«Если Конституция, все федеральные законы, кодексы и подзаконные акты не соответствуют 10 заповедям, которые были нам даны в своё время для гуманного существования, по моему мнению, долой такой закон, его надо пересматривать». Кандидат в депутаты Госдумы России по Шелеховскому округу от партии «Гражданская платформа» Николай Игнатьев в интервью порталу «ИрСити» рассказал о своём взгляде на российское законодательство и развитие Иркутской области.
- Расскажите, пожалуйста, о себе, чем занимается ваш «Фонд духовного возрождения Прибайкалья»?
- Фонд создан в 2004 году по просьбе и с благословления действующего архиерея, владыки Вадима, ныне митрополита Иркутского и Ангарского. Создан для того, чтобы каким-то образом наполнить содержанием, в частности, материальным и денежным, социальный проект Русской православной церкви, её иркутской епархии. Задача – находить какие-то средства, чтобы заниматься социальным милосердием, чтобы можно было поддержать просветительские, воспитательные, сиропитательные проекты.
По началу я ходил с шапкой по предпринимателям, большим и очень большим, кто-то давал, кто-то нет, кто-то говорил, что надо самому что-то делать. И я пришёл к тому, что надо создавать собственные проекты, которые будут давать эту прибыль. Туда вошло несколько проектов, которые были одобрены известными экономистами. Что меня очень обрадовало, то как отнёсся Юрий Абрамович Ножиков. Он говорил: «Где ты раньше был? Я сейчас не у власти, поэтому могу только со стороны наблюдать, но приди ты ко мне тогда, когда я был руководителем региона, через месяц это всё стало бы реализовываться в полном объёме». И ещё он сказал одну фразу: «Все, что здесь предлагается, это первый раз на моей памяти, когда люди приходят для того, чтобы двинуть вперёд социальные проекты, которые снизят нагрузку на бюджет». Сказал, что прочёл устав и поразился тому, что никакая прибыль, получаемая от этих проектов, не распределяется между создателями фонда.
Я могу участвовать в разных выборах, представлять интересы кого-либо, церковь не может, религиозные организации не могут, благотворительные тоже, а я - запросто. Я поддерживаю многих кандидатов, которые мне симпатичны. В данном случае партийная принадлежность и какие-то другие моменты, связанные с социальным статусом, для меня не имеют никакого значения, только личностные качества человека, которого я поддерживаю.
На выборах поддерживал мэров городов, Владимира Александровича Матиенко. То, что делает он, делает очень мало народу. Раньше было 67 малоимущих и многодетных семей, которым он каждый месяц предоставлял продукты и моющие средства. Сейчас 92 семьи. Мне такие люди симпатичны. Он уже лет 6 занимается этим. Я таким людям оказываю поддержку.
Я Ножикова спросил, почему такую программу, как предлагает фонд, не понимают нынешние руководители области, а я был и пытался прорваться ко всем шести губернаторам, которые были после него. Ни к одному не попал. У Ерощенко был, когда было его 100 дней губернаторства, это были самые худшие в моей жизни переговоры. Ножиков сказал: «Тут возможны два варианта: либо человек дурак, либо враг». Я его предупредил, что будут пользоваться его цитатой (смеётся).
Фонд существует именно для того, чтобы реализовать эти проекты. Что удалось фонду сделать? Был пожар и сгорел храм в Оёке, мы собирали средства на его восстановление, и деньги туда поступали. С нашим участием построили храм, который увезли в Чечню. Содержали детский спортивный лагерь «Роднички», способствовали такому движению, как «Витязи». Это православная детская милитаристская организация.
- Вы член партии «Гражданская платформа»?
- Я к партиям ко всем отношусь плохо, ко всем до одной, включая «Гражданскую платформу». Ибо что такое партия? Политическая партия – это сообщество людей, которые преследуют своей целью добиться власти, для того чтобы потом ею – властью – злоупотреблять. Это моя личная формулировка. Я считаю её правильной. Все партии только для этого и сделаны. Я ответил на ваш вопрос?
- Нет, вы не ответили, член ли партии «Гражданская платформа»?
- Да, я член партии «Гражданская платформа», и на конференции в Москве был включён в списки кандидатов по 95-му округу. Без меня меня женили, я и знать не знал, а я уже включён, мне уже надо собирать документы. А вообще, поскольку мой друг, Матиенко, является руководителем «Гражданской платформы» (иркутского реготделения – ред.), я вижу, что он делает лично. Пускай партия маленькая, но тем не менее по личным качествам тех, кто в партии присутствует… Они придерживаются принципов, что надо делиться.
- А как вы вообще попали в выборную систему при вашем отношении к партиям. Зачем вам это нужно?
- Когда в 2004 году я первый раз избирался, за несколько месяцев до этого меня пригласил некто Башков (секретарь городского отделения партии «Единая Россия Константин Башков – ред.). Он сказал, что они поставят меня на хорошую должность, но заниматься этим могут только люди партийные. Тогда эта партия только развивалась бурно, если помните, 2004 год – это массовое привлечение членов партии. Я решил, что для дела, для того, чтобы должность была, на которой я смогу достаточно много реализовать, и поэтому согласился и написал заявление.
Когда я завился на выборы в 2004 году, то мне сказали: «Ты куда лезешь, тебя ведь партия не выдвигала?». А я в ответ их спросил: «Вы что, хотите нарушить мои конституционные права – любой гражданин страны может избирать и быть избранным?». И отказался снимать свою кандидатуру. Кроме того, принцип состязательности никто не отменял. Я эту партию покинул с большим треском, был судебный процесс, об этом писали в газетах. Я уже тогда увидел, что они работают только на себя. И я официально написал заявление о выходе из партии. С тех пор, с 2004 года, никаких дел с ними не имею. Я и сейчас против них.
- А какую цель ставите в эту выборную кампанию?
- Я вам сказал уже, что я посетил всех руководителей, которые могли каким-то образом повлиять на то, чтобы фонд мог начать свою активную работу. Потому что, как Ножиков сказал, без поддержки первого лица региона, это невозможно. Именно по этой причине я знаю, что, не будучи публичным человеком, двинуть вперёд решения социальных вопросов, которые стоят перед фондом, невозможно. Поэтому я принимал участие во всех выборах, которые здесь были.
- Оцените, пожалуйста, работу Госдумы предыдущего созыва? Какие полезные законопроекты вы видите, какие ошибки она совершила?
- Я вижу только одну заслугу у предыдущей Госдумы: то, что они очень быстро среагировали, подсуетились и поддержали президента и устремления крымчан, которые желали войти в состав Российской Федерации. Без такого оперативного решения это было бы невозможно. Здесь они сработали очень быстро, проявили единодушие. За это, конечно, спасибо.
Всё остальное… Как вы помните, уже и в СМИ говорили, что Дума работает, как взбесившийся принтер, то есть выплёвывает законы, большинство из которых не проработаны.
Моё личное мнение: все существующие законы написаны в 90-е годы и написаны братками в малиновых пиджаках под диктовку сотрудников Госдепа США. Тогда здесь было очень много консультантов, и из американского посольства диктовали, как нам писать законы, как нам жить. А мы немного отличаемся, главным образом в том, что здесь люди православные: восемь жителей из 10 связывают себя с православием. Если же ты связываешь себя с православием, то ты должен главенство закона Божьего принимать и понимать, что это так.
Если Конституция, все федеральные законы, кодексы и подзаконные акты не соответствуют 10 заповедям, которые были нам даны в своё время для гуманного существования, по моему мнению, долой такой закон, его надо пересматривать. Я считаю, что во многих пунктах, наши законы способствуют тому, чтобы можно было уйти от ответственности. Все остальные законы рядом с Библией – пыль, ничто.
Поэтому я считаю, что все законы должны быть переделаны, чтобы они соответствовали тем законам, которые даны нам для гуманного существования, а их просто игнорируют порой. Даже кодекс строителей коммунизма был написан в соответствии с законами божьими. Законы должны быть нравственными. Ибо что такое нравственность? Это способность человека отличать плохое от хорошего. Дана она нам Богом.
- Вы уже упомянули присоединение Крыма. Владимир Путин назвал это главным событием для нынешнего созыва Госдумы. Как по вашему мнению, справедлива ли была та реакция международного сообщества, которая за этим последовала?
- Реакция международного сообщества зиждется на желании Государственного департамента любым образом ослабить Россию. Для этого они будут использовать любые средства, чтобы поссорить нас… Хотят ли русские войны? Конечно, нет. Но они ставят мир в такие условия, чтобы война началась, и началась с России.
- Что нужно делать, чтобы выйти из экономического кризиса, в котором сейчас оказалась страна? Что может сделать Госдума в том отношении? И может ли?
- Конечно, может. Во-первых, должна быть такая политика, которая стимулирует развитие предпринимательства. Количество субъектов налогообложения сокращается, люди не выдерживают тех условий, которые у нас имеются.
Есть майские указы президента, но они не исполняются. Есть такая возможность не делать или делать плохо. Я вообще считаю, что у Путина очень мало соратников там, в современной действующей власти. Медведев ему не соратник. У него Шойгу, Лавров, Иванов, Жуков соратники – и всё. Может быть ещё есть те, кого я не знаю, потому что они не являются публичными людьми. Я за него голосовал, голосую и буду голосовать. Я его никаким образом не связываю с «Единой Россией». Конечно, эта партия для него выгодна, поскольку они за него голосуют. Но я его не связываю ни с одной партией, он должен быть выше всех партий и не принадлежать ни одной из них.
Повлиять, конечно, сможет. Первое, сделав такой закон, который не позволит выплачивать такие нищенские пенсии. Люди заработали. Второе, если Дума примет закон о ратификации статьи 20 конвенции ООН о противодействии коррупции. Он до сих пор не работает. То есть конфискация всего нажитого… есть такой термин незаконное обогащение, он ну нас не применяется. Третье, если Дума отменит статью о неприкосновенности депутатов. Должна быть какая-то ограниченная неприкосновенность, но полный иммунитет… Тогда доверия к таким депутатам будет больше.
- Какие приоритетные направления для Иркутской области вы видите?
- Первое – необходимо прекратить пир во время чумы, который устраивается. Например, куда делают дорогу в Листвянку? В тупик. Там в воскресенье машину поставить некуда, пробка начинается при въезде в Листвянку. Дорога в тупик – 3 миллиарда с лишним. В 10 раз меньше денег пошло бы на дорогу, которую можно было бы построить параллельно. Я считаю, что такое использование средств недопустимо.
Второе приоритетное для области направление – лес. 33% российского леса находятся в Иркутской области, но что мы с этого имеем? Очень мало, потому что существующий Лесной кодекс и система учёта круглого леса настолько несовершенны, что их нужно менять. Мы 12 лет ходим с моими товарищами по губернаторам и пытаемся добиться принятия системы учёта круглого леса. Я занимался этим вопросом. И вы знаете, документы оставляем, всё показываем, сильнейшие специалисты по лесу говорят, что бюджет можно очень сильно наполнить денежным содержанием, только наладив учёт, только изменив систему написания документов и их форм, но никому это не надо, похоже, в том числе и нынешнему губернатору, потому что он все наши эти предложения имеет.
Следующее, почему мы этот лес вывозим, а не делаем предприятия по глубокой переработке. Их раз-два и обчёлся, я шляпу снимаю перед теми, кто сделал глубокую переработку, ибо тут стоимость увеличивается раз в 10, а это наполнение нашего бюджета.
Третье, если мы не будем рационально использовать Байкал… Я не считаю, что туризм является приоритетным направлением. Он приоритетное направление 2-3 месяца в году, а 9-10 месяцев это непривлекательная для посещения зона. Есть, конечно, любители экстремального туризма, но на них экономику не сделаешь. Здесь нужно всё бросать на то, чтобы охранять озеро и лес вокруг него.
Ещё один пример – использование байкальской воды. У Иркутска и Шелехова есть одно преимущество – мы пьём очень качественную воду, которую могут смешать с канализационной водой в одной трубе, поскольку сейчас вокруг Ершовского водозабора на левом берегу начинают строительство. Я уже лет 10 занимался этим вопросом. Я организовывал экспедиции депутатов законодательного собрания к этим стройкам, которые происходят на берегу Ерошовского залива, ездили туда, присутствовал на обсуждении этого вопроса, признали, что строения, которые там есть, не временные, а постоянные. Вообще это все должно снестись в назидание.
Следующая опасность, которая там существует, – слой земли, который там существует, набрал, достаточно много химических элементов от дыма шелеховских заводов – алюминиевого и кабельного. Яйцеголовные, профессора-химики, говорят о том, что этот слой трогать нельзя, ибо эти элементы там, в земле, нейтрализуются, однако там начинают взрыхлять этот слой, строить дороги, и всё это оказывается в кране на нашей кухне. Этому вопросу нужно уделить внимание – сохранение питьевой воды, которая у нас очень хорошая.
- Какие ещё проблемы есть в Шелеховском округе, кроме Ершовского водозабора, и как их решать?
- Проблем здесь очень много. Точечные застройки, которые лишают людей свободных площадей – погулять с детьми, собаками и вообще отдохнуть. Эти свободные площади нужно сохранять. В Свердловском районе есть, куда расти, у нас есть территории в сторону Шелехова. Это касается всего города: не стройте в сторону Байкала, а в другие стороны – пожалуйста, это можно и необходимо. Нужно как-то законодательно закрепить невозможность строительства в зонах, которые могут повредить питьевой воде.
Ещё проблема Свердловского района – мало автомобильных стоянок. Все автомобильные стоянки можно сделать так, чтобы сверху на них располагалась спортивная площадка. Такой опыт есть. Да, на это нужны средства, но давайте наладим учёт леса.
Третий вопрос – это безопасность движения. У нас есть такие развязки, такие дороги, там много ДТП, например, на Мельниковский тракт есть выезд со стороны Юбилейного. Мы как-то писали с Владимиром Александровичем (Матиенко – ред.) предложение о создании там круговой развязки, но воз и ныне там. Необходимо расширение дороги между Шелеховым и Иркутском и создание в Луговом социальной инфраструктуры. Там нет ни поликлиник, ничего. Строящиеся микрорайоны не имеют собственной инфраструктуры, чтобы люди там могли комфортно жить.
- В Шелеховский округ входят много других районов…
- Да, например, Тулун, там было градообразующее предприятие – стекольный завод. Песок в карьере ещё остался, стекло производить можно, однако мы его покупаем неизвестно где. Тот завод необходимо восстанавливать. Затем гидролизный тулунский завод по производству спирта и спиртосодержащей жидкости. Это всегда было необходимо для людей, там людям работать негде. Там было самое большое предприятие по сохранению семян.
Затем те территории, где раньше были поля сейчас зарастают, те деревни, которые там есть, умирают. Потому что деревня не имеет ни школы, ни фельдшерского пункта, ничего. Это все касается этих территорий – Тайшет, Тулун, Усолье.
Усолье тоже город, где градообразующим предприятием является Усольехимпром. Тоже загибается. Раньше аспирин, который выпускали на усольском фармацевтическом предприятии, считался самым лучшим в мире. Сейчас тоже умирает, людям там работать негде…
- Но сейчас же есть проект развития территории опережающего развития…
- Да, по Усолью, но я не знаю, что это такое, я не вижу там каких-то решений, которые позволят там существовать так, как раньше было Усолье. А всё это необходимо. Есть площади, остались специалисты.
Дальше Тайшетский алюминиевый завод. Конечно, его необходимо очень сильно развивать. Кроме того, туда поедете много людей, а там нет никакой инфраструктуры. Вопросов этих очень много, но то, что я говорю, самое основное – обеспечить занятость людей, снабдить этих людей инфраструктурой для комфортного проживания и чтобы люди в церковь ходили, чтобы храмы где-то были, строились.
Портал «ИрСити» готовит бесплатные интервью со всеми кандидатами, участвующими в выборах в Госдуму по одномандатным округам в Иркутской области. Телефон редакции: 8 (3952) 28-09-11, электронная почта: info@ircity.ru или z.kuznetsova@ircity.ru.
На данный момент на портале опубликованы интервью с кандидатами по Шелеховскому округу от «Партии Роста» Иваном Грачёвым, от ПАРНАС Михаилом Васильевым, от КПРФ Антоном Романовым, от «Справедливой России» Георгием Комаровым, от партии «Яблоко» Владимиром Алексеевым.