Экономика эксклюзив «Его надо полностью переделать». Эксперты объяснили, зачем строить новый аэропорт Иркутска

«Его надо полностью переделать». Эксперты объяснили, зачем строить новый аэропорт Иркутска

Стройку оценили в 200 млрд рублей

«Его надо полностью переделать». Эксперты объяснили, зачем строить новый аэропорт Иркутска

Недавно стало известно, что строительство нового аэропорта Иркутска оценивается в 200 миллиардов рублей. В эту сумму входило в том числе и создание инженерных сетей и улично-дорожной инфраструктуры. Об этом со ссылкой на ответ правительства Приангарья сообщало РБК. Мы попросили экспертов оценить перспективы такой дорогостоящей стройки.

«Ужасный аэропорт»

Строительство нового аэропорта назрело давно, считают опрошенные «ИрСити» эксперты. «Это ужасный аэропорт, надо его полностью переделывать: полосу, перрон, стоянки», — заметил пилот гражданской авиации, бывший капитан А-320 Андрей Литвинов. По его словам, иркутский аэропорт нельзя назвать удобным.

— Во-первых, там маленький аэровокзал, в нем всё как-то скомкано. Вроде снаружи симпатично смотрится, но для Иркутска, для такой большой области, как Иркутская, нужно сделать его более удобным. В этом плане хорошие есть примеры аэровокзалов в Ростове-на-Дону или в Самаре. Во-вторых, аэропорт маленький и неудобный, если делать его хабом для направления за границу и по Сибири. Поэтому нужно решать множество проблем: требуется новая взлетно-посадочная полоса с предусмотренной концевой полосой безопасности. Это специальная площадка, и если самолёт выкатывается за пределы ВВП, как это было с «Сибирью», он ни сам не должен пострадать, ни постройки, — подчеркнул Андрей Литвинов.

Как летчик, эксперт не считает угол захода на посадку в иркутском аэропорту опасным, но подчеркивает, что он всё-таки сложный. «Очень крутая глиссада. Но это как раз из-за полосы, там такая схема захода. Поэтому полосу надо удлинять, а схему переделывать. Но все зависит, конечно, от рельефа местности», — уточнил Литвинов. По его мнению, новый аэропорт нужно строить за пределами Иркутска, но всё-таки недалеко от города, чтобы было удобно до него добираться.

Директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Коробочкин считает, что необходимость нового аэропорта очевидна. В прошлом году иркутский авиаузел обслужил 3,7 миллиона пассажиров, что делает его одним из крупнейших региональных аэропортов России.

— Иркутск может стать важным пересадочным узлом для направлений в Китай, а также поддержать растущий туризм на Байкал. Старая инфраструктура аэропорта требует модернизации или замены для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, — добавил Коробочкин.

По его словам, создание нового аэропорта может существенно увеличить пассажиропоток. Примером может служить все тот же аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, где количество обслуженных пассажиров значительно выросло благодаря улучшенной инфраструктуре и новым маршрутам.

«Аэропорт нужно отдать в федеральную собственность»

По мнению директора по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослава Коробочкина, 200 миллиардов рублей — вполне реальная стоимость строительства аэропорта с нуля.

— Стоимость строительства нового аэропорта с нуля со всей необходимой инфраструктурой действительно может составлять порядка 200 млрд рублей. Это объясняется необходимостью значительных инвестиций в строительство взлетно-посадочной полосы, терминалов, дорожной сети, коммуникаций и прочей инфраструктуры. В отличие от модернизации существующих аэропортов, создание нового требует большей суммы средств. Другие аэропорты в России могли стоить меньше из-за меньшего объема работ, существующих элементов инфраструктуры или меньшего масштаба проектов, — подчеркнул эксперт.

По его словам, подобные масштабные проекты легче реализовать, если аэропорт будет находиться в федеральной собственности.

— Федеральное финансирование обеспечивает стабильное и значительное вливание средств, что важно для крупных инфраструктурных проектов. Региональная собственность может ограничивать возможности по финансированию, в то время как частная собственность требует значительных вложений от частных компаний, что может создать риски недостатка средств, — уточнил Коробочкин.

По его оценкам, за 5 лет вполне реально построить новый аэропорт со всей инфраструктурой, но при условии стабильного финансирования, четкого планирования и профессионального управления проектом.

Лётчик и авиаэксперт Андрей Литвинов заметил, что наличие красивого аэровокзала не делает аэропорт удобным и хорошим. «Аэропорт — это не аэровокзал. Люди думают, что построили красивые здания аэровокзала и всё, у нас хороший в городе аэропорт. С точки зрения летчика, с точки зрения сотрудника аэропорта, профессионала, это ничто. Это так же, если вы построили красивый дом, но участок у вас весь заросший бобылем. Да,. хорошие и красивые аэровокзалы построят и сдадут в аренду, но нужно ставить дорогостоящее оборудование, надо переделывать полосу, то есть нужно вложить очень большие деньги, чтобы сделать инфраструктуру аэропорта современной», — уточнил он.

По словам авиаэксперта, нет разницы, в чьей собственности находится аэропорт, главное, чтобы проекты реализовывались. Какая вам разница, кто будет владельцем этого аэропорта, область или федерация? Пусть делают, пусть вкладывают деньги. Пусть у вас в Иркутске будет современный, красивый и безопасный аэропорт», — пожелал эксперт.

Иркутский аэропорт входит в двадцатку крупнейших в России, но уже не справляется с растущим турпотоком. Кроме того, инфраструктура давно устарела. В 2015 году его передали из федеральной в региональной собственности с условием строительства нового авиаузла и реконструкции старого. Недавно эксперты включили иркутский аэропорт в топ-5 худших аэровокзалов страны.

В качестве площадки для нового аэропорта рассматривается деревня Позднякова. Ее согласовали с Минобороны только в 2022 году. Потом стало известно, что власти рассчитывают начать строительство нового аэропорта в 2028 году. Торги по выбору инвестора планировали провести в 2023 году, однако пока этого сделано не было. Сейчас обсуждается передача аэропорта обратно в федеральную собственность, а оперативное управление, предполагается, будет у «Ростеха».

Так как за последние 20 лет строительство нового аэропорта в Иркутске начать так и не удалось, власти решили модернизировать имеющийся, а именно построить новый терминал прилета, которую многие за внешнее сходство сравнивают с ангаром. Эскизный проект быстровозводимого некапитального павильона «Прилет» раскритиковали российский блогер и урбанист Илья Варламов* (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) и digital-художник Сергей Чащин. Иркутская студия архитектуры и дизайна «Резеда» в соцсетях показала свой проект временного терминала аэропорта города, и он не похож на ангар из профлиста, в отличие от того проекта, который планируют реализовать региональные власти и который возмутил Союз архитекторов региона. После критики дизайн сменили, но по своей сути он изменился не сильно. Терминал стоимость полмиллиарда рублей должен открыться осенью.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«Засуньте свое любопытство в одно место». Популярный блогер Понка Сонка взорвалась от бестактных вопросов
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Такой же хаос на грани безумия». Иркутская туристка в ужасе от того, что Большое Голоустное превращается во вторую Листвянку
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
Роллы, солнце, тополя. Как за три дня читинка влюбилась в Иркутск
Любовь Никитина
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления