Власти Иркутской области обещают, что с 3 июля смогут открыться первые турбазы, но с целым рядом ограничений из-за коронавируса. По мере улучшения эпидобстановки в регионе к ним будут добавляться всё новые объекты. При этом первый месяц отдыха на Байкале «подарят» жителям Приангарья. Представители туротрасли не боятся ужесточения требований к работе, но до сих пор ожидают по-настоящему действенных мер поддержки от власти.
По данным представителей туротрасли Иркутской области, уже в феврале началось аннулирование броней, отказ от покупок туров, а к концу марта валовый доход упал на 80%. Тогда предприниматели рассчитывали на улучшение ситуации с пандемией к маю и на сохранение летнего сезона, который обеспечивает 60-70% годового заработка. Но эпидобстановка ухудшилась, и региональная власть была вынуждена с 1 мая запретить работу и без того пустующих гостиниц и турбаз. В соседней Бурятии, также использующей бренд Байкала для развития своей экономики, это произошло ещё раньше – с апреля.
Предприниматели несколько раз просили разрешить работу туробъектов в усечённом варианте, но из-за эпидобстановки власти не решались пойти на уступки. Наконец, в начале июня федеральный центр объявил о поэтапном запуске отрасли с 1 июля, анонсировав туры на озеро Байкал стоимостью в 30-45 тысяч рублей.
По оценкам регионального агентства по туризму, турпоток в 2020 году может упасть почти вдвое, если не будут открыты границы. Но рассчитывать на увеличение потока иностранных туристов, например, из Китая, как это было в предыдущие годы, не приходится.
В Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре опасаются наплыва в этом году «диких» туристов, что, по мнению ведомства, может негативно отразиться на экосистеме Байкала. Хотя в «Заповедном Прибайкалье» утверждают, что бума самостоятельных отдыхающих не будет, но, по словам руководителя учреждения Умара Рамазанова, для таких туристов специально подготовят дополнительные места для стоянок – с костровищами и туалетами.
Представители бизнеса предлагали, чтобы турбазы взяли на себя вопросы уборки побережья после неорганизованных туристов, а Прибайкальский нацпарк определил места, где можно разбивать палаточные лагеря. Пока это предложение обсуждается.
На прошлой неделе врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что поэтапное открытие туристических объектов начнётся 3 июля. При этом в Бурятии, как говорится в указе главы Алексея Цыденова, это произойдёт на день раньше.
Руководитель агентства по туризму Приангарья Екатерина Сливина пояснила, что период снятия ограничений с туротрасли поделён на пять этапов, сколько времени понадобится на каждый, будет зависеть от эпидобстановки по коронавирусу. На первом этапе заработают крупные средства размещения с 50%-ной загрузкой и с возможностью размещения гостей в отдельных домиках. По подсчётам агентства, это примерно 163 объекта на Байкале (всего официально работает 539 гостиниц и турбаз).
По предложению регионального ведомства в первое время Байкал будет открыт только для жителей Иркутской области, потом будет решаться, пускать иногородних туристов или отсрочить это.
Специально для туристов агентство создаст реестр средств коллективного размещения, где соблюдаются все правила безопасности. Сейчас ведомство разработало форму уведомления, которое должны подать предприниматели. Среди рекомендаций Роспотребнадзора и Ростуризма - более частая дезинфекция и уборка помещений, наличие бактерицидных ламп, дезсредств, выдерживание суточного перерыва между заездами.
По мнению Сливиной, «ничего страшного» в этих требованиях нет. С этим согласна и председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной, гостиничной и ресторанной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева. Она считает, что на местах нужно решить вопрос с тестированием персонала. Для туристов нормы обязательной проверки на коронавирус в рекомендациях нет. Но власти намерены создать базу данных о гражданах, которые должны находиться на карантине. Это поможет и самим турбазам обезопасить себя от вспышки заболевания.
«Если мы всё согласуем, то сезон в этом году начнётся с июля в лучшем случае. И в первое время это будет только для жителей Иркутской области, здесь мы пошли по тому же пути, что и наши соседи. Этот период продлится примерно месяц. Если успешно отработаем этот этап с жителями Иркутской области, не будет очага заболевания, то мы будем готовы работать и с другими туристами. Это станет понятно к августу», - пояснила Сливина.
Она также рассказала, что по опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, Байкал находится на четвёртом месте по привлекательности отдыха, это связано с высокими ценами на авиабилеты. Сейчас регион прорабатывает с Ростуризмом вопрос субсидирования авиарейсов из крупных городов России для снятия ограничений по высокой стоимости проезда. По данным Сливиной, при низкой стоимости перелётов и оптимальных ценах на размещение Байкал может стать самым привлекательным местом для отпуска в этом году.
Но, как подчёркивает глава агентства по туризму, достичь турпотока в 1,6-1,7 миллиона человек, как было в докоронавирусные годы, не получится.
Под сомнением и продление туристического сезона до октября. По словам Сливиной, осенний туризм до кризиса привлекал в основном иностранцев, сейчас заменить их своими туристами будет сложно – закончится пора отпусков, а дети пойдут в школу. Как подчеркнул руководитель проекта «Страна Байкала» Анатолий Казакевич, осенью возможно проведение корпоративных мероприятий, и то их число из-за коронавируса будет незначительным. В целом, по его словам, сезон длится до 20-25 сентября, когда на Байкале можно любоваться золотой осенью, а потом начинаются холода и шторма.
Он подчёркивает, что поэтапное открытие туробъектов касается трёх районов – Ольхонского, Слюдянского и Иркутского. «Если скажут, что в июле смогут приезжать только жители Иркутской области, тогда на сезоне можно будет ставить крест, дело вполне может дойти и до банкротств отдельных предприятий. Все надеятся на июль-август, это единственные месяцы, которые обеспечивают экономику года», - заявил эксперт, добавив, что главная проблема сейчас заключается в отсутствии чёткой информации, запустится ли отрасль с 3 июля, из-за этого бизнес не может запланировать работу.
Предприниматели уверяют, что увеличения цен в ближайшее время не предвидится, всё будет зависеть от спроса. «Если будет валовый спрос, то отдельные поставщики могут и вправе будут пойти на повышение цен. Но на сегодняшний день этого нет. Вроде самолёты уже летают, но туристы ещё опасаются ехать, и все туроператоры находятся в подвешенном состоянии», - подчеркнул Казакевич.
Член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма, директор ООО «Гринэкспресс» Вадим Копылов подчёркивает, что в соседних регионах пошли на повышение. «У нас, к счастью, ситуация складывается иначе. Гостиницы, транспортные компании и другие поставщики идут на уступки по ценам, мы видим, что цены снижаются. Да, у нас в этом году будет внутренний туризм, но он будет ограничен платёжеспособностью людей: не все способны позволить себе то, что могли до кризиса», - пояснил он.
По мнению Марины Григорьевой, выходом из положения могла бы стать реальная господдержка властей. «Операционные расходы никто не отменял и не компенсировал. Другие регионы это субсидируют, мы пока находимся в переговорах. Надеюсь, что мы вернёмся к этому диалогу», - пояснила она.
При этом отмечаются проблемы с получением льготных кредитов под 2% годовых. «Банки физически не справляются с потоком заявок, то есть востребованность очень высокая, легальный бизнес готов брать кредиты, а банки оказались не готовы. Некоторые компании уже потеряли целый месяц по этой мере. Так что не всё так красиво, как заявляется», - подчеркнула Григорьева, добавив, что оценить, как эта мера отрабатывается, можно будет только к 10 июля.
«Мне банк говорит, что ЦБ не утвердил программу, поэтому ситуация не очень понятна. Я знаю, что Сбербанк выдаёт [кредиты], хотя поначалу были заминки, некоторые банки ещё не начинали, но принимают предварительные заявки», - подчёркивает Копылов. Он также рассказывает, что его компания получила по 12 тысяч рублей на работника за 2 месяца – апрель и май. В целом, меры поддержки вызывают вопросы. «Например, мера по освобождению от налогов на второй квартал – вообще ни о чём. Нет доходов, нет деятельности – какие тут могут быть налоги?», - спрашивает Копылов.
По словам Казакевича, крайне рискованно брать какие-либо кредиты в условиях полной неопределённости. «Кредиты можно брать, когда есть гарантированный чёткий план, как всё дальше будет происходить. Что будет происходить в сфере услуг, развлечений в ближайшие полгода, непонятно», - подчеркнул он. «Ситуации помогло бы, если бы «выключили» коронавирус, субсидировали предприятиям расходы на аренду помещений и земельных участков и выдали бы гражданам зарплату - 35-40 тысяч рублей - на руки, как многие страны это сделали, уже было бы более-менее выживаемо», - добавил эксперт.
Все эти опасения и требования относятся к официально зарегистрированным туристическим организациям. Региональные власти понимают, что, несмотря на ограничения по COVID-19, работает «теневой сектор». Показательной стала ситуация с многокилометровой пробкой на остров Ольхон, которая образовалась в длинные выходные, связанные с празднованием Дня России.
Представители туротрасли подчёркивают, что благоприятное прохождение крайне короткого туристического сезона зависит в большей степени от самих отдыхающих. «Если будет вспышка на турбазе, там сразу же всё закроется, закроют весь Байкал, а люди уже бронируют, оплачивают. Здесь не только ответственность туроператоров, здесь на 90% зависит всё от самих людей, которые поедут отдыхать. Если они скроют, что они контактные, не будут беречь себя, не будут соблюдать меры предосторожности, сезон может рухнуть в одну минуту», - предостерегает Марина Григорьева.
По её мнению, даже если такой «хрупкий» летний сезон пройдёт нормально, не исключено, что какие-то компании не выдержат и просто закроются. Прогнозировать потери туристической отрасли сейчас никто не возьмётся, их можно будет оценить только в январе 2021 года.