Российский театральный деятель, режиссер театра и кино, актер Константин Богомолов заявил, что считает театр самым перспективным видом искусства, у которого большое будущее, «если не будет никаких экстремальных событий». При этом у русского театра в эмиграции перспективы не столь радужны. Эмиграция для артистов, музыкантов и других людей искусства сравнима с творческим самоубийством. О современном театре вообще, провинциальных театрах в частности и творческих планах Константин Богомолов рассказал в интервью корреспонденту «ИрСити».
— В одном из интервью вы сказали, что ненавидите театр. Еще вам приписывают фразу о том, что русский театр перестал быть искусством, он мертв. И тем не менее вы не бросаете профессию, ставите спектакли, руководите московским театром. Почему?
— Я никогда не говорил, что русский театр мертв. Если и была подобная фраза, то, наверное, лет 10 назад. И, возможно, это была часть какого-то резкого высказывания, вырванного из контекста. Я никогда не думал, что русский театр мертв и уж тем более, что я его ненавижу. Я люблю театр и занимаюсь им уже больше 20 лет, то есть практически половину жизни.
— Но вот в провинции, например, театры часто сталкиваются с тем, из чего собирать репертуар. Всю классику уже поставили, современных авторов, как и произведений, много, а выбрать как будто бы и нечего. Как считаете, есть ли в нашей стране новые талантливые пьесы, которые достойны постановки? Как решать проблемы с репертуаром?
— Я не особо слежу за современной драматургией. Но мне кажется, что вопрос о том, что нечего поставить, — это не проблема. Проблема в том, что этот вопрос изначально неверен. Театр же не существует для того, чтобы пересказать или прочитать вслух классические произведения. Театр существует в том числе для того, чтобы интерпретировать классические произведения.
Так что проблема не в том, что нет текстов. Проблема в том, что у режиссера не хватает фантазии, чтобы по-новому интерпретировать те или иные произведения. Именно поэтому не может быть ситуации, когда нечего поставить. Полным-полно всяких материалов, литературы. Даже если ставить классические, но еще не поставленные произведения, жизни не хватит.
— А если бы вас пригласили поставить что-то в провинциальном театре, скажем, в Иркутске? Согласились бы? При условии, что будет достойный гонорар, условия труда и всё прочее.
— Возможно, почему нет? Всё зависит от конкретных обстоятельств. Сейчас у меня огромный загруз работы, всё расписано далеко вперед. Но я периодически веду переговоры. В конце концов, год назад я ездил ставить в Пермь и буду ставить еще им оперу. Я не тот человек, который не выезжает из Москвы. Хотя честно скажу, я очень люблю Москву. И мне комфортнее всего, чисто психологически, жить и быть в Москве, мне тяжело уезжать надолго из моего дома и моего города. И так всегда было. Но я никогда не отказываюсь от работы, если она интересная.
— Если «промотать» жизнь чуть-чуть вперед и подумать о театре через 5 или 10 лет, то каким вам видится его будущее?
— Мне кажется, театр очень живое, перспективное искусство. Очень бурно развивающееся, очень свободное и открытое другим искусствам и творческим энергиям. У него всегда есть подпитка другими сферами искусства. И мне кажется, что из всех искусств — это наиболее перспективный вид деятельности. Мою мысль подтверждает и то, как бурно развивается русский театр последние два десятилетия. Также об этом говорит зрительский интерес. Люди хотят ходить в театр, люди ходят в театр, он становится для них очень важной частью культуры и жизни. Так что, как мне кажется, если никаких экстремальных событий не будет происходить, с русским театром всё будет хорошо.
— А что вы думаете о будущем русского театра в эмиграции? Какие перспективы у творческих людей, покинувших Россию? Возможно ли за границей продолжать быть успешным актером, режиссером и т. д.?
— Давайте так, я буду говорить за себя. Лично я не способен работать вне своего языка и вне своего родного пространства, вне своего зрителя. Точнее, способен, но это не принесет мне радости. Именно поэтому я не могу себе представить, что я всерьез и надолго мог бы обосноваться где-то за рубежом, там заниматься театром, там ставить спектакли и прочее. Поэтому я думаю, что люди, которые уезжают по тем или иным причинам, по отношению к своей профессиональной деятельности и развитию таланта совершают если не преступление, то серьезную ошибку.
Я практически не знаю примеров, их раз-два и обчелся, когда творческий человек за границей смог бы сохранить на достойном уровне свою творческую активность и успешность. На фоне той массы, которая покидает страну, это число крайне незначительно. Увы, как правило, отъезд, отрыв от родной почвы, языка, зрителя, культурного пространства и пространства в принципе заканчивается засыханием и умертвлением.
Поэтому эмиграция для людей искусства — это творческое самоубийство.
— Какие у вас творческие планы на ближайшее будущее? Над чем работаете сейчас и что планируете поставить в перспективе?
— Вы на встрече слышали, что сейчас я снимаю сериал «Кеша», в котором сам же исполняю главную роль. Над новым проектом мы начали работать осенью этого года, зрители увидят его в 2023 году. Также я продолжаю заниматься постановочной работой в Театре на Бронной. В этом сезоне мы выпустим 6 спектаклей, это будут 6 премьер большой сцены. Выпущу «Дачников» по Максиму Горькому и «Вечно живые» Виктора Розова. И так далее. Плюс никто не отменял управление театром. Оно заключается не только в том, что ты ставишь спектакли, зовешь режиссеров, смотришь актеров. Там большой пласт работы.
За те три года, что я руковожу Театром на Бронной, мы полностью обновили репертуар. Из старого осталось лишь два детских спектакля, к которым мы сменили декорации. А так, с момента, как я пришел в театр, мы сделали 15 новых постановок. Три года назад театр был в ужасающем положении, а сейчас мы лучшие по сборам в Москве. Но работы еще много.
Константин Богомолов приезжал в Иркутск в середине ноября 2022 года на творческий фестиваль «Энергия». С собой режиссер привез спектакль «Таня», который он поставил в Театре на Малой Бронной по пьесе Алексея Арбузова. Затем провел паблик-ток в «Сибэкспоцентре», на котором говорил со зрителями об актуальных вопросах культуры, искусства и творчества.
Богомолов открылся Иркутску не как «московский скандальный режиссер», а как человек тонкий, эрудированный, интеллигентный и невероятно обаятельный. Во время паблик-тока Константин Богомолов обезоружил аудиторию и ненавязчиво влюбил в себя, демонстрируя незаурядный интеллект, широкий кругозор и самобытное представление о жизни, театре и творчестве.
С журналистами Константин Богомолов поделился планами в 2023 году приехать с семьей на Байкал, чтобы своими глазами увидеть наше уникальное озеро.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.