У Иркутска новый мэр, которого можно охарактеризовать тремя словами - строитель, военный, завхоз. Его зовут Руслан Болотов, и он был избран 26 депутатами думы на заседании 30 апреля. Его поддержал и врио губернатора Игорь Кобзев, и, судя по анонсируемому переходу экс-спикера думы Дмитрия Ружникова на должность вице-мэра, строительное лобби Иркутска.
Активная «избирательная кампания» шла в Иркутске чуть больше месяца, если считать её началом появление Болотова в должности вице-мэра. Тогда, увольняясь с поста председателя правительства, он заявил Кобзеву, что остаётся членом его команды, но «хотел бы приложить свои усилия на другом фронте работы».
Смешная деталь: в сообщении горадминистрации не говорилось, кто назначил Болотова первым заммэра. По идее должен был глава города, то есть на тот момент - Дмитрий Бердников, но будущего иркутского градоначальника решили публично не связывать с бывшим. Возможно, причина в конфликте Бердникова со строителями.
Сам Болотов про работу экс-мэра говорит осторожно и политкорректно - хвалит реализацию отдельных федеральных проектов в городе, но критикует недостаточный контроль исполнения работ и постоянно возвращается к необходимости конструктивной и совместной работы с думой, напоминая о конфликтах, в которых Бердников прожил с депутатами последние 1,5-2 года.
На собеседованиях с 29 кандидатами в мэры и на самом заседании думы хватало комичных, абсурдных и глупых моментов, начиная от незнания претендентами бюджетного и муниципального законодательства и заканчивая проектами по строительству трубопровода из Байкала или создания «резерваций» из домов-памятников в центре.
Болотов в своих выступлениях и программе постоянно подчёркивал связку с врио губернатора, нажимал на выполнение федеральных программ и участие в национальных проектах. В сложных экономических условиях федеральные деньги - это реальная возможность для города сделать хоть что-то, тем более что необходимости выполнения указов президента, в том числе по переводу школ в одну смену, никто не отменял из-за коронавируса.
С победой Болотова можно поздравить Кобзева, которому надо перед сентябрьскими выборами губернатора сделать Иркутск условно управляемым (не зря он заявлял, что Болотов сможет «убрать турбулентность в городе») - из 2,4 миллиона жителей региона больше 620 тысяч человек живут в областном центре. При этом врио придётся выполнять договорённости, достигнутые с депутатами думы, которые он, кажется, почти угрожал разорвать на встрече перед выборами мэра в случае неконсолидированного голосования.
Своё влияние на город в свете предстоящих выборов сохранила и партия «Единая Россия», к которой Болотов принадлежит и которая странным образом прислала пресс-релиз о его избрании с комментарием секретаря реготделения Сергея Сокола на 10 минут раньше, чем результаты тайного голосования были публично объявлены депутатам думы.
Произошедшее 30 апреля можно назвать больше политической игрой, чем настоящими выборами, хотя сама процедура конкурса была максимально открытой и, как говорили иркутские эксперты, демократичной. Главное, за что боролись участники процесса, - минимум 24 голоса депутатов, две трети от думы, и это вопрос не впечатления от кандидатов или их программ, а переговоров.
Болотову и его группе поддержки удалось собрать нужное число голосов, вероятно, договорившись с вице-спикером Евгением Стекачёвым и депутатами, которые его поддерживали.
Эта группа проявилась в марте, когда в думе появилось письмо за подписью 12 депутатов об отставке Ружникова. Спикер отбивал его на двух заседаниях комиссии по этике и мандатам, двух заседаниях думы и даже подавал в суд. Имена депутатов, которые подписали письмо, никто не называл, но инициатором рассмотрения этого вопроса был Алексей Распутин. Он же (плюс Алексей Вепрев) выдвинул Стекачёва в председатели после отставки Ружникова в пятницу.
В итоге вице-спикер смог вернуть себе место руководителя думы, упущённое в сентябре 2019 года из-за чрезмерной уверенности в собственных силах, с помощью 26 депутатов, как и Болотов — занять кресло мэра.
Глава города Руслан Болотов и бывший председатель думы Дмитрий Ружников - это одна команда, связанная с финансово-строительной компанией «Новый город» и руководителем её совета директоров, депутатом заксобрания, бывшим главой правительства региона Александром Битаровым. Хотя он сам и говорил, что у него больше нет мэрских амбиций, желание влиять на процесс явно осталось.
Новый мэр как новый год: к нему долго готовишься, ждёшь, что он будет лучше предыдущего, плодотворнее, эффективнее, добрее и веселее - и прыгаешь в неизвестность. Что там будет - удивительное путешествие или карантин из-за нового вируса - не знает никто. Пока понятно, что в ближайшее время «после праздника» администрацию, скорее всего, ждут кадровые изменения, по крайней мере, знакомиться с новой командой новому мэру уже не надо - он успел это сделать за последние 1,5 месяца.
Каким главой города может быть Болотов (из предыдущего опыта понятно только про «крепкого хозяйственника» и то, что он системный игрок), покажет это лето: за нового градоначальника скажет то, как он поставит работу администрации в непростых условиях экономического кризиса на фоне пандемии, и то, как будет выстроена работа с областной властью перед выборами губернатора.