
Как выглядят крупные сибирские аэропорты после реконструкции
Недавно мы писали, что власти Иркутской области отказались от дальнейшей реконструкции иркутского аэропорта. При этом за последние годы в соседних регионах активно обновляется аэропортовая инфраструктура, а главное — строятся новые, современные, красивые и просторные аэровокзалы. Иркутскому аэропорту с очередями и скандальным терминалом под прилет такое пока может сниться. Редакция «ИрСити» посмотрела, как выглядят крупные сибирские воздушные гавани после масштабной реконструкции. Мы, конечно, рады за соседей, но, как говорится, не от всего сердца.
Для этого рейтинга мы взяли соседние крупные аэропорты, где недавно открывались новые терминалы. Интересно, что подобные стройки оказались возможны там, где авиаузлы принадлежат частным структурам.
Иркутск
Начнем с иркутского аэропорта, который с 2015 года принадлежит правительству Иркутской области. Здесь три терминала: международных авиалиний (фактически памятник советской архитектуры), внутренних авиалиний (построен в 2009 году, внутри всего 13 стоек регистрации) и терминал «под прилет» (построен в 2024-м, но из-за претензий транспортной прокуратуры и Ростехнадзора до сих пор не введен в эксплуатацию). Через терминал внутренних авиалиний проходит около 800 человек в час — это в два раза больше изначальной пропускной способности.
По итогам 2024 года аэропорт обслужил без малого 4 миллиона пассажиров. И это абсолютный рекорд за всю 100-летнюю историю существования воздушной гавани. По пассажиропотоку иркутский авиаузел наступает на пятки красноярскому аэропорту, но при нынешней инфраструктуре вряд ли сможет переплюнуть.

Терминал внутренних авиалиний

Терминал международных линий
Площадь большого терминала составляет всего 13 тысяч квадратных метров, из-за этого скапливаются очереди перед входом в аэропорт и у стоек регистрации. Построенное рядом здание под прилет добавило бы 2,6 тысячи квадратов.

Многострадальный терминал «под прилет», который все никак не могут ввести в эксплуатацию
В 2017 году разрабатывался проект возведения объединенного терминала на 40 тысяч квадратных метров, но он сорвался. Предполагалось, что будет два телескопических трапа. Сейчас нет ни одного, пассажиров доставляют до самолетов на автобусах.
С 2015-го по 2023-й в аэропорту капитально отремонтировали плоскостные сооружения, светосигнальное оборудование, реконструировали взлетно-посадочную полосу. На все это потратили почти 6 миллиардов рублей. «Задача по реконструкции действующего аэропорта выполнена», — заявили нам в правительстве. Заметим, что помощник президента Игорь Левитин во время визита в Иркутск в 2023 году предложил региональным властям сосредоточиться на реконструкции действующего аэропорта и построить вторую взлетно-посадочную полосу.
Зато в последнее время стало известно о согласовании площадки под Ангарском для строительства нового аэропорта. Экономисты оценивают объем инвестиций от 150 миллиардов рублей в зависимости от размаха. К проектированию планируется приступить в 2027 году.
Новосибирск
Крупнейшая в Сибири воздушная гавань — международный аэропорт Новосибирск имени Покрышкина. По пассажиропотоку он занимает четвертое место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Принадлежит холдингу «Новапорт» Романа Троценко.
За 2024 год авиаузел обслужил 9,3 миллиона человек, что на 2,3% больше, чем в 2023-м. Этот крупный аэропорт развивается как хаб S7.

Новый терминал построили за 3 года
С 2019-го его реконструируют. На первом этапе провели реконструкцию привокзальной площади, заменили все инженерные сети и, конечно, построили терминал внутренних воздушных линий стоимостью более 20 миллиардов рублей. Его площадь более 58 тысяч квадратных метров, он оснащен шестью телескопическими трапами и 54 стойками регистрации.



В прошлом году начался второй этап реконструкции стоимостью 5 миллиардов рублей. Будет построена рулежная дорожка, установлено светосигнальное оборудование, создан КПП. Завершится эта работа в 2027 году.
Красноярск
Еще один активно развивающийся аэропорт Сибири — это красноярский авиаузел, который с 2019-го носит имя Дмитрия Хворостовского. Это хаб «Аэрофлота». Аэропортом управляем компания «ЭРА Групп», 66% акций которой принадлежит структурам, связанным с Олегом Дерипаской, остальными акциями владеет Красноярский край.
В 2024 году красноярский аэропорт нарастил пассажиропоток на 13%, обслужив почти 4,3 миллиона человек. Это, кстати, сопоставимо с работой иркутского аэропорта.



Новый пассажирский терминал здесь построили в 2017 году (в него инвестировали около 5 млрд рублей), в 2020-м оборудовали грузовой терминал, а в ближайшие годы будут реконструировать взлетно-посадочную полосу.
Площадь пассажирского терминала такая же, как в Новосибирске, — 58 тысяч квадратов. Тоже есть шесть телескопических трапов.
После запуска терминала в работу было объявлено, что красноярский аэропорт сможет нарастить пассажиропоток до 5 миллионов человек, к чему авиаузел успешно и приближается.
Кузбасс
Кемеровской области изрядно повезло, потому что там новые терминалы построили сразу для двух крупнейших аэропортов.
Так, в 2021 году открыли новый терминал в аэропорту Кемерово имени Леонова, который принадлежит «Новапорту». В стройку вложили 3,3 миллиарда рублей. Предполагается, что благодаря этому к 2028 году пассажиропоток достигнет 1 миллиона человек (в 2024-м — 507,7 тысячи человек).



Площадь нового терминала — больше 11,6 тысячи квадратов. Есть два телетрапа.
Примерно такой же пассажиропоток сейчас в другом аэропорту — в городе Новокузнецке (581,1 тысячи человек за 2024 год). Он принадлежит структурам Олега Дерипаски, и совсем недавно — в феврале 2025 года — здесь открылся новый терминал стоимостью 12 миллиардов рублей.


Его площадь — 19,5 тысячи квадратов, терминал рассчитан на 1,7 миллиона человек. Тут аж три телетрапа.
А ещё Росавиация делилась планами по строительству аэропорта Шерегеш. Так что нашим соседям очень повезло.
Томск
Еще одни небольшой по пассажиропотоку аэропорт. Он принадлежит холдингу «Новапорт» Романа Троценко.
Томский авиаузел по итогам 2024 года обслужил 653 тысячи человек, что на 8,9% больше, чем в 2023-м. К 2030 году авиапредприятие планирует потихоньку довести пассажиропоток до 1 миллиона человек.



В этом, конечно, поможет новый терминал стоимостью 3,5 миллиарда рублей, который открылся в августе прошлого года. Его площадь — 6,8 тысячи квадратов, есть два телескопических трапа.
Улан-Удэ
Бурятия, конечно, уже давно не относится к Сибири, тем не менее это соседний прибайкальский регион, где так происходят важные изменения в развитии аэропортовой инфраструктуры.
Аэропортом «Байкал» владеет все тот же «Новапорт». В ноябре 2024 года он открыл новый терминал площадью 6,6 тысячи квадратных метров, оснащенный двумя телетрапами. Стоимость стройки составила 3,6 миллиарда рублей. Оставшееся старое здание отдадут под международные перевозки. Заметим, что в 2018 году в аэропорту «Байкал» построили новую взлетно-посадочную полосу за 4 миллиарда рублей.



Предполагается, что к 2027 году бурятский авиаузел нарастит пассажиропоток до 1 миллиона человек. По итогам 2024-го он составляет почти 750 тысяч пассажиров (рост за год — 4,7%).
Большие планы
Мы не стали включать в рейтинг сразу несколько сибирских аэропортов. И сделали это по разным причинам. Так, сюда не вошел аэропорт Кызыла из-за довольно скромного пассажиропотока в 120 тысяч человек (хотя к 2024 году там заработал международный терминал).
В абаканском авиаузле реконструкцию провели в 2012–2014 годы, тогда обновили «взлетку», светосигнальное оборудование, сделали очистные. И на этом остановились. Там так же, как в Иркутске, обсуждаются перспективы строительства нового аэропорта, и одним из интересантов выступают структуры Эн+ Олега Дерипаски, который недавно раскритиковал республиканских чиновников, заявив, что «там просто полностью неспособное руководство, которое не может ничего делать». Стоимость нового авиаузла он оценил в 10-12 миллиардов рублей.
Зато в Алтайском крае и в республике Алтай сейчас занимаются обновлением столичных аэропортов.
В Барнауле прямо сейчас возводится новый терминал, который поможет нарастить пассажиропоток до 1,1 миллиона человек в год. Стоимость объекта составляет 6,4 миллиарда рублей. Площадь трехэтажного здания составит 10 тысяч квадратов. Его оборудуют сразу тремя телескопическими трапами.
Здание и внутренняя планировка будут довольно обычными.



А в Горно-Алтайске вовсю проектируют новый терминал площадью 27 тысяч квадратов, плюс удлинят взлетно-посадочную полосу и увеличат количество стоянок для самолетов. Объем инвестиций оценивается в 15 миллиардов рублей. Ввод намечен на 2027 год. И в результате обновленный аэропорт сможет обслуживать до 1,5 миллиона человек в год.
А самый роскошные планы у аэропорта Омска — там взялись за развитие Фёдоровки. Строительство аэропортового комплекса в 15 километрах от Омска было впервые начато в 1982 году и прервано в начале 1990-х. Сейчас территория заставлена недостроенными зданиями и сооружениями, которые будут сносить.



В июне 2024 года власти Омской области заключили концессионное соглашение с управляющей компанией «Аэропорты регионов» (входит в группу компаний «Ренова» Виктора Вексельберга). Новый аэропорт «Омск-Фёдоровка» планируют начать строить в 2026-м, а завершить в 2028-м. Аэропорт сможет обслуживать 3,5 миллиона пассажиров в год. Общая стоимость проекта строительства аэропорта превышает 43 миллиарда рублей.