Вчерашний митинг против повышения энерготарифов в Приангарье, по предварительным подсчётам организаторов – недавно созданного движения местных активистов «СТОП тариф», – собрал порядка 600 иркутян. Позже было озвучено новое число участников – 1,2 тысячи человек. Зачинщики торжества решили отличиться и удивляли собравшихся по-особенному, совместив акцию с развлекательной программой и въедливым политпиаром.
Политический концерт по сценарию
Первоначально площадка для митингующих у дворца спорта «Труд» не вызывала подозрений. Издалека казалось, что всё организовано по классике жанра: установлены оранжевые ограждения, собраны в кучу зеваки с партийными флагами, приглашены сотрудники полиции для досмотра подозрительных протестантов. Облик стандартной акции разрушался вдребезги непосредственно на территории: «Мороженого не желаете?» – неожиданно подкрадывался к вновь пришедшим парень с картонной коробкой в руках и предлагал отведать советский пломбир в стаканчике. Тут же другие ребята приглашали гостей к столу, на котором красовались булочки с сахаром в пластиковых тарелочках и солидные бутыли с водицей.
Кульминацией развлекательной программы стал концерт иркутской кавер-группы Burn, которая первой вышла на сцену и исполнила несколько известных песен: про любимый город, севшую батарейку, беспечного ангела. Артисты выкладывались по полной, танцевали, старались и, казалось, отрабатывали неплохой гонорар.
«Это протестная акция или дискотека?» – терзали сомнения присутствующих. Некоторые собравшиеся, наевшись угощений и освежившись водой, начали уже было пританцовывать, подпевать, но недолгое веселье было прервано звенящими фанфарами.
После Burn под торжественную мелодию на сцену неспешно выдвинулись активисты новоявленного движения в нарядах, белых рубашках, платьях и политических шарфах, чтобы сказать своё «веское слово». Ведущий вечера, руководитель «Клуба публичной политики» Павел Степанов открыл мероприятие:
«Мы приняли решение создать движение «СТОП тариф». Большинство членов оргкомитета и большинство его участников сейчас соберутся здесь, на сцене, чтобы высказать свою точку зрения, своё веское слово по данной инициативе, но перед этим я бы хотел сказать вам, что мы приготовили для вас фильм, правда, который из-за отсутствия экрана показать не можем. Но мы нашли выход: мы для вас его не продемонстрируем, но вы его услышите».
Из хриплых колонок зазвенел голос мужчины и кратко пересказал историю про «гениального менеджера», желающего «лишить права жителей на самую дешёвую электроэнергию». Камешек создатели кинокартины бросили и в сторону СМИ, которые, по их мнению, «как всегда молчат» и «снова заговорят об этом, когда изменить всё будет уже слишком поздно». Фильм сводился к рассказу о новом движении «СТОП тариф», цель которого – «не дать ограбить жителей области».
Перед началом мероприятия ведущий отметил:
– Это мирная акция. Мы собрались, не для того, чтобы отправлять кого-то в отставку или с кем-то воевать, а чтобы высказать свою точку зрения, своё мнение мирно, на основе всех конституционных правил и норм.
Первому, к небольшому удивлению собравшихся, микрофон вручили депутату Госдумы Михаилу Щапову, который добровольно вступил в ряды движения «СТОП тариф» и вызвался выражать мнение жителей Приангарья на федеральном уровне. Щапов озвучил несколько общих фраз и завершил своё выступление типичным политическим лозунгом «Вместе мы обязательно победим».
Кроме него в этот день на сцену вышли депутат заксобрания Приангарья Ольга Носенко, председатель реготделения партии «Справедливая Россия» Лариса Егорова, экс-депутат Госдумы Антон Романов и другие активисты, которые высказывались примерно в одном ключе: хвалили губернатора Сергея Левченко, ругали «Единую Россию», призывали собравшихся к участию в организованных движением акциях и объединению против бизнесмена Дерипаски. Все они выступали в этот день как матери, люди от народа, дедушки, бабушки, отцы, внуки, правнуки, россияне, иркутяне, но их речи почему-то не особо цепляли за душу и звучали предсказуемо и театрально.
«Я знаю, что солнце потихоньку набирается на выступающих сегодня, и скоро будет на площади жарко, поэтому мы будем закругляться в ближайшее время», – с тенью намёка вещал между выступлениями ведущий.
Пока активисты и политики толкали с воодушевлением и лицами цвета флага КПРФ пламенные речи, у сцены начали выстраиваться простые люди, иркутяне, которые хотели в этот день подняться к микрофону, обозначить свою позицию, рассказать истории из жизни, поделиться переживаниями. Но дать слово простым горожанам не входило в сценарий организаторов: микрофон в этот день гулял только по рукам тех, кто был утверждён программой вечера.
«Ещё много желающих подойти к микрофону, но, к сожалению, время митинга подходит к концу. Это будет нарушение, если мы дадим слово кому бы то ни было», – объяснил сложившуюся ситуацию Павел Степанов и переключился на другую тему:
– Я бы хотел обратиться к Михаилу Викторовичу Щапову, потому что он в нашей команде сегодня как представитель федеральной власти. Вы не против, Михаил Викторович, стать нашим коммуникатором на федеральном уровне? И это обращение, под которым большинство из вас подписалось, наши волонтёры ходили по рядам и брали подписи. В течение нескольких недель мы продолжим сбор подписей за этот манифест. Мы будем обращаться в органы федеральной власти, чтобы мы были услышаны. Мы бы хотели от лица оргкомитета поручить Михаилу Викторовичу стать нашим лицом на федеральном уровне. Есть ли у вас готовность?
– Конечно, я обязательно донесу нашу общую позицию до тех людей, которые принимают решение сейчас, – уверенно ответил Щапов, дав собравшимся понять, что звезда этого вечера точно не группа Burn.
После финальных фраз политическое шоу было поспешно завершено, и оставшееся время организаторы решили потратить на продолжение концерта кавер-группы. Щапов в красном шарфе и другие активисты отправились на интервью, фотографирование, съёмку видео и другие более важные ритуалы.
Тем временем жители, которые пришли на митинг, стали потихоньку расходиться с растерянными чувствами: незатратными угощениями и музыкантами среднего уровня организаторы, видимо, планировали произвести впечатление и создать атмосферу заботы о людях, однако, по большому счёту, заткнули митингующим рты и уши, сыграли на доверии и обманом заставили смотреть на типичное пиар-шоу. Для полноты картины не хватало только, чтобы листы с манифестом и булочки раздавали с лопаты. А почему бы и нет?
«У меня здесь будет простой ответ: кто, если не мы. Потому что этот вопрос принципиальный, один из важных. Есть и другие важные вопросы – про пенсии, НДС, но именно в этом вопросе если не мы, то точно никто. Если есть шанс, что про пенсии будет говорить кто-то ещё на федеральном уровне, то этот вопрос касается только нашего региона. Если живущие здесь вопрос не поднимут, то он просто пройдёт мимо и без участия жителей. Весь замысел в том, чтобы учитывалось мнение людей. Его надо как-то проявить на свет. Митинг – это первый шаг», – ответил нам Михаил Щапов на вопрос, зачем он лично пришёл на эту акцию. А вот про второй шаг не сообщил: каким он будет и будет ли?
Председатель Законодательного собрания Иркутской области, секретарь реготделения партии «Единая Россия» Сергей Брилка решил высказаться на счёт прошедшей акции на следующий день, резюмирая своими словами суть митинга: «Попытки сегодня дестабилизировать ситуацию в регионе, спекулируя на теме стоимости электроэнергии для граждан, со стороны отдельных общественных движений не имеют под собой конкретных обоснований. Вместе с тем, понятно, почему эта тема выносится на широкое обсуждение именно сегодня – она становится козырем в борьбе определённых политических сил в рамках кампании по выборам депутатов заксобрания области».
Несколько слов о Дерипаске и причинах негодования
Минфин США 6 апреля 2018 года ввёл санкции в отношении 24 россиян и 15 связанных с ними организаций. В этот список попал олигарх Олег Дерипаска и две его компании – En+Group и «Русал». Из-за этого акции подешевели на Гонконгской бирже до исторического минимума – на тот момент до 1,64 гонконгского доллара, то есть на 16%.
В связи со сложившейся ситуацией Дерипаска запросил у правительства России список льгот, которые, по его мнению, могут спаси компании. Одна из них – избавление «Русала» от платежей по договорам на поставку мощности. Предполагается, что это приведёт к росту цены на энергорынке в Сибири на 12%.
Бизнесмен также предложил повысить предельный уровень платежей за ЖКХ в Иркутской области, подняв тариф на тепло и горячую воду на 1%. Эффект оценивается в 115 миллионов рублей в год для «Иркутскэнерго».
В Иркутской области «Русал» владеет Братским и Иркутским алюминиевыми заводами, а также работает над проектом Тайшетского алюминиевого завода. En+ контролирует компанию «Евросибэнерго» и через неё – «Иркутскэнерго» и «Востсибуголь».
4 июня генеральный директор «Облкоммунэнерго» Александр Анфиногенов сообщил, что нет необходимости поднимать тарифы для населения, чтобы спасать алюминиевый бизнес En+ и это не имеет смысла. Он отметил, что если повысить тарифы для населения, но оставить прежними для сетевых компаний, то увеличится прибыль гарантирующего поставщика «Иркутскэнергосбыта» и «Иркутской электросетевой компании». Эти организации подконтрольны En+.
ИА «ИрСити» в пресс-службе компании En+ сообщили, что российский энергорынок «застрял в 90-х годах прошлого века». En+ отмечает, что в Иркутской области самый низкий в России тариф для населения, вместе с тем льготы оплачиваются промышленными потребителями: «обременение перекрёстного субсидирования алюминиевых заводов «Русала» в Иркутской области составляет около 3 миллиардов рублей. При этом величина тарифа для населения в Иркутской области составляет около трети от реальной себестоимости». Предприятия Дерипаски настаивают на справедливой плате за потребление энергии.
«Уже давно идёт речь о введении социальной нормы потребления – возможно, пенсионерам и малоимущим нужно ещё и снизить оплату, но вот почему до сих пор бизнес несёт непомерную нагрузку за жителей, имеющих коттеджи в сотни квадратных метров, никто объяснить не может. Давно пора ликвидировать этот перекос», – сообщили в компании.