Подкилевой отсек для иркутского пассажирского лайнера МС-21 будут создавать на дублирующем производстве на базе Нижегородского авиастроительного завода «Сокол». На этот агрегат устанавливаются вертикальное и горизонтальное оперение. Решение о создании дополнительного производства было принято еще в 2022 году в связи с большой загрузкой других авиапредприятий, сообщается в Telegram-канале «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Он должен составить конкуренцию Boeing и Airbus.
Решение, в частности, приняли из-за большой загрузки по гособоронзаказу ульяновского «Авиастара». До недавнего времени в Ульяновске для МС-21 изготавливали комплекты панелей на отсеки фюзеляжа, подкилевой отсек и отсек ВСУ, все 11 дверей, а также совместно с «АэроКомпозитом» — хвостовое оперение: киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты, пишет портал «Авиация России».
Однако основная производственная задача «Авиастара» — выпуск военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А в интересах Минобороны РФ, завод планирует увеличить темп производства до 18 самолетов в год.
Сейчас нижегородский завод уже прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека на МС-21: подготовлен участок для сборки отсека, прошло техническое перевооружение предприятия. Участок сборке ожидает поставок элементов агрегата для сборки от других предприятий.
Параллельно с этим техническая служба создавала оснастку для производства ПКО. Специалисты завода детально изучили и проанализировали оснастку, используемые материалы, а также процессы сборки и клепки, после чего было принято решение разделить ход освоения темы на два этапа.
На первом этапе запланирована стыковка составляющих и окончательная сборка отсека из верхней и нижней секций, а также установка систем, досборка, доклепка швов и последующая передача отсека по цепочке кооперации.
Второй этап — это переход на полный цикл сборки подкилевого отсека, который требует наличия на предприятии специального оборудования для автоматической клепки. В связи с этим с Центральным аэрогидродинамическим институтом ведется плотная совместная работа по созданию этого оборудования, говорят в ОАК.
Важной задачей при подготовке производства было обеспечение высокой технологичности, автоматизации, точности сборочной оснастки. В ее проектировании и производстве принимали активное участие различные службы и подразделения завода, чья слаженная работа позволила успешно реализовать подготовку участка сборки подкилевого отсека самолета МС-21 в цехе агрегатной сборки в запланированные сроки.
Сейчас на Нижегородском авиастроительном заводе спроектирована и запущена в производство оснастка для сборки панелей, верхней и нижней секций, изготовление дублеров стапелей для обеспечения большого объема выпуска самолетов.
Напомним, ранее мы рассказывали, что очередной выполненный из российских материалов агрегат авиалайнера прошел испытания на прочность в Центре аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ).
Первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Это связано с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации. Весной 2024-го в Ростехе заявили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. А по мнению экспертов, отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.
Первый МС-21 планирует получить «Аэрофлот» в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты), иркутская «ИрАэро» и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
А совсем недавно журналистам показали цех № 277, в котором собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Также редакция «ИрСити» узнала у экспертов, каковы перспективы серийного производства иркутской ласточки.
Новый самолет МС-21 может получить дополнительную, укороченную версию. Такую идею озвучил первый зампред правительства России Денис Мантуров. По его словам, это могло бы решить проблему с импортзамещением систем лайнера. Редакция «ИрСити» поговорила с экспертами, чтобы узнать, зачем укорачивать МС-21 на самом деле.