Международная общественная организация «Реки без границ» обратилась в комитет по сохранению всемирного природного наследия ЮНЕСКО из-за проблем сохранения озера Байкал в России и возможного строительства ГЭС на притоке реки Селенги в Монголии, сообщил 12 марта на пресс-конференции в Иркутске Александр Колотов.
Монголия планировала построить три ГЭС на реке Селенге и её притоках при финансировании Всемирного банка. В сентябре 2017 года Монголия отменила проведённые в 2016 году тендеры на разработку технико-экономического обоснования и оценку воздействия на окружающую среду проектов гидроузлов «Шурэн» и «Орхон» после проведённых весной 2017-го консультаций в Бурятии и Иркутской области. Тогда жители регионов высказались против строительства ГЭС на реке Селенге и её притоках в Монголии. Иркутские учёные заявляли, что строительство объектов на главной водной артерии Байкала приведёт к снижению популяции ценных видов рыб и деградации пойменных почв и растительности. Российские власти предложили Монголии вместо строительства гидроэлектростанций поставлять электроэнергию.
Экологи направили два обращения в ЮНЕСКО. Одно из них касается монгольских ГЭС «Шурэн», «Орхон», которые входили в проект MINIS, и ГЭС «Эгийн-Гол», не входящую в этот проект. Второе - российских проблем сохранения Байкала. Как отметил Колотов, они получили информацию от Всемирного банка о закрытии проекта MINIS к концу сентября 2019 года.
«Как нам стало известно, 30 сентября 2019 года будет последний день работы монгольского проекта MINIS. Совершенно определённо можно сказать, что никакого проектирования монгольских ГЭС «Шурэн» и «Орхон» в рамках этого проекта не будет. И это можно расценивать как нашу общую победу, но у нас есть обеспокоенность, которую мы представили комитету всемирного природного наследия ЮНЕСКО, поскольку мы считаем, что после завершения проекта MINIS монгольская сторона не откажется от планов (по строительству ГЭС), более того у нас есть веские основания считать, что работа будет ускорена над проектированием и возможным строительством Эгийн-Гольской ГЭС», - отметил Колотов.
По его словам, ранее именно планируемая региональная экологическая оценка, позиция Всемирного банка и профильного комитета ЮНЕСКО была препятствием для продвижения этого проекта. «По окончании проекта MINIS аннулируются все договорённости и обещания, которые были даны монгольской стороной в отношении этих проектов. В рамках региональной экологической оценки должно было быть учтено экологическое воздействие от строительства Эгийн-Гольской ГЭС. После 30 сентября 2019 года такого требования в принципе не будет с точки зрения Монголии», - считает он.
Колотов также отметил, что Монголия приняла среднесрочную программу развития энергетики, в которой ставится цель гидроэнергетического освоение бассейна Селенги, а первоочередным проектом считается ГЭС «Эгийн-Гол». Её проектирование и строительство оценивается в 1 миллиард долларов, Монголия планирует привлекать внешние средства.
«Кроме того, в январе проект Эгийн-Гольской ГЭС разместил очень закрытый тендер, о нём практически нет обязательной для монгольской системы госзакупок информации, что может свидетельствовать о том, что победитель был известен заранее, и это был тендер как раз на закрытое исследование воздействия на окружающую среду предполагаемого строительства Эгийн-Гольской ГЭС», - считает Колотов.
Он также отметил, что ни Всемирный банк, ни монгольское руководство проекта MINIS не могут ответить, что будет после 30 сентября с проектами строительства ГЭС. «Они пишут, что решение будет принято позднее. Мы так понимаем, что решение будет кулуарным, решение только монгольской стороны, без участия российской стороны. Я предполагаю, что это будет ещё одна очень большая битва, чтобы убедить инвесторов проектов, что это будет воздействие и на Селенгу, и на озеро Байкал. И то предполагает новый виток обострения отношений России и Монголии на этот счёт», - резюмировал Колотов.
Второе обращение связано с изменениями, которые планируются внести в российское законодательство, и нацпроектов «Экология». Как уточнила член общественной экологической организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» Наталья Тумуреева, больше всего возмущает планируемое внесение изменений в федеральный закон о сохранении Байкала и Лесной кодекс, которое предусматривает перевод земель лесного фонда в другие категории и проведение сплошных санитарных рубок в лесах центральной экологической зоны Байкала. Как уточнил Колотов, из-за того, что границы этой зоны совпадают с границами участка всемирного природного наследия, Россия должна будет уведомить об их сокращении ЮНЕСКО.
Кроме того, Тумуреева отметила предполагаемое изменение границ центральной экологической зоны и исключение из них населённых пунктов. «Это как раз это ведёт к тому, что будет сокращён участок всемирного природного наследия. Согласно земельному кодексу, после этого будет разрещён оборот земель. В моём понимании это не забота о местном населении, предоставлении участков многодетным семьям, я думаю, что это делается с целью разрешить оборот земель на Байкале», - отметил она.
Эколог также подчеркнула, что нацпроекте «Экология» в программе по сохранению озера Байкал фактически нет мероприятий по сохранению озера. «Никаких приоритетов сохранения озера Байкал в нацпроекте не расставлено», – считает она.
Ещё одной проблемой с российской стороны, которую отмечают экологи, является строительство очистных сооружений и эвтрофикация Байкала. Тумуреева отмечает планы по смягчению приказа №63 Минприроды России о нормативах на сброс стоков в Байкал вместо поиска уникальных для озера решений по строительству очистных, которые бы соответствовали документу. Колотов уточнил, что на правовом портале Российской Федерации в проекте изменений этого приказа нет данных, насколько планируется сократить сбросы. По неофициальным данным, нормативы планируется смягчить в разы.
По мнению Тумуреевой, эти изменения могут привести к тому, что Байкал получит статус «Всемирное природное наследие в опасности» от ЮНЕСКО.