Что мы знаем о зимней уборке дорог? На первый взгляд, это совсем нехитрое дело: всего-то нужно проехать на снегоуборочной машине по улице да смести снег с дороги на обочину. Наверное, многие, кто так думают, из-за этого сильно возмущаются тем, как в Иркутске убираются дороги. Стоит пойти снегу – и весь город встаёт в километровые пробки. Я и сам был среди тех, кто так думал и возмущался, пока не побывал на дежурстве в «Иркутскавтодоре».
В Иркутске около 800 километров дорог, из которых около 400 километров приходится на Правобережный и Октябрьский округа, и столько же – на Свердловский и Ленинский.
Мне удалось побывать на базе «Иркутскавтодора», которая находится на Рабочего Штаба, 138. Её работники отвечают за весь правый берег Иркутска – от Иннокентьевского моста до Байкальского тракта. Все водители в один голос говорят, что здесь сложнее, чем в Свердловском и Ленинском округах: тут и мелкие извилистые улочки центра, и горы в Радищева и Рабочем.
– По нормальной погоде, когда нет снега, на подметание улиц уходит до 4-5 часов с рекомендованными остановками через каждые 2 часа, при снегопадах, особенно сильных, время может увеличиться и до 6-7 часов непрерывной работы, – рассказал мастер механизированного участка Михаил.
За каждой машиной закреплено несколько человек. Один из них работает в дневную смену, другой – в вечернюю, потом их графики меняются. Перед началом каждой смены водитель должен осмотреть машину, снять с неё плуг (металлический скребок, который крепится к переднему бамперу, нужен для уборки снега) или бункер (специальный кузов для перевозки пескосоляной смеси) и сдать машину своему коллеги. Тому нужно подготовить технику к новой смене – заправить машину и навесить на неё необходимое оборудование.
Вечерняя смена начинается в 20 часов, примерно час-полтора приходится на всю предвыездную подготовку. К ней так же относится прохождение обязательного медицинского осмотра и составление рабочих звеньев.
– У нас есть три категории маршрутов. Первая – одна из главных – магистральная, включает в себя дороги с наибольшим транспортным потоком, такие как улицы Байкальская, Ширямова, Депутатская, участок Байкальского тракта до границы с Иркутским районом. Вторая категория – центр города от бульвара Гагарина до Баррикад, включая все мелкие улицы и сквер Кирова, а также улицу Рабочего Штаба. Третья – Куйбышевский район, микрорайоны Топкинский и Зелёный, – рассказал Михаил.
В зависимости от категории маршрута, выбирается разная техника. На магистральные улицы выводятся самые большие трёхосные машины, на центр города – более мобильные двухосные грузовики, а также тракторы со щётками, которые подметают всё, что осталось после грузовых машин. Остальная техника идёт в Куйбышевский район.
В день нашего дежурства был небольшой снегопад, который ожидался ближе к вечеру, но начался в 11 утра. По словам мастера мехучастка, рабочие «сыграли на опережение», вывели часть техники на улицу и рассыпали соль с песком. Это помогло: большая часть снега растаяла ещё днём, движение серьёзно не затруднялось.
– В первую очередь нужно обрабатывать места интенсивного движения в городе, центральные улицы, перекрёстки, крутые подъёмы и спуски. После этого смотрим, как наш отсев ведёт себя, плавится ли лёд. Если нет – досыпаем ещё, если нет – оставляем так и ждём вечера, чтобы потом убрать образовавшуюся «кашу», – рассказал мастер.
По его словам, отказываться от использования соли на дороге не стоит – она хорошо зарекомендовала себя в борьбе со снегом и гололёдом. Он считает, что чистый отсев можно использовать только на тротуарах, чтобы сделать их менее скользкими. На дороге же песок не эффективен, потому что его сдувает после первых же автомобилей. Как итог – колея на дороге.
Утром и днём дорожники следят за состоянием улиц (например, насколько они скользкие), и при необходимости посыпают дороги пескосоляной смесью или реагентом, чтобы растопить образовавшуюся наледь. Вечером, когда поток автомобилей снижается, нужно начинать подметать улицы с помощью спецтехники, чтобы к утру дорога не превратилась в каток. На следующий день остатки снега убирают вручную – лопатами и мётлами.
Но это в идеале, когда нет снегопадов. В снежную пору работа превращается в настоящую спецоперацию – нужно не только успеть рассыпать песок с солью, но и убрать уже выпавший снег, чтобы дороги не превратились в непролазную колею.
За разговорами прошёл почти час. Всё это время, что мы сидели на мехучастке, через нас прошла вереница водителей. Все они называли номера своих машин, а Михаил в это время занимался комбинаторикой – составлял звенья, которые должны были отправиться на смену. В вечер нашего дежурства задействовали 10 грузовиков с плугами и щётками, две подметально-уборочные машины «Скандия» и несколько тракторов.
Весь процесс подготовки к ночному дежурству сопровождался суетой и руганью водителей, которые жаловались на поломку техники, и шумом грузовиков, и хлюпаньем грязи под ногами. Когда машины были готовы, начались споры между водителями – кто и с кем поедет (или не поедет). По словам Михаила, это обычные производственные моменты. Многие хотят ездить по привычным путям с привычными партнёрами, не желая «возиться» с новичками, которых нужно учить новому маршруту.
Незаметно настала пора выезжать. Меня отрядили в звено, которое должно было убирать центр Иркутска. Всего – четыре машины, я находился в последней. Конкретно наша задача – смести снег и грязь к правой обочине – поддону. Утром всю эту кашу соберут вручную и увезут на полигон.
Мы выехали около 10 часов вечера. Уже в самом начале нас подрезали несколько торопыг, которые не хотели дождаться участка улицы пошире и стали вклиниваться в колонну дорожной техники. Водитель нашего КАМАЗа Максим в этот момент смачно выругался.
– У людей ума нет! – воскликнул он.
– И часто такое бывает?
– Да постоянно, каждый раз. Куда-то торопятся постоянно, их размазывают, а они потом *** [выделываются].
Время в дороге шло незаметно. Мы долго петляли по улицам в промежутке от Ленина до бульвара Гагарина, постоянно возвращаясь в одни и те же места. Примерно на 30-м километре пути я перестал понимать, где мы находимся.
Около 12 часов ночи мы остановились возле художественного музея. Все водители пошли на «обеденный перерыв» – в круглосуточный магазин возле остановки общественного транспорта. В это время к нам приехал мастер участка, который проверял состояние дороги после уборки. На улице приморозило (перед выездом было минус 11, к 12 часам – уже минус 20), из-за этого даже чистое полотно стало обледеневать – рабочим пришлось сделать ещё один выезд, чтобы взять песок с солью и посыпать дороги перед началом нового рабочего дня.
После остановки за дорогой следить стало намного легче. Может быть, помог свежий, морозный воздух, может быть, стало меньше мелких улочек – проехались по Ленина, Тимирязева, Дзержинского, Декабрьских Событий...
– Сколько денег получаете за работу? – спрашиваю у водителя своего КАМАЗа.
– Когда норматив по поездкам выполняю, выходит 32 тысячи, это если машина в ремонте не стоит. Иначе мы простаиваем, работаем меньше – и получаем меньше, соответственно, – ответил он. – За такую работу платить такие деньги – это смех, конечно.
Другие работники говорили, что зарплату на предприятии не индексируют годами. С чем это связано – никто не знает. Правда, заработок у водителей разнится, потому что зависит от их категории.
А работа и впрямь непростая. Не каждый сможет крутить баранку грузовика часами ночью. К тому же звеньевым водителям, которые ведут за собой колонну, нужно хорошо знать город. Всем перед выездом выдают маршрут, но, мне кажется, всё равно очень легко заплутать. Лишние километры – лишний бензин – лишние траты.
По словам Михаила, всё чаще заходит речь о том, что на уборку дорог должны выходить частники. Он считает, что это вряд ли как-то изменит ситуацию на улицах города, зато негативно скажется на состоянии самого «Иркутскавтодора».
– Все говорят, что у нас предприятие убыточное (Управление финансового контроля мэрии Иркутска по итогам первого полугодия 2020 года назвало МУП «Иркутскавтодор» убыточным). Но мы будем работать в любых условиях. Например, у нас есть норматив – 10 подметаний улиц в месяц. За них мы получим деньги. За всё, что сверху, никто платить не будет. Но мы всё равно будем выходить и работать, потому что мы муниципальное предприятие и должны следить за порядком в городе. Частник же будет работать столько, сколько нужно для получения выгоды, ни больше и ни меньше, – заметил он.
«Иркутскавтодор» – муниципальное предприятие, занимающееся уборкой и содержанием городских дорог, асфальтированием и благоустройством территорий, вывозом мусора и снега. На балансе предприятия находятся 230 единиц спецтехники.
Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников в середине декабря заявлял о недофинансировании содержания дорог на 40-60%, или минимум на 500 миллионов рублей, максимум – на 1,6 миллиарда. По его словам, в минимальном формате необходимо 1,5-1,7 миллиарда рублей, а по нормативу – 2,6 миллиарда.
В 2020 году общая сумма двух контрактов на содержание дорог в Иркутске составила 1,1 миллиарда рублей. На 2021 год разыграны два контракта на 997,6 миллиона рублей. Победителем всех аукционов стало муниципальное предприятие «Иркутскавтодор».