Старинное здание краеведческого музея на Карла Маркса всегда открыто для посетителей. Кажется, здесь всё напоказ, приходи и смотри. Но есть здесь такие коридоры, по которым не ходят пришедшие на экскурсии. Это хранилища музея, где под наблюдением сотрудников ждут своего звёздного часа экспонаты.
Дверь с улицы в хранилище закрыта, ещё одна - тоже на замке, здесь точно не увидишь посетителей, только работников. Нам открывает Григорий, он хранитель музея. Его специализация – археология, по образованию он историк. На этом посту в краеведческом музее он уже 10 лет.
Вдоль стен в коридоре расставлена старинная мебель: комоды, шкафы и даже фисгармония – все эти экспонаты прибыли в краеведческий из музея декабристов и теперь будут выставляться здесь.
Григорий открывает запертую дверь в хранилище мебели. По стенам – полки с уложенными бочком стульями, пирамиды сундуков. На полу стоят зеркала в резных деревянных рамах и необыкновенной красоты белый туалетный столик с розами. Он принадлежал в XIX веке одному из иркутских купцов. Когда-то, наверное, за ним прихорашивалась богатая иркутянка. Теперь он стоит в музейных запасниках и время от времени выставляется напоказ горожанам.
На старинные бурятские сундуки интересно смотреть, вглядываться в узор и фантазировать: что же хранили они, например, стоя больше сотни лет в бурятской юрте? Как сгружали их, меняя место стойбища?
В помещениях, где живёт мебель, нужна особая влажность, чтобы воздух не пересыхал и дерево не портилось. В других хранилищах также устанавливается уровень влажности и нужная температура – только так можно сохранить экспонаты.
Хранилище, в которое мы попали, одно из самых больших, здесь находятся предметы из секций археологии, антропологии, а также мех, кожа и дерево. По словам Григория, только археологических экспонатов здесь насчитывается более 140 тысяч.
Основная работа хранителя – это чистка предметов после выставок. Меховые изделия раз в год выносятся на улицу и обрабатываются специальным раствором от моли. Экспонаты из кожи в течение нескольких дней опрыскиваются водой, чтобы кожа увлажнилась и не потрескалась. Прежде, чем убрать вещь на хранение после выставки, хранители осматривают её зорким взглядом, чтобы найти возможные появившиеся дефекты. Но, по словам Григория, ещё не было таких случаев, чтобы за время выставки экспонат пришёл в негодность – всё-таки правило «Руками не трогать» непреложно.
«Конечно, менять экспозиции нужно каждые несколько лет, к тому же есть такое понятие, как усталость экспонатов. То есть они периодически должны отдыхать от света, от людей», - рассказывает хранитель, собирая при этом по частям, как пазл, редкое для нашего региона изделие – бляху рубежа эр.
«Это распространённое изделие для Монголии, для нас – большая редкость, а у нас в музее она есть. Сейчас как раз экспонат отдыхает, но готовится экспозиция в отделе истории, и мы выставим эту бляху», - Григорий из хранителя превращается в экскурсовода.
По его словам, чаще всего вещи в музей приносят люди, кроме этого, ведутся целенаправленные изыскания. Здесь хранители музея выступают и как научные сотрудники – собирают экспедицию и едут на раскопки. Найденные предметы занимают место на полках в хранилище, скрупулёзно пронумерованные и занесённые в реестр.
Интересно, что встречаются и такие предметы, которые никогда не будут выставлены на обозрение горожанам. Это те вещи, которые несут исключительно научный интерес. Такими предметами, например, являются кости. Их не выставляют, но тщательно изучают. В 2016 году в музей даже приезжали учёные из Швеции, брали пробы ДНК, сейчас в музее ждут интерпретацию полученных экземпляров.
Старинное здание, где располагается хранилище, хорошо подходит для музейных целей – высокие потолки позволяют циркулировать воздуху. Музей заехал сюда в 2011 году, когда областная типография, находившаяся здесь с начала XX века, сменила адрес. До этого времени хранилища музея располагались на Карла Либкнехта. Подобные переезды – большой стресс для старинных вещей, но его пережили и теперь им ничего не угрожает.
Предметы из музейной коллекции осматривают не только после, но и до выставки. Если необходимо – приглашают реставраторов. Они в музее свои. Каждый шаг реставратор фиксирует в документах и на фотографии. Так экспонаты обновляются и служат ещё много лет. Григорий говорит, что у вещей в музее нет срока службы – если соблюдать все требования и вовремя проводить реставрационные работы.
Музеи разных городов сотрудничают между собой – в любое время можно договориться с коллегами о выставке. А вот обмениваться экспонатами – довольно муторный процесс, осложнённый бюрократическими механизмами.
Среди старинных предметов, развешанных мехов середины XIX века чувствуешь текучесть времени и величие мира. Вот и наш век пройдёт, и на стеллажах появятся новые экспонаты, которые расскажут про наш сегодняшний день.