: «Возможен ранний выезд 05:34 или поздний заезд 23:56. График сменности 3/2». Предлагаемая зарплата начинается от 40 тысяч рублей.

6

Троллейбусы уходят в прошлое?

Водителей троллейбусов стало в два раза меньше, чем было в 2018 году

Источник:

На троллейбусы приходится 10 маршрутов в Иркутске. На линию каждый день выходит 35 автомобилей, хотя ещё в 2022-м число работающих на маршрутах троллейбусов было в два раза больше. Сейчас на балансе «Иркутскгортранса» находится 70 единиц техники.

Проблема с маленьким количеством работающей техники та же, что и на трамваях — мало людей. Так, в 2018 году в МУП работало 153 водителя, а в 2024-м — всего 90 человек. Средняя зарплата — 93 655 рублей.

На портале «Работа России» тоже размещено объявление о наборе водителей — свободно 10 мест. Новым сотрудникам предлагают обучение на предприятии, полную занятость, сменный график, соцпакет и зарплату от 40 тысяч рублей.

От соискателя требуется только среднее образование, ответственность, дисциплинированность, отсутствие непогашенной судимости, опыт не обязателен.

7

Люди ищут, где лучше

Почему уходят водители из МУПов Иркутска

Источник:

В администрации называют несколько основных причины текучки кадров:

  • низкий уровень зарплаты и перспективы заработать больше в другом месте;

  • тяжесть труда;

  • сменный график работы, который приводит к перегруженности; 

  • старение кадрового состава и выход на пенсию.

По мнению мэрии, сейчас появилось много транспортных компаний, где предлагают более высокий уровень зарплаты, а это, естественно, основной аспект при выборе места работы.

При этом последний раз зарплаты в МУПах повышали в связи с индексаций минимального размера оплаты труда. Напомним, что с 1 января 2024 года МРОТ вырос на 18,5%, до 19 242 рублей. После этого администрация пересмотрела тарифные ставки и привела их в соответствие с нормативными актами.

8

Патовая ситуация

Почему общественного транспорта становится меньше

Источник:

Получается довольно печальная ситуация: из-за кадрового дефицита на линию выходит все меньше муниципального транспорта, при этом нагрузка на водителей увеличивается, что снова приводит к текучке.

Всё это сказывается на качестве обслуживания. Судя по последнему (ноябрьскому) опросу, пассажиры одинаково ругают как частников, так и МУПы. Главные претензии — это длительное ожидание транспорта, нехватка техники и отсутствие автобусов, троллейбусов и трамваев после 19-20 часов.

Сколько стоит проезд в иркутском транспорте?

Источник:

При этом в муниципальном общественном транспорте проезд гораздо дешевле, чем у частных перевозчиков. На муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях действует единый тариф — 30 рублей. Это, конечно, не покрывает нужды МУПов, в том числе и на зарплату водителям и кондукторам.

Цены повысили этим летом (впервые за последние два года). Объяснили это двумя факторами: рост цен на ГСМ, шины, комплектующие и запчасти, а также разрыв между стоимостью проезда и себестоимостью поездки.

— Экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Иркутске в два раза выше, чем плата за поездку. Он составляет около 60 рублей с человека. Действующий тариф в Иркутске является одним из самых низких по России. Средняя стоимость проезда на перевозку пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в стране порядка 40 рублей, — уточняли в администрации перед повышением цен в муниципальном транспорте.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
В Иркутске возродили популярный автобусный маршрут из Первомайского в центр — проверяем его работу
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления