IRCITY
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Иркутске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

708мм 69%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Политика «Усть-Орда+Иркутск»: Хронология объединения

«Усть-Орда+Иркутск»: Хронология объединения

История объединения Иркутской области и Усть-Ордынского округа началась гораздо раньше 16 апреля 2006 года, когда был проведён референдум, и даже 2005-го, когда был подписан договор об объединении.

История объединения Иркутской области и Усть-Ордынского округа началась гораздо раньше 16 апреля 2006 года, когда был проведён референдум, и даже 2005-го, когда был подписан договор об объединении. Хронологию превращения двух субъектов Российской Федерации в один вспоминает «ИрСити».

В апреле 2006 года Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ пережили второе рождение, согласившись во время референдума стать единым субъектом. Портал «ИрСити» к 10-летию со дня голосования подготовил спецпроект о жизни и её изменениях в округе за прошедшие годы.

Формально объединение двух регионов стало возможным после того, как в декабре 2001 года был принят закон о порядке образования новых субъектов Федерации. Обязательным условием объединения в нём было указано одобрение гражданами этого процесса на референдуме.

Фактически процесс объединения запустил в 2002 году полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. С его подачи в регионе начался процесс объединения федеральных структур. Как писала в 2002 году газета «Известия» со ссылкой на главного федерального инспектора по региону Игоря Тутеволя, первыми были объединены налоговые органы.

«Сегодня, по сути, дан карт-бланш объединению области и округа. Теперь это дело будущего, не знаю лишь, насколько ближайшего. Требуется проведение референдума и согласие двух субъектов. Процесс мог бы ускориться, если бы руководители области и округа дали своё согласие (по моей информации, Борис Говорин и Валерий Малеев - не против). После одобрения органами представительной власти и выделения соответствующих финансов можно говорить о референдуме», - цитировало издание представителя полпреда в регионе.

Тогда же, весной 2002-го, при законодательном собрании была создана рабочая группа по проработке вопросов объединения двух субъектов Федерации.

Летом 2003 года в поддержку объединения российских регионов высказался президент Владимир Путин.

«Что касается укрупнения регионов, то так сложилось и так в Конституции записано: у нас 89 регионов. Вместе с тем очевидным является то обстоятельство, что ряд регионов страны экономически несостоятельны и вряд ли когда-нибудь в ближайшем обозримом историческом будущем станут самодостаточными. В этом смысле, может быть, объединение с соседями является обоснованным и правильным», - приводит слова президента «Восточно-Сибирская правда» в спецвыпуске, посвящённом объединению Приангарья и Усть-Орды.

Главный вопрос, который волновал представителей власти Иркутской области и округа на заре объединения, конечно, финансовый. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ был дотационным регионом и получал серьёзное федеральное финансирование.

«Я выступаю за объединение области и округа. Считаю, что это совершенно правильная политика, и она принесёт пользу населению и Иркутской области, и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Однако я уверен, что эти объединительные процессы будут тормозиться чиновниками округа. Поскольку после получения независимости округ живёт на дотациях из федерального бюджета. Сегодня из-за несовершенства межбюджетных отношений в РФ, округ имеет большую бюджетную обеспеченность, чем жители территории- донора - Иркутской области. Объективно так быть не должно. Прежде всего необходимо выравнять методику распределения финансовых ресурсов по территориям Российской Федерации. Это должно означать, что уровень трансфертов для дотационных территорий должен снижаться», - цитировала «Восточно-Сибирская правда» в августе 2003 года и.о. председателя Законодательного собрания Иркутской области Геннадия Истомина.

Первыми регионами в России, решившимися на объединение, стали Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. В 2003 году власти этих субъектов вышли к президенту с соответствующим предложением. Референдум в этих регионах прошёл в декабре 2003-го, на нём более 80% жителей высказались «за».

Власти Иркутской области очень быстро последовали примеру Перми. Однако инициировать референдум удалось только со второй попытки. Первый раз заксобрание региона обратилось к президенту с предложением объединить Приангарье и Усть-Орду в 2004 году. Тогда эта инициатива не встретила поддержки в окружной думе. Только в конце 2005 года власти двух субъектов пришли к согласию, подписали договор об объединении и вышли с повторным предложением к президенту.

«Девять лет уже длится этот процесс. Хватит говорить, давайте что-то сделаем, пора уже дать возможность населению высказать своё мнение», - приводит слова главы администрации округа Валерия Малеева в 2005 году ИА «Regnum».

Процесс объединения двух округов стал одной из первоочередных задач правительства назначенного в 2005 году губернатора Александра Тишанина.

«Господин Тишанин намерен реанимировать проваленный предыдущей иркутской администрацией проект по объединению области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Напомним, этот процесс с подачи замглавы кремлёвской администрации Владислава Суркова был начат ещё в прошлом году, а его фактический провал послужил одной из причин отказа Кремля выдвигать кандидатуру губернатора Говорина на новый срок. Будущий губернатор пообещал, что объединительный процесс сдвинется с мёртвой точки в следующем году, а уже к концу этого года будет подготовлен новый пакет необходимых документов. При этом господин Тишанин отметил, что при их подготовке нужно учесть «интересы людей, которые будут жить в новом регионе», - писал «Коммерсант» в августе 2005 года после того, как кандидатура Тишанина была утверждена заксобранием региона.

Объединительный референдум был назначен на 16 апреля 2006 года. Подготовка к нему началась в ноябре 2005-го, и некоторые эксперты высказывали опасения такими сжатыми сроками подготовки. Так, по мнению заслуженного юриста России Сергея Шишкина, явка в Иркутской области могла оказаться недостаточной для того, чтобы признать референдум состоявшимся.

«Обсуждая тему объединения, региональная элита неверно расставляет акценты. Чересчур много беспокойства о последствиях референдума для титульной (бурятской) нации автономного округа и неоправданно мало - о том, как обеспечить как минимум 50-процентную явку в политически пассивной Иркутской области. Тема незаинтересованности определённых сил в Улан-Удэ, чтобы область и округ объединились, не заслуживает столь пристального внимания, какое ей пытаются уделять. Наиболее вероятна другая опасность: по итогам голосования 16 апреля может оказаться, что активность избирателей в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе будет достаточной и большинство там выскажется за объединение, а вот в Иркутской области, где население тоже за, референдум будет провален из-за низкой явки. В общем, стратегического понимания, как вести объединительный процесс в Прибайкалье, пока не видно», - сказал Шишкин в интервью «Байкальским вестям» в 2005 году (цитата по материалу ИА «Бабр»).

На проведение референдума было выделено более 60 миллионов рублей. Агитацией должны были заниматься созданные в субъектах РФ на общественных началах инициативные группы (всего их было 42). Предвыборный процесс, как и в любой избирательной кампании, был бурным, вплоть до того, что депутаты окружной думы Валерий Алексеев пытался через суд отметить референдум, а в начале апреля Иркутскую область посетил замруководителя администрации президента Владислав Сурков. По информации ИА «Бабр», целью его визита была именно подготовка к референдуму.

«В Иркутске было проведено исследование, согласно которому явка составит примерно 37%. Суркову на совещании сообщили, что будет 57%, чем он был недоволен и заявил, что планка должна быть не ниже 70–80% и только тогда она реально будет на уровне 50%» , – писала в апреле 2006 года «Газета.Ru» со ссылкой на близкого к местному избиркому чиновника.

Однако опасения о низкой явке не оправдались. В Иркутской области на избирательные участки 16 апреля 2006 года пришли около 70% избирателей, из которых порядка 90% проголосовало за объединение. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе явка была почти 100%, за объединение проголосовало почти 98% пришедших на участки.

Согласно закону об объединении двух регионов, новая объединённая Иркутская область начала своё существование 1 января 2008 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем