Недавно стало известно, что «Аэрофлот» ожидает поставку первых среднемагистральных самолетов МС-21 с 2026 года. Ранее мы поговорили с авиаэкспертом, заслуженным военным летчиком РФ Владимиром Поповым, чтобы понять, когда пассажиры смогут летать на новых лайнерах на самом деле.
Авиаэксперт подчеркнул, что выпуск двигателей ПД-14 и самих самолетов будет зависеть от того, как будет развиваться спецоперация. В начале декабря стало известно, что Минпромторг в три раза сократил план выпуска двигателей ПД-14 для самолета МС-21. По мнению Попова, это не сама приятная новость, но, скорее всего, нехватка моторов будет компенсирована сроком освоения лайнеров.
— Нужно учитывать, что, если авиакомпаниям передадут первые самолеты, стопроцентной загрузки [лайнеров] не будет, я думаю, в течение 2-3 лет. Это связано со сроками освоения самолета, обучения летного и инженерно-технического состава. Одно дело, если мы бы взяли самолет известной марки, уже освоенный, и совсем другое — когда [только отрабатываются] все технологические, процедурные процессы, обслуживание самолетов. Вся наземная инфраструктура будет развиваться с инерцией. Начало полноценной эксплуатации будет затягиваться, но не потому что чего-то не хватает, а просто потому что еще не наработан опыт эксплуатации, — подчеркнул Попов.
По его оценкам, с пассажирами МС-21 полетит не раньше 2028 года. А во время эксплуатации будет выявляться необходимость доработок, как это происходит во всем мире, а не только в России. Это позволит сделать машину лучше и эффективнее.
Первые МС-21 планировалось поставить авиакомпаниям в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Это связали с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации. Весной 2024-го в «Ростехе» заявили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. По мнению экспертов, перенос сроков связан с тем, что отрасль авиастроения пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.
«Аэрофлот» планирует получить первые МС-21 в сентябре 2025-го. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты), иркутская «ИрАэро» и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
Летом журналистам показали цех № 277, в котором собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Посмотрите самые яркие фотографии из авиазавода.