Как стать следователем? Каким складом характера нужно обладать? Бывают ли преступления интересными, и как раскрывались самые резонансные из них? Руководители пяти следственных отделов СКР по Иркутску отвечают на все эти вопросы, а также делятся секретами и радостями своей работы.
Никита Буканович, руководитель следственного отдела по Кировскому району Иркутска:
Я попал в следствие в 2004 году. Во время учёбы сходил на производственную практику на втором курсе, меня эта работа зацепила, после учёбы устроился следователем в прокуратуру. Тогда были другие времена, почти каждый день случались какие-то происшествия. Ездил на убийства, осматривал машину после взрыва гранаты...
Одно из первых дел, над которым работал в качестве следователя, помню прекрасно, но вспоминать совсем не хочу: мать отравила своего ребёнка уксусом. Её впоследствии признали невменяемой.
Когда выезжаешь на место происшествия, видишь следы преступления, кровь и тому подобное, ты это не воспринимаешь как что-то личное, это часть работы. Никогда не было такого, чтобы хотелось бросить работу после увиденного. Наоборот, всегда появляется желание разобраться, что произошло. Ко всему привыкаешь, всё узнаешь и многое начинаешь понимать.
Следователь может стать специалистом в любой сфере, потому что преступления бывают самые разнообразные и происходят в различных сферах. Каждый из нас – в том числе и психолог, потому что приходится много общаться с людьми, находить контакт, добывать правдивые показания. Процесс развития у нас идёт непрерывно, потому что не бывает абсолютно одинаковых преступлений. Все они отличаются, поэтому всегда нужно узнавать что-то новое.
Преступления, которые можно объяснить логически, редко остаются в памяти, потому что они рутинные. А бывают такие, которые совершаются вменяемыми людьми, но которые невозможно объяснить с точки зрения логики.
Одно из самых интересных дел, с которым я сталкивался, было связано с покушением на заказное убийство. Жена заказала мужа своему двоюродному брату, который недавно вышел из тюрьмы. Причиной стало то, что муж уделял ей мало внимания. Интересно, что между ними даже разговоров о разводе никогда не было. Это преступление выделяется среди многих других.
Несколько лет назад у нас проходил парень, который решил похитить телефон у подростка, с которым он даже не был знаком. Созвонился с другом и предложил похитить телефон с применением насилия. Тот ответил, что у него есть несколько знакомых – братья, недавно вышедшие из мест лишения свободы. Они разработали сложный план, тщательно продумали, куда идти, как братья будут бить этого парня, как заберут телефон, как его продадут. Всё сделали по плану, за копейки продали телефон в ломбард. Но в тот же день их и задержали.
В суд направлено уголовное дело по разбойному нападению в составе группы из четырёх человек – организатора, подстрекателя и исполнителей. Я до сих пор не могу понять, зачем они это делали, в чём логика. Они и сами это объяснить не смогли, говорили: «Вот так получилось».
У нас специфичный район, практически нет частного сектора, где чаще всего совершаются различные бытовые преступления, много видеокамер, из-за этого практически нет уличной преступности. Но район сложен тем, что у нас расположено много управленческих структур муниципального и областного уровня. Совершаются различные должностные и экономические преступления. Основную долю времени занимает проведение доследственных проверок, чтобы понять, есть ли основания для возбуждения уголовного дела.
Елена Галкина, руководитель следственного отдела по Куйбышевскому району Иркутска:
Одно из преступлений, которое мне запомнилось в моей следственной работе, произошло весной 2013 года. Несовершеннолетняя девушка хотела доехать на маршрутке из микрорайона Синюшина Гора до Юбилейного, чтобы поздравить свою подругу с рождением ребёнка. В какой-то момент она осталась одна, водитель предложил ей пересесть на переднее сидение и спросил, не будет ли она возражать, если они заедут на заправку. Та не ждала никакой опасности и согласилась. Впоследствии он изменил маршрут, увёз девочку в лес, изнасиловал её, задушил и похитил личные вещи.
Поскольку девочка успела позвонить и сказать маме, что она едет в маршрутке, начали отрабатывать всех водителей. Один из них привлёк внимание оперативников. У них достаточно опыта, чтобы выявить, когда человек лукавит. Видимо, в какой-то момент он «прокололся», стало понятно, что он что-то не договаривает.
Криминалисты во время осмотра машины нашли кровь на переднем сидении и в салоне. Эксперты очень быстро установили, что кровь принадлежала погибшей. По камерам наблюдения мы увидели, что его автомобиль отклонился от маршрута. Под давлением всех доказательств он сознался в преступлении и показал место, где спрятал труп.
Его приговорили к 20 годам лишения свободы, долгое время он пытался его обжаловать, но решение суда устояло в вышестоящей инстанции. Сразу же после этапирования в марковскую колонию он покончил жизнь самоубийством.
И вот спустя 7 лет случилось аналогичное преступление, которое расследовали мои подчинённые. В марте 2020 года нам поступило сообщение об исчезновении 25-летней девушки. Она поехала в Еловку к своим детям и пропала, родственники забили тревогу. В поисках участвовали полицейские, работники МЧС, добровольцы, позднее было возбуждено уголовное дело, подключились следователи СКР и криминалисты. Её передвижение удалось отследить при помощи камер наружного наблюдения. Была установлена машина, найден мужчина, который её подвозил. В ходе следствия выяснилось, что он же её изнасиловал, убил и украл находившиеся при ней вещи.
Над делом работала наш молодой следователь Анастасия Бехт, она закончила расследование в течение 2 месяцев. Ей удалось найти исчерпывающие доказательства вины подозреваемого. Было проведено множество экспертиз, в том числе судебно-психиатрических и генетических. Злоумышленника удалось установить в течение двух дней, это стало возможным благодаря слаженной работе всех звеньев: следствия, криминалистов, оперативных сотрудников.
Как рассказал сам обвиняемый, он ехал на машине и увидел привлекательную девушку по пути следования. Она ему понравилась, захотелось ей помочь. Потом что-то у него произошло. При этом он осознавал, что она не вступит с ним в добровольную связь. Каких-то явных признаков преступника у него не было, его ничто не выделяло среди других людей. Во время следствия и в суде он признавал вину. Во время допросов опускал глаза. Наверное, он даже раскаивался в содеянном. В ноябре 2020 года его приговорили к 20 годам лишения свободы.
По своему опыту могу сказать, что методы работы при расследовании таких преступлений всегда примерно одинаковы. Залогом же успеха всегда являются слаженная работа всех правоохранителей и постоянный обмен информацией.
Иногда по внешнему виду можно предположить, что ты видишь явного «имущественного» преступника. Это нарко- или алкозависимые люди, у них много наколок, болезненный вид, их выдаёт манера поведения. Но в случае с убийцами или насильниками нет каких-то явных черт, которые бы могли свидетельствовать об их наклонностях.
Конечно, многие не понимают нашу работу, очень часто критикуют, но следователи занимаются почётным и крайне сложным трудом. Любое расследование начинается с небольшого сообщения о преступлении, когда нам сообщают, что кто-то пропал, кого-то изнасиловали. Из этого факта впоследствии формируются целые тома уголовных дел, в расследования вкладывается много средств, времени сил и эмоций. Мы всё пропускаем через себя.
Владимир Зобов, и.о. руководителя следственного отдела по Ленинскому району Иркутска:
Я работаю в следственных органах уже 3 года, пришёл сюда сразу после юридического института. Поступал осознанно, знал, что после учёбы хочу работать в Следственном комитете. Это важная и ответственная работа, к тому же она даёт возможность с уверенностью смотреть на завтрашний день.
Первое дело, над которым я работал, было связано с применением насилия в отношении представителя власти. Гражданин сбил оперативника на машине, прокатил его на капоте около километра и скинул его, но тот всё равно его задержал. Это расследование дало мне неоценимый опыт. Познакомился с коллегами, с оперативниками, сразу же столкнулся с тем, что свидетели не были настроены на сотрудничество.
Наш район по сравнению с другими отличается большим количеством бытовых преступлений, характерны правонарушения, совершённые малолетними. Наши следователи имеют особую квалификацию в работе с такими делами.
Одно из самых резонансных дел, расследованное на нашем округе, произошло в Ново-Ленино в 2019 году. Дети прыгали на батуте, неожиданно его сдуло порывом ветра, упали четверо ребятишек и получили различные травмы. Слава богу, всё обошлось, никто не погиб, но один мальчик очень долго лечился. Проводилось много экспертиз, привлекали к ним сотрудников ИРНИТУ. Обвиняемому назначили штраф порядка 300 тысяч рублей.
В моём опыте было очень необычное убийство, из ряда вон выходящее в сравнении со многими другими. Пятеро молодых людей приехали в Иркутск-II, похитили парня, увезли его на болото и там перерезали ему горло, нанесли около 30 ножевых ранений.
Организатор убийства считал, что погибший нехорошо обращался с девушкой, с которой он был знаком. Он подговорил своих знакомых помочь «избавить её от гнёта». Злоумышленники тщательно спланировали преступление: вооружились, обзавелись сменной одеждой, нашли водителя, под надуманным предлогом выманили мужчину и поместили его в машину. Что интересно, сам организатор непосредственно в убийстве участия не принимал, он остался с той самой девушкой.
Первое время каждое совершённое преступление воспринималось близко к сердцу, вызывало противоречивые чувства. Но со временем эмоций стало меньше, а я стал более профессионально относиться к происходящему. На каждое преступление начал смотреть, как на обычное рабочее событие, факт. Сейчас практически ко всему готов, вряд ли есть какие-то моменты, которые могут выбить из колеи.
Каждый раз, когда суд соглашается с собранными доказательствами и выносит справедливый вердикт, испытываю гордость за проделанную работу.
Светлана Семенча, и.о. руководителя следственного отдела по Октябрьскому району Иркутска:
Я не сразу выбрала юридическую профессию. Сначала училась в БГУЭП на экономической специальности, выбрала её по наставлению родственников. Проучилась 2 года и поняла, что не хочу в этой сфере ни учиться, ни работать. Поступила в юридический институт ИГУ, окончила обучение и сразу пошла в органы следствия.
В 2016 году начала работать следователем в Тулуне. Всего боялась, но времени раскачиваться не было. Моё первое преступление, на которое я выезжала было эмоционально непростым. Убийство, расчленённое тело в реке.
Сейчас я уже состою в должности заместителя руководителя следственного отдела. Одним из приоритетных направлений работы нашего следственного отдела – выявление и расследование преступлений коррупционной направленности, защита прав и интересов несовершеннолетних при совершении в отношении них преступлений.
Совсем недавно следственным отделом возбуждено уголовное дело, связанное с покушением на убийство ребёнка собственным отцом, преступление получило большой общественный резонанс. Без преувеличения можно сказать, что весь город на протяжении почти 4 часов наблюдал за тем, как мужчина угрожал сбросить своего трёхлетнего сына с 14-го этажа. В ходе расследования нам предстоит выяснить все обстоятельства произошедшего, узнать, что подвигло обвиняемого совершить такие действия в отношении своего ребёнка. С помощью различных экспертиз мы выясним, в каком состоянии находился мужчина, какую цель преследовал. Над делом работают опытные следователи.
Сам обвиняемый пояснял, что подобными действиями намеревался привлечь внимание жены, но уже сейчас установлен ряд обстоятельств, которые опровергают его точку зрения. Обвиняемый грамотно выстроил свою защиту, имеет юридическое образование, это довольно интеллектуально развитый мужчина, он понимает, что говорит, обдумывает каждое сказанное им слово, из-за этого перед следователями предстоит непростая задача – установить истину.
Кроме того, сейчас нами расследуются и уголовные дела в отношении действующих или ныне уже уволенных работников администрации Иркутска, в том числе в отношении бывшего заместителя мэра – руководителя Октябрьского округа. По этой категории уголовных дел следователями предпринимается максимум усилий, чтобы установить причинённый ущерб и имущество всех обвиняемых по таким преступлениям. Это необходимо для последующего ареста и реализации имущества в целях возмещения ущерба.
Поскольку я нахожусь на руководящей должности, то расследованиями занимаюсь уже меньше, сейчас в моём производстве находится очень интересное и непростое уголовное дело о мошенничестве в отношении недвижимости семьи престарелых.
Потерпевший – 84-летний мужчина, который в молодости занимал высокопоставленную должность, совместно с супругой имел недвижимость в Иркутске и в Москве, а сейчас у него отняли всё, человек фактически живёт в чужой квартире и истинно верит в то, что в конце своего жизненного пути ему помогут, и он не потеряет веру в справедливость. Дело непростое, запутанное, но очень интересное, впереди предстоит ещё много работы, на данный момент в рамках расследования проведены более восьми обысков, обвиняемые задержаны и находятся в СИЗО.
Последнее дело, над которым я работала до переезда из Тулуна в Иркутск, было непростым для меня, обвиняемый надругался над трёхлетней родственницей. Прямых доказательств было немного, но они явились достаточными для вынесения обвинительного приговора. Обвиняемые по данной категории уголовных дел всегда непростые – изощрённые, хитрые, не желающие нести ответственность за совершенное ими, в связи с чем перед следствием всегда стоит непростая задача. Так было и в этом случае.
Когда направляла дело в суд, было опасение, что он избежит ответственности за счёт своей наглости и нежелания отвечать за содеянное. При этом я понимала, что он виноват, не было ни капли сомнения. После каждого судебного заседания звонила, узнавала, как обстоят дела. Когда узнала об обвинительном приговоре (мужчину приговорили к 12,5 года колонии строгого режима), была довольна сроком наказания. Я первая сообщила потерпевшей о решении суда.
Благодарность потерпевших всегда важнее и дороже любых поощрений, это то, ради чего я работаю в системе. Когда потерпевшие слышат обвинительный вердикт и потом делятся своими эмоциями, это лучше всего мотивирует на дальнейшую работу. Первоочередная цель следователей – убедить и показать потерпевшим от преступлений, что наказание неминуемо, что мы, работники следствия, в любом случае будем отстаивать их интересы.
Свою работу очень люблю, всё свободное время провожу здесь. И не потому, что мне нужно здесь находиться, а потому что мне это интересно. В другой работе себя не вижу и понимаю, что из уголовного права никуда не уйду. Также очень хочется отметить, что работу каждого в отдельности сотрудника и его показатели выстраивает руководитель отдела и подобранный им коллектив, атмосфера нашего следственного отдела делает работу не только нужной, но и приятной!
Елена Беломестнова, и.о. руководителя следственного отдела по Свердловскому району Иркутска:
Для меня работа в следствии началась в 2009 году в главном следственном управлении при прокуратуре Красноярского края. Потом уволилась, посчитала, что это не моё, но через полтора года вернулась в профессию уже в Иркутской области.
Свердловский район очень «богат» на все составы преступлений: против личности, половые, тяжкие и особо тяжкие против несовершеннолетних, а также совершённые несовершеннолетними.
Кроме того, на территории нашего района много высших учебных заведений, что тоже влияет на состав преступлений. В прошлые годы периодически расследовали дела о получении взяток преподавателями. Они брали деньги за экзамены, зачёты, написание курсовых и дипломных работ. Одного из преподавателей вуза приговорили к реальному сроку, она оценивала стоимость написания дипломных работ в 40 тысяч рублей, за зачёты и экзамены брала по 5 тысяч. Но за последние полгода нам не поступило ни одного сообщения о таких преступлениях. По всей видимости, люди начинают понимать, что так делать нельзя.
Одно из самых необычных дел в практике следственного отдела расследовалось в 2018 году. Осуждённый мужчина был предпринимателем. Он решил быстро подзаработать и убедил своего знакомого дать ему 7 миллионов рублей на приобретение тактильных мнемосхем в рамках программы «Доступная среда для инвалидов» по контрактам с ИРНИТУ. Но на самом деле никаких контрактов не было, он дал знакомому подложные документы, получил деньги и потратил их.
Понимая, что его в любом случае разоблачат, мужчина решился на убийство. Он назначил встречу знакомому в гаражном кооперативе, во время которой несколько раз ударил потерпевшего гвоздодёром по голове. После этого он вывез тело мужчины на Ершовский залив, где заранее приготовил прорубь, и утопил его. Ему вменяли два преступления – мошенничество и убийство. Оба были доказаны, мужчину приговорили к 19 годам колонии строгого режима.
Одно из важных качеств для следователя – усидчивость. Нужно много разбираться, внимательно анализировать все имеющиеся доказательства. Наша работа требует огромного терпения, поскольку она отнимает большое количество личного времени.