
Когда МС-21 будет готов. Программу развития авиапрома скорректируют до конца года
Власти намерены обновить комплексную программу развития авиационной промышленности до конца 2025 года. Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на директора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Анну Панину.
Она уточнила, что программа позволяет синхронизировать потребности, обосновать необходимость инвестиционных вложений и определить формы и виды поддержки промышленности.
«Комплексную программу <…> мы на самом деле сейчас планируем поменять до конца года, для того чтобы действительно это стал ключевой основополагающий для нас документ», — цитируется в сообщении Анна Панина.
На основании этого года также необходимо пересмотреть подходы к поддержке транспортных и промышленных предприятий, продолжила Панина. Под программу придется поменять госпрограммы и «синхронизировать бюджетные процессы».
ТАСС напоминает, что ранее первый вице-премьер РФ Денис Мантуров заявлял, что программа развития авиапрома РФ может быть скорректирована, когда в конце года получат сертификаты новые российские самолеты МС-21 и SJ-100.
Действующая редакция комплексной программы развития авиаотрасли до 2030 года предполагает поставку почти тысячи самолетов для нужд гражданской авиации. Из них 142 единицы SSJ New, 270 единиц МС-21-310, 51 единица Ил-114-300, 113 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 105 единиц ТВРС-44 «Ладога», 158 единиц «Освей» (ЛМС-192) и 139 единиц «Байкал» (ЛМС-901).
Напомним, что изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21. Сертификационные полеты импортозамещенных лайнеров начнутся уже весной-летом 2025 года.
Как объяснял журналисту «ИрСити» авиаэксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, перенос сроков на 2026 год — это «констатация факта, что из-за неготовности ряда комплектующих изделий осуществить сертификацию новых самолетов в импортозамещенном облике в плановые сроки не удается». Недавно иркутский авиазавод получил партию двигателей ПД-14. По мнению Пантелеева, эта силовая установка может быть востребована не только в России.
Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».