Р!
20 ОКТЯБРЯ 2020
19 октября 2020
18 октября 2020
17 октября 2020

«Точка будущего» начинается в Иркутске

Образовательный комплекс «Точка будущего» открылся в Иркутске 1 сентября. На первый учебный год школа, не похожая ни на одну из других школ в Приангарье, приняла 670 детей. «Точка будущего» — детище российского бизнесмена и мецената, создателя телекоммуникационной компании Yota Альберта Авдоляна и политика, гендиректора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Я побывал в этой школе и не один раз поймал себя на мысли, что хотел бы здесь учиться даже сейчас.

Справка о


История «Точки будущего» началась в 2013 году, когда бизнесмен Альберт Авдолян принял решение создать благотворительный проект с целью помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В этом начинании его поддержал Сергей Чемезов. Иркутская область в качестве площадки для реализации проекта была выбрана неслучайно: Авдолян был связан с этим регионом бизнес-интересами, Чемезов здесь родился.

По словам последнего, изначально планировалось построить в Иркутске детский дом, потому что проблема с детьми, у которых нет своей семьи, в Приангарье стоит особенно остро. Но со временем идея переросла в большее. Авдолян и Чемезов замахнулись на создание образовательного комплекса, целью которого была бы адаптация детей из приёмных семей или с особенностями развития в обществе. Это возможно только тогда, когда такие дети будут находиться в равных условиях с обычными.

«Мы заказали исследование и потом посмотрели: чтобы успешно адаптировать приёмного ребёнка в социуме, нужен не отдельно построенный детский дом, где дети живут обособленно, а необходима среда, в которой детей из приёмных семей будет не больше 15%», — рассказал Авдолян 14 сентября.

С 2014 по 2016 годы организаторы «Точки будущего» занимались созданием проектной команды и разработкой принципов деятельности комплекса, созданием основных образовательных систем и проведением конкурса на разработку архитектурного проекта.

Конкурс получился международным, в нём участвовало 20 участников из 11 стран мира. Перед ними поставили задачу — обеспечить связь школьного здания с педагогическими идеями, создать подходящую образовательную среду для школьников, чтобы они могли научиться ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Наиболее подходящий архитектурный проект, по мнению создателей «Точки будущего», представили авторы датского архитектурного бюро CEBRA. Её более детальной разработкой и адаптацией под наши реалии занимались специалисты московского проектного бюро UNK project совместно с иркутскими проектировщиками из компании «СТБ-Проект».

Само строительство «Точки будущего», а также посёлка для семей с приёмными детьми, началось в 2017-м, параллельно с этим образовательный комплекс стал отбирать по конкурсу сотрудников и повышать их квалификацию, готовя к работе в новых условиях.

Приёмная кампания проходила в два этапа — зимой 2019-го и весной 2020-го. Всего принято более 670 человек, при этом было подано более 4,5 тысячи заявок.

Школу ввели в эксплуатацию в феврале 2020 года. Часть педагогов уже тогда приступила к работе — занималась разработкой учебных планов. В конце августа комплекс получил лицензию на образование, а 1 сентября — официально открылся.

Архитектурная метафора

«Точка будущего» — это 27 зданий общей площадью более 30 тысяч квадратных метров. Всё это великолепие находится на 20 гектарах Чертугеевского полуострова в Иркутске. Здесь заканчивается Солнечный и начинается «иркутская Барвиха» — рядом виднеются солидные коттеджные посёлки.

Архитектура комплекса впечатляет, все здания объединены общей крышей и выстроены в форме окружности, внутри которой — детские площадки, спортивные площадки, снаряды, тренажёры. Вместе с этим проект учитывает рельеф местности. Пространство внутри «окружности» не стали выравнивать, а оставили таким, каким его создала природа.

Как рассказал заместитель директора по воспитательной работе Максим Астраханцев, проект метафоричен. Круг символизирует костёр, вокруг которого собираются люди, делятся своими мыслями, идеями; единая крыша, под которой находятся детский сад и две ступени школы — стремление к достижению результата, единство всех участников образовательного процесса.

Наша экскурсия началась с начала начал — с детского сада. Он находится под одной крышей со всей остальной школой, но выполнен в отдельном здании. Таковы нормы: детсады в России должны располагаться в стационарных зданиях.

Внутри очень светло, тепло и просторно. Большинство стен внутри прозрачные (такая же особенность характерна и для школы). Это тонкий психологический ход — дети с малого возраста будут видеть, что они часть общества, это позволит преодолеть замкнутость в границах своей группы.

В обычных детских садах распространена практика, когда за каждой группой закреплена отдельная уличная площадка. В «Точке будущего» такого нет — территория образовательного комплекса принадлежит всем детям без исключения.

И в детском саду, и в школе архитекторы постарались максимально отказаться от коридоров. Как пояснил Максим Астраханцев, коридоры выполняют только одну роль — создают трафик. Здесь же общественные пространства вне кабинетов используются максимально эффективно: дети тут и танцуют, и играют, и занимаются на дополнительных кружках.

В детском саду оборудовано 10 групп: по две младших и средних, а также по три старших и подготовительных. Они полностью укомплектованы мебелью и игрушками, для последних даже есть отдельные комнаты. На стенах можно рисовать, для этого там поставили специальные панели.

Кроме того, в детском саду есть разные творческие мастерские как для групповой работы, так и для индивидуальной. С детьми занимаются педагоги, логопеды, психологи, тьюторы.

Школа, где есть всё

Размах внутри школы поверг в шок. В центре одного из корпусов находится атриум — многофункциональное пространство, где можно проводить различные встречи, творческие занятия, ставить театральные постановки, устраивать пресс-конференции. В свободное от уроков время там всегда полно детей.

Кабинеты для уроков максимально непохожи на стандартные школьные образцы. Там нет «камчатки», потому что они не вытянуты в длину. В некоторых кабинетах парты расставлены хаотично — так удобнее устраивать индивидуальную работу, где-то они сгруппированы — хорошо для проектной деятельности.

Порадовали кабинеты химии и физики: они оснащены всем, что нужно для проведения опытов. У меня глаза разбежались в разные стороны, когда я увидел наборы реактивов. Для подачи разных веществ есть специальные шланги. Над столами оборудованы вытяжки и «каналы» для шлангов, которые не позволят неловким движением руки смахнуть их на пол.

Также детей в «Точке будущего» приучают к ручному труду. Здесь есть отдельный модуль, где школьники будут постигать азы домашнего ремонта — сверлить, пилить, мастерить своими руками, работать со строительными инструментами, класть плитку. На одной из полок в этом кабинете увидел качественные наборы инструментов, которые у себя в хозяйтсве хотел бы видеть любой мужчина. Детям всё это будет доступно с ранних лет.

В технологических лабораториях много всего — от проверенных временем тисков и токарных станков до 3D-принтера и оборудования по программированию роботов.

Нашлось место и творческому труду — есть гончарные мастерские и текстильные с классным швейным оборудованием. Кроме того, есть «Кулинариум» — мастерская, где детей будут учить готовить.

Для изучения биологии на практике оборудована лаборатория с устройством для гидро- и аэропоники, с которым школьники могут проводить первые опыты по выращиванию и селекции растений. Биологию ведёт специалист-биолог, который ранее активно занимался научными исследованиями, но ушёл в преподавание, заинтересовавшись концепцией «Точки будущего».

Среди педагогов — как молодые, для которых работа в «Точке будущего» станет началом профессионального пути, так и опытные. Сейчас их около 160. По словам Максима Астраханцева, с 2017 года руководство «Точки будущего» начало отбор преподавателей и их обучение, сопоставимое по объёму и затраченному времени с получением второго высшего образования. Часть педагогов была принята на работу, часть — осталась в резерве.

«Мы работали на всю систему образования города и Иркутской области. На эту программу заходили около 600 человек. Мы надеялись, что учителя, прошедшие у нас подготовку, будут проращивать полученные идеи у себя в школах», — рассказал замдиректора.

За разговорами о педагогах продолжаем знакомиться с «начинкой» школы. Здесь есть несколько спортивных залов, где можно играть в командные виды спорта, заниматься гимнастикой, танцами, проводить силовую подготовку. Создан бассейн, качеству которого могут позавидовать даже некоторые спортклубы. На улице есть небольшой стадион с искусственным газоном и трибунами.

В коридорах, которые и не похожи на коридоры, можно встретить столы для настольного тенниса или аэрохоккея. В других местах стоят диваны, где можно посидеть с книжкой или просто помечтать. Возле пресс-центра есть Буклаб (от английских слов book и club) — библиотека с книжным клубом. Там же — «места для медитации», где можно скрыться от посторонних глаз и посидеть в одиночестве, и свой коворкинг.

Кроме того, в «Точке будущего» создана своя медиастудия с фотозоной, звукозаписывающим оборудованием, пультами-микшерами, камерой. По словам Максима Астраханцева, такие условия позволят детям познакомиться с работой в медиасфере, может быть, кого-то это подтолкнёт пойти в журналистику. Кроме того, в идеале рассчитывается, что школьники будут создавать контент официального сайта «Точки будущего» и соцсетей.

Жизненное проектирование во главе угла

Одна из главных новаций в учебном процессе «Точки будущего» заключается в изменении ступеней образования. В классической школе их три: младшая (с 1 по 4 классы), средняя (с 5-го по 9-й) и старшая (с 10-го по 11-й).

В новой школе их только две: младшая начинается с 1 класса и заканчивается в 6-м, старшая идёт с 7-го по 11-й. По замыслу педагогов, это поможет ученикам 5-6 классов, у которых при обычном делении частенько пропадает мотивация к учёбе. В «Точке будущего» же этот период будет переходным, когда дети будут ещё считаться младшими, но в то же время будут становиться «наставниками» для малышей, привыкая к более взрослой роли.

Пока в образовательном комплексе находятся около 670 детей — это примерно половина от проектной мощности «Точки будущего». По словам Максима Астраханцева, больше детей набирать не стали, чтобы обеспечить более плавную адаптацию тех, кто начал учиться сейчас. На полную мощность образовательное учреждение выйдет к 2022 году.

В основе образовательного процесса «Точки будущего» лежит технология жизненного проектирования — достижение запланированного результата в собственной жизни. Детям предлагают рассматривать свою жизнь как предмет преобразования. Для этого необходимо формулировать цели собственного развития, анализировать их с точки зрения достижимости, значимости, экономичности для себя и других, рисков реализации и достаточности ресурсов.

Итогом школьного образования, его «зачётной работой» станет личный жизненный проект, который каждый выпускник будет создавать, анализируя собственный потенциал, ценности и способы их достижения с учётом социально-экономического контекста. Фактически ребёнка ориентируют к осознанному пониманию, что он должен делать в школе, чтобы продолжать своё развитие после её окончания.

Несмотря на заявленную концепцию, «Точка будущего», как и все другие школы, подчиняется федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОСам). Но, как рассказал директор по развитию Константин Серёгин, коллектив школы придерживается мнения, что успех образования зависит в том числе и от заинтересованности учащихся.

«Конечно, мы работаем на высокий результат, академические знания должны быть. Но мы просто на этом не останавливаемся. ФГОС требует, чтобы в детях развивали и личностные результаты, потому мы про них и говорим. Но если нет культуры высоких академических результатов, то ничего не получится», — пояснил он.

«Будем отдавать десятину»

Наиболее поразительным фактом для меня стало то, что для детсадовцев и школьников в «Точке будущего» образование полностью бесплатное. Для детей предусмотрено трёхразовое питание, обеспечение формой и учебными принадлежностями — атласами, картами, печатными рабочими тетрадями.

Кроме того, образовательный комплекс предоставил бесплатное жильё приёмным семьям, для них построили отдельный посёлок на берегу Чертугеевского залива. Дома были обеспечены всем необходимым — мебелью, посудой, техникой.

У руководства школы есть план построить квартиры для преподавателей, которые также будут выдаваться бесплатно. Вместе с тем будет строиться жильё для новых приёмных семей. Для гостей образовательного центра возведут гостиницу, выделено место для строительства крупной парковки.

Никаких платных образовательных услуг школа сейчас не представляет. Ни Астраханцев, ни Серёгин не смогли ответить, будет ли обучение в «Точке будущего» коммерциализироваться в будущем, потому что пока, по их мнению, об этом говорить преждевременно.

Суммарно затраты на строительство «Точки будущего» обошлись в 6 миллиардов рублей, ещё около 600 миллионов будет тратиться ежегодно на содержание школы. Сейчас этим занимается благотворительный фонд «Новый дом». По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, взносы туда вносили «многие знакомые».

«Мы рассматриваем множество моделей, при которых благотворительный фонд смог бы самостоятельно обеспечивать себе прибыль. Некоторые компании, которыми я владею, будут передавать безвозмездно в фонд часть своих доходов. Будем делиться, отдавать десятину. Есть ещё международный опыт, когда выпускники школы вносят свой вклад в её развитие. Мы надеемся, что сможем сделать её для них вторым домом», — сказал идейный вдохновитель проекта Альберт Авдолян.

В ближайшие годы у «Точки будущего» появится «брат-близнец» в Якутске: 14 сентября глава Якутии Айсен Николаев подписал с Авдоляном и Чемезовым соглашение о намерениях возвести такую же школу в столице республики.

«Точка будущего» видится как идеальный пример социальной ответственности бизнеса перед обществом. Но, кажется, пока что сложно поверить, что такой классный проект может быть бесплатным для простых людей. Будет интересно посмотреть, как школа будет развиваться дальше. А пока можно порадоваться за детей, попавших в поистине сказочные условия для академической учёбы и личного развития.

4 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Заявленный и на этом основании, построенный на бюджетные деньги, как школа для многодетных семей. Посмотрим, кто на самом деле из каких семей, будет учится в этой школе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Читайте внимательнее - бюджетными деньгами здесь и не пахнет. И во-вторых - там дети всякие учатся, в том числе и мой ребёнок. А уж у меня доход - обычный, средний. Да, повезло пройти отбор, чему несказанно рад

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Много чего написано и сказано при сегодняшнем режиме. У меня, как у здравомыслящего, есть право думать. Тем более в школе работает моя хорошая знакомая Виктория канчер. А ты продолжай читай и верь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да бред. Чем многодетные лучше, чем семьи с одним ребенком? Тем, что контрацепцию не умеют использовать? Школа для богатеньких и блатных. Стопроцентов уверена, что моего например ребенка туда никто не возьмет. А с каких таких радостей, да? Мы же не многодетные и не живем в том районе, и богатых связей не имеем. Так что все это профанация. Когда для всех детей в стране будут такие школы, тогда и поговорим.

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ