Вчера губернатор Иркутской области Сергей Левченко огласил инвестиционное послание. Этим документом глава региона дал понять, что областная власть могущественна и абсолютно контролирует свои действия. Сухо и бесстрастно он говорил об институтах развития бизнеса, приводил рейтинги, в которых Иркутская область смотрится день ото дня всё лучше и лучше, перечислял крупных инвесторов, немного рассказывал о проблемах бизнеса. А главное, он официально провозгласил в регионе «полномасштабную индустриализацию», итоги которой можно будет оценить через 5 лет. Если, конечно, ничего не поменяется.
Инвестиционные послания придумал Сергей Левченко, первое он представил в 2016 году. В нём (как и не раз потом) губернатор оглядывался на своих предшественников, словесно бил их по лбу и вдохновенно говорил о планах вывести регион из кризиса. «В Иркутской области накопилось много негативного опыта», - заявлял Левченко, а потом добавлял про «бесконтрольность и отсутствие управляемости» и требовал создания «системы фильтров, которая позволит уйти от фиктивной инвестиционной деятельности».
В 2017 году уже наблюдалось «оживление во всех важных для региона сферах», поэтому щёлкать по носу предыдущую власть было бы по меньшей мере странно. Тогда же в регионе начали работать различные институты для поддержки малого бизнеса (одних Корпорации развития и министерства экономразвития оказалось маловато). В инвестпослании того года Левченко показался довольно жёстким управленцем, который не терпит в своей команде ленивых и предпочитает вести с инвесторами более тонкую и хитрую игру. «Убеждён, что не стоит ждать инвестора, сидя в кабинетах, его надо искать, уговаривать, если захотите - заманивать», - заявил тогда губернатор. В 2017-м же он сформулировал пять «принципов работы» и гарантировал личную поддержку всем проектам, которые им соответствовали.
Инвестпослание 2018-го можно назвать настоящим прорывом в публичных выступлениях губернатора. Это был отличный текст с эмоциональными вставками, который показывал главу региона цельным, но довольно жёстким правителем, избавившимся от синдрома критика своих предшественников. С первых слов он определял правила игры и подтверждал прошлогоднюю готовность «подключаться к решению задач по реализации проектов». Сформулированные в 2017-м принципы несколько изменились. Теперь они звучали иначе: прозрачность и законность (предприятия, использующие «серые» схемы оплаты труда, «не могут претендовать на нашу поддержку»), импортзамещение и ориентация на экспорт (это планы по запуску производства тест-полосок и возрождению Байкальска и Усолья-Сибирского), развитие конкуренции (которая «очень эффективный управленец, которому не нужно платить зарплату»), повышение добавленной стоимости (ожидание вклада в экономику области от запуска серийного производства МС-21, обустройства нефтегазоконденсатных месторождений, модернизации лесоперерабатывающих комплексов в Усть-Илимске и Братске), продовольственная безопасность (рекорды в сельском хозяйстве и новые проекты по выращиванию индейки и производству шампиньонов). Это послание оказалось отличной рекламой региона, который ступил на путь к светлому будущему и стремительно к нему приближается.
В 2019 году настроение вновь изменилось. Губернатор будто говорил: мы стали жить так хорошо, как никогда раньше, и вот-вот станет намного лучше. В новом документе уже не было ни реконструкции иркутского аэропорта, ни прорывного проекта МС-21, ни кластера «Байкальское созвездие», всё, что планировалось запустить, запустили. Зато глава региона торжественно, как и полагается серьёзному правителю, провозгласил в регионе «полномасштабную индустриализацию» (идею которой, кстати, высказывали ещё до прихода Левченко к власти).
«В экономике Иркутской области, да и России в целом, есть сферы, в которых сложно говорить об эффективной управляемости со стороны государства. Примеров много – это и цены на бензин, и офшорная регистрация крупного бизнеса. Часто мы видим противоречивые явления с точки зрения такой науки, как макроэкономика: стоимость продукции на мировом рынке растёт, курс доллара – тоже, а налог на прибыль, который платится в региональный бюджет, сильно не меняется. Вывод простой – все эти дефекты находятся за рамками нашего налогового экономического пространства. Конечно же, это неправильно, и это даже не рыночная экономика», - заявил губернатор, как будто перечёркивая действительность.
Спасти всех должен госплан, который якобы заработал с 1 января этого года, но который никому ещё толком не представили на бумаге. Зато цифры уже впечатляют. По словам Левченко, за 5 лет планируется создать не менее 100 новых предприятий, объём инвестиций за это время должен достигнуть 1 триллиона рублей, будет создано 16 тысяч мест, а налоговые поступления в консолидированный бюджет составят не менее 230 миллиардов рублей. Из этой золотой сотни треть – крупные инвестпроекты стоимостью от 500 миллионов рублей каждый.
Откуда этому взяться? Да вот же - успешные примеры, смотрите, учитесь, пользуйтесь. Например, завод по производству тест-полосок в Иркутске, который-таки вышел на рынок, на 80% забитый иностранными производителями, и которым так активно интересуются в других регионах России. Или ферма по выращиванию индейки в Савватеевке и грибная ферма в Шелехове - рядом с ними всегда стоят такие понятия, как «пример для остальных» и «единственные в регионе». Есть три индустриальных парка и три территории опережающего социально-экономического развития. Например, в кризисном Усолье-Сибирском за один только год удалось вполовину нарастить индекс производства машин и оборудования, а всё благодаря резиденту местной ТОСЭР - «Усольмашу». А ещё - перезапуск особой экономической зоны «Ворота Байкала» в Байкальске. Тут без шуток стоит встать и поаплодировать правительству, который за счёт областного бюджета строит там инфраструктуру. За это нам сладкая плюшка - ФЦП и федеральные миллиарды.
Про необходимость институтов развития, как заметил Левченко, сейчас уже никто не говорит – потому что всё уже создано. И так успешно работает, что областной бюджет в 2019 году будет вливать дополнительные деньги в Корпорацию развития Иркутской области и областной гарантийный фонд, выделять средства на льготное микрокредитование малого и среднего предпринимательства и перепрошивать программу фонда промышленности, чтобы небольшим компаниям было легче получить господдержку.
Если отсечь всё неглобальное, то, по мнению губернатора, в регионе есть две серьёзные проблемы. Первая связана с несогласованностью рынка труда и рынка образовательных услуг. Эта история из разряда вечных, которые можно решать бесконечно. Одним из способов хоть как-то продвинуться в этом Левченко, а вместе с ним и правительство, видит создание специализированного учебного заведения, который будет готовить кадры по рабочим инженерным специальностям.
А вторая проблема возникла почти стихийно. По словам губернатора, запрет на строительство китайского завода по розливу байкальской воды в Култуке негативно отразился на реализации других инвестиционных проектов. Неожиданно возникли вопросы к проведению публичных слушаний, которые так необходимы для получения положительного заключения экологической экспертизы. И здесь одному правительству, кажется, не справиться. Мрачным тоном Левченко попросил помощи у федеральных органов исполнительной власти и заксобрания.
Хоть губернатор и решил взять всё под свой контроль и продвигать государство во все сферы жизни, он пообещал сделать всё возможное, чтобы бизнесу было комфортно. Захватывает дух, правда? Порой кажется, что глава Иркутской области – это могучий прекрасный орёл, который парит высоко в небе, смотрит только вперёд, думает о великом и редко опускает голову вниз. Справедливо - губернатор должен быть великим стратегом. А внизу – земля. Нам остаётся только внимать его голосу и восхищаться полётом.
Так - мощно и величественно - и должно быть, когда впереди сложные избирательные кампании.