
Глава ОАК рассказал, что не успели импортозаместить в МС-21
В опытном образце иркутского лайнера МС-21, который впервые поднялся в небо 29 апреля, иностранными оставались приводы, тормоза и генераторы. Это неосновные системы самолёта, которые отечественные производители просто не успевали поставить именно на этот борт. Об этом в интервью РБК рассказал глава Объединённой авиастроительной компании (ОАК) Вадим Бадеха.
Он отметил, что МС-21-310 — самолёт с российским двигателем ПД-14 будет полностью импортонезависимым.
«Даже от дружественных стран. В том самолете, который сейчас на испытаниях, из иностранных остались всего три неосновные системы — приводы, тормоза и генераторы. Российские системы просто не успевали поставить именно на этот борт, в остальных самолетах даже эти системы будут отечественными», — сообщил Бадеха.
Он также добавил, что сейчас стоит задача по снижению себестоимости МС-21 в связи с импортозамещением. По его ожиданиям, основные этапы этой программы ОАК пройдёт к 2030 году.
«Сегодня мы ставим перед собой задачу, чтобы себестоимость и стоимость импортозамещенных самолетов была эффективной для эксплуатации и сопоставимой со стоимостью иностранных аналогов. Это не получается быстро и в лоб, тоже по понятным причинам, поскольку когда мы говорим о первых партиях, то там всегда дороже. И причины, почему у нас дороже, они все понятны: серийность пока мала, ставка процента, инвестиции в создание полностью новых систем и агрегатов. Это то, с чем мы должны работать», — сказал глава ОАК.
Он также отметил, что сумма инвестиций в проект МС-21 осталась примерно в тех же значениях, что и в 2021 году, когда предварительная стоимость разработки лайнера оценивалась в 220 миллиардов рублей.
«Связано это с тем, что на момент 2021-го самолет уже был создан и основные инвестиции в него уже были сделаны. Сейчас основные объемы работ были связаны с импортозамещением систем, блоков, но они не настолько дорогие. В части инвестиций государства в опытно-конструкторские работы — это прямой рубль, а есть создание производства — это средства ФНБ, и они возвратные», — сказал Бедеха.
Он добавил, что сегодня объем производства, который позволяет быть операционно прибыльными, — 36 бортов в год.
Что касается безопасности полностью отечественных самолётов, то Вадим Бадеха, сроки создания бортов действительно очень сжатые, это стало фактически сверхазадачей для промышленности. Но он напомнил, что и МС-21, и ещё один отечественный самолёт SSJ100 к 2022 году были фактически сертифицированы, а задача перейти на российские агрегаты была поставлена ещё раньше, в 2019 году.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран. Как объяснял авиаэксперт Олег Пантелеев, перенос сроков на 2026 год — это «констатация того факта, что из-за неготовности ряда комплектующих изделий осуществить сертификацию новых самолетов в импортозамещенном облике в плановые сроки не удается». Авиаэксперты также оценили перспективы производства на Иркутском авиазаводе.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21. В феврале 2025 года Минпромторг и компания «Яковлев» заключили контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению сертификата типа лайнера.
Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, но имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».
Прошлым летом «ИрСити» сделали репортаж из цеха № 277, в котором собирают МС-21.