Авиакомпания «Аврора», которая создаётся для перевозок на Дальнем Востоке, не планирует приобретать самолёты МС-21, собираемые на Иркутском авиазаводе, сообщает 20 октября издание «КоммерсантЪ».
В мае 2021 года вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал, что «Аврора» закупит 16 самолётов МС-21.
«В графике поставок для «Авроры» самолётов МС-21 в настоящее время нет. Пока таких планов до 2025 года у нас не было, мы формируем региональный флот», — цитируется в сообщении гендиректор авиакомпании Константин Сухоребрик. В Минпромторге «Коммерсанту» сообщили, что программа закупки техники «включает в себя 45 машин по графику, согласованному сторонами в ходе авиасалона МАКС-2021», МС-21 там отсутствует.
При этом, как отмечает издание со ссылкой на источник, близкий к правительству РФ, в предстоящих поставках МС-21 не фигурирует, «но разговоры о такой вероятности ведутся, чтобы дать недвусмысленно понять «Авроре», что МС-21 в будущем рассчитывают пристроить и им».
В августе президент Владимир Путин заявил, что России необходим среднемагистральный самолёт, способный совершать беспосадочный перелёт из Москвы до Дальнего Востока. Базовый МС-21-300 этого не может, но «Иркут» ранее говорил о возможности создания версии МС-21-400 с увеличенной дальностью полёта и выходом в серию в 2024-2025 годах.
«В этом свете предположения о поставке МС-21 «Авроре» выглядят логично, «как попытка обозначить позиции», полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но разработка МС-21-400 потребует создания нового двигателя увеличенной тяги, которая займёт пять лет «при наличии финансирования», — поясняет «КоммерсантЪ».
МС-21 — российский лайнер, вместимостью от 150 до 211 пассажиров, который создаётся на замену Ту-154 и Ту-134. Удлинённое композитное крыло должно стать одним из его конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона. Исполнителем программы является «Корпорация «Иркут», входящая в состав ОАК госкорпорации «Ростех».
Первый полёт МС-21 состоялся 28 мая 2017 года. А 15 декабря 2020-го самолёт совершил первый полёт с российским двигателем ПД-14. Первые МС-21 оснащались двигателями американской компании Pratt&Whitney.
Начало серийного производства самолёта неоднократно переносилось. Одной из причин были санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит», из-за чего прекратились поставки композиционных материалов для создания самолёта. Российским поставщиком компонентов выбран завод «Росатома» в ОЭЗ «Алабуга». Предполагается, что первый серийный МС-21 поднимется в воздух в декабре 2021 года, а регулярные рейсы на МС-21 начнутся в 2022 году.
Из-за пандемии коронавируса сроки международной сертификации перенесли на год. Судно уже имеет российский сертификат. По последним данным, начало серийного производства намечено на 2022 год.
Первым эксплуатантом станет «Аэрофлот».