Вот уже три недели мы живём с QR-кодами. Вроде можно и смириться, особенно, если учитывать, что правительство России решило узаконить их использование повсюду – от ресторанов и кафе до самолётов и поездов. Но смириться не получается – такая бесячая тема.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 21 ноября.
В конце минувшей недели служба потребительного рынка и лицензирования Иркутской области – на секундочку, ведомство в структуре регионального правительства – предложило санитарно-противоэпидемиологической комиссии (СПЭК) при том же самом правительстве отменить ограничение работы общепита до 23 часов с условием, что остаются действовать QR-коды. Эту идею ранее со скрипом, но предлагали представители ресторанного бизнеса, чья выручка в последние дни резко упала, и её поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей Андрей Лабыгин.
Логика проста – раз у клиента есть QR-код, который может рассказать о вакцинации или перенесённом недавно заболевании, значит он «условно безопасен». Потому что он учитывается системой и подчиняется общему правилу. Внутри ресторана при этом соблюдаются требования о социальной дистанции, масках (хотя в этом тоже мало логики – люди их в любом случае снимают) и использовании антисептиков.
Зачем в таком случае закрываться на лопату в 23 часа? Фильтр же работает, поток посетителей ограничен. Более того, я искренне верю в сознательность людей, у которых есть возможности - по времени и деньгам - прийти в любимое заведение и уютно посидеть. Умный человек не потащится в общепит с соплями и кашлем.
Но СПЭК сказала: фигушки, все ограничения остаются. Аргумент – «высокая степень волны ковида в регионе». Это как на вопрос «Почему?» отвечать: «Потому что».
Мем из прошлогоднего локдауна резко актуализировался. До 23 часов ковид «работает тихо, почти незаметно» (особенно в общественном месте и супермаркетах), а вот после - начинается самая жесть. Он уже не просто ковид, он ужас, летящий на крыльях ночи.
Тогда самый логичный выход для предпринимателей – закрыть или продать свою точку. Первые примеры уже появились. Выглядит это довольно драматично – не имея возможностей платить аренду, получить отсрочку по налогам, взять очередной кредит, рестораторы вынуждены терять хорошее место и отпускать сотрудников на вольные хлеба. В таких условиях сохранять «благоприятный инвестиционный климат» проблематично: не факт, что малый бизнес, у которого брали, но которому практически ничего не давали взамен, захочет в будущем не то, что возобновить дело, а вообще остаться в регионе.
Казалось бы, мелочь – убрать ограничение по времени. Но из таких мелочей потом вырастает большая протестная волна. А протестов сейчас ой как не хочется.