Утренняя предосенняя хмарь – лучшее время, чтобы гулять по улице Грязнова, такой странной, дикой и уютной одновременно. Как такое может быть? Да очень просто. Эта улица своим непостоянством похожа на людей. Она может сначала радостно впустить в себя, одарив тихим листопадом, неожиданным солнечным лучом и золотыми подсолнухами, а потом оттолкнуть подальше, напустив злых собак и ледяной ветер.
«ИрСити» в июне 2021 года запустил новый проект — «Прогулки по городу». В первом, летнем, сезоне, мы расскажем про семь улиц в центре Иркутска, материалы будут публиковаться раз в две недели. Проект не предполагает создание энциклопедических статей об улицах Иркутска. Журналисты нашего сайта опишут их такими, какими увидят сами. Где-то неуютными, не обустроенными, небрежными, но любимыми и по-своему особенными.
Старое название улицы Грязнова – 3-я Солдатская. Это одна из шести улиц, образованных перед палисадом (сейчас на его месте Карла Маркса). Здесь размещался полк, прибывший в первой половине XVIII века во главе с неким Сомовым для обороны города. Позже улицы стали Красноармейскими, а затем приобрели современные названия. Грязнова носит имя командира 30-й иркутской дивизии 5-й Армии Ивана Кенсориновича Грязнова.
Начинается улица от Карла Маркса и прямой линией постепенно поднимается в гору до улицы Коммунаров, в прошлом – Главной Иерусалимской, Кладбищенской (она примыкает к Иерусалимскому кладбищу, где сейчас обустроен парк).
Сегодня Грязнова – одна из самых очаровательных и одновременно самых мрачных улиц в центре Иркутска. До 10-х годов она изо всех сил сохраняла свой слегка диковатый сельский облик. К 20-му – стала чище и благоустроеннее. Но, если перестать спешить, то можно заметить, что это всего лишь фасад, нужный только для прикрытия. Во дворах течёт та же тихая жизнь с разноцветными заборчиками, бельевыми верёвками, бочками, грядками и почтовыми ящиками всех размеров и мастей. За всем этим следят собаки: грозные охранники хозяйских домов и банды обыкновенных дворняг, перетекающие из одного квартала в другой.
Первые адреса на Грязнова – это два угловых каменных дома, выходящих на Карла Маркса и смотрящих на бывшую «Стратосферу» - сейчас это здание передано иркутскому театральному училищу, но, когда там что-то заработает, точно неизвестно, - сроки открытия уже один раз перенесли.
На одной стороне Грязнова высится белое пошарпанное строение, фасад которого облюбовали кондиционеры. В нём располагаются рестораны, офисы, чуть дальше - минспорта и его подведомственные структуры. Напротив - кинотеатр «Дон Отелло» , несколько ресторанов, а также примыкающее к ним офисное здание, в котором «сидит» областной фонд капремонта.
Дома поставлены так, что образуют «колодец». Проход в него узкий и тёмный. А двор – мрачная изнанка общепита: куча дверей в служебные и хозяйственные помещения, толстые металлические трубы, змеями выползающие из недр зданий и упирающиеся в небо. Непарадные стены сохраняют намёк на историю – аккуратная кладка, кирпичик к кирпичику. А парадные, наоборот, плотно отштукатурены, открашены в нежно-жёлтый цвет с белыми акцентами на деталях. Это несоответствие режет глаза.
Но потом становится легче – через проезд от здания ФКР стоит рыжая четырёхэтажка, к ней «прилеплен» магазин с выпученными балконами. За ними скрывается нескладный двор с таинственными старыми качелями, неожиданной тарзанкой и капремонтом: под окнами валяются доски, на крышах перекрикиваются строители. Из привычного - традиционная детская площадка и обкусанные деревья. Проходишь через двор вдоль четырёхэтажки и «встречаешь» два деревянных дома, между ними узкий проезд и выход на переулок Пионерский.
Через дорогу от четырёхэтажного дома – отреставрированная «Усадьба Егорова», в 2020 году признанная объектом культурного наследия регионального значения. В доме работает гостиничный комплекс. Выкрашен дом в праздничный тёмно-красный цвет, кружева и ромбы на фасаде отмечены белым. Но этот локальный праздник портит общий лёгкий беспорядок.
Отдельное удовольствие на улице Грязнова – смотреть на никакущую ливневую канализацию, которая вроде бы есть, но вообще-то её нет.
После усадьбы - светлое здание страховой компании с глухим забором. На месте забора раньше находилась деревянная усадьба казака Южакова, но весной 2018 года её снесли. За ней стояла деревянная заброшка, не раз горевшая и захламлённая, здесь обретались лица без определённого места жительства и бездомные собаки. Сегодня на территории идут активные реставрационные работы. Подсмотреть за ними можно только лишь поднявшись на цыпочки и вытянув руки с камерой как можно выше.
Рядом с этим высится пятиэтажка на подпорках. Двор довольно аккуратный и уютный. Через него можно попасть на улицу Лапина.
Соседний проезд ведёт в уютнейший двор гигантской усадьбы Харченко. Сначала море цветов, кружевные окна и старинные двери, а в глубине заросшие мхом развалины хозпостроек, старая лестница и всякий хлам под неизвестно откуда взявшейся здесь вывеской «Магазин». Здесь очень тихо, хотя Грязнова – это центр Иркутска.
Напротив пятиэтажки деревянные дома – зеленоватый доходный дом Горемыкиной, стоящий на углу Грязнова и Пионерского, затем усадьба Метелёва с ярким двориком и парочкой старых столбов, кружевной двухэтажный дом, где сейчас размещается частная клиника, и отреставрированное деревянное здание с тяжёлыми воротами и оформлением из каменной кладки.
К Дзержинского (бывшая Арсенальская, Графа Кутайсова) улица Грязнова подходит заставленная машинами и подстриженными деревьями. По правую руку - светлый деревянный памятник федерального значения, где сейчас находится «рюмочная», а по левую – страшное офисное здание, в котором, кажется, никто не работает. Рядом с ним сохранилась водоразборная колонка, поэтому смотрится эта громадина по меньшей мере комично.
После Дзержинского характер Грязнова резко меняется. Здесь застройка поспокойнее, подряд – деревянные дома с довольно большими и прибранными дворами. Но атмосфера прохладнее – чужакам здесь явно не рады.
Хотя вот открытая дверь, в неё проскользнуть - и можно немного полюбоваться остатками старой лестницы с резными столбиками и исхоженными ступенями.
Или задворки усадьбы Орлова, где вывороченные ставни, перекрытая чёрная лестница и истёртая кирпичная кладка. А рядом останки полусгнившего-полусгоревшего деревянного памятника с тайнами, прикрытыми дурацким зелёным забором.
Или откровенные до дикости жёлтые трубы, огибающие отреставрированную усадьбу Усенко, не тронутую страшным пожаром 1879 года. А за ней кусок просторного двора – с сонной собакой и злой кошкой, качелями и детскими рисунками по деревянному фасаду.
Или один из самых прекрасных дворов, который встретился мне на улице Грязнова – усадьба Чернигиной. На «красной линии» - великолепный двухэтажный дом с двумя линиями богато украшенных окон и цветочным кругом под крышей. За ним – отсыпанная гравием дорожка, заборчики, пара машин, одна из которых – старенькая «Волга», и, если посмотреть под определённым углом, кажется, будто время искажается, и ты одновременно существуешь в нескольких эпохах.
Или притягательный своим кошмарным обликом жилой дом-памятник, покрытый толстым слоем облупившейся зарыженной штукатурки.
Только в один двор мне не удалось войти – тишину разорвал лай двух мелких собачонок – чёрной и жёлтой. Они вылетели откуда-то из глубины двора и облаяли меня с ног до головы. Чёрная оказалась противнее и цапнула меня под коленку. Осталась мелкая царапина, но болит до сих пор.
После этого – странный перекрёсток Тимирязева-Подгорная-Грязнова. Здесь всё невнятно. И парковка перед длинным высоким зданием с «короной», и обрезанная территория вокруг отреставрированного доходного дома, принадлежавшего еврейскому обществу, и движение машин, и пешеходные переходы. Мусорка, трансформаторная станция с бардаком из проводов, жутчайшая усадьба Ковалёвой, в которой, кажется, водятся призраки.
Не знаю, то ли эта невнятица влияет, то ли так сложилось исторически, но после Подгорной улица Грязнова снова меняется «в лице» - дорога уходит наверх, дворы закрыты, фасады спрятаны за деревьями. Глухо.
Пятнадцать лет назад здесь была настоящая деревня – деревянные дома, заросли, ухабистая грунтовка. Но со временем всё изменилось – часть домов просто исчезла, на их месте пустыри или очередные никому не нужные офисные здания, которые с огромным усердием пытаются либо продают, либо сдать в аренду. Дорогу заасфальтировали, деревья подстригли, из-за чего стали видны старинные подрорные стенки, по одной стороне улицы выстроили пологую лестницу. Раньше деревянные лестницы тянулись с двух сторон, одна из них даже попала на киноплёнку – в 80-х годах именно здесь Евгений Евтушенко снимал свой «Детский сад».
Сплошные заборы – за ними простенькие дворы. Один пустырь превратили в проезд, по которому можно добраться до высокого домика, его жильцы, видимо, ласковы с историей города, поэтому украсили свои ворота резьбой, старинным фонарём и номером со старым названием улицы.
В улицу Коммунаров упирается самая некрасивая часть Грязнова. На одной стороне – оштукатуренный белый домик с синими ставнями. А на другой - настоящие руины. Ещё в 2017 году здесь жили люди. Сейчас – хлам, вывороченные доски, сгоревшие перекрытия и «цветущие» сгнившие крыши. Двор широкий, поросший какой-то трын-травой. И так хочется спросить: какого чёрта меня сюда занесло?
Вдруг из тишины завалов выплывает худой смуглый мужчина. Руки - тонкие, на голове – седой «ёжик», лицо - в мелких морщинках. Он смеётся мне вслед и танцующей походкой исчезает на другой стороне улицы Коммунаров.
- Покажите, чего вы там нашли? – через мгновение слышу его голос за спиной.
- Ничего, я журналист.
- Аааа, у нас тут просто «нарки» лазят, закладки делают, - заплетающимся языком объясняет он, - Дом интересный, да? Пойдёмте покажу - вон видите белый дом (показывает вглубь двора на белое строение). Кто там жил? Не знаете? Охрана кладбища – оно было огромным, это сейчас часть осталась. Так вот, этому белому дому 182-183 года. А этот дом (машет на развалюху) вообще двухэтажный был, у меня документы есть – построен в 1837 году. Хотите я подполье покажу? Вы просто ох…извините…обалдеете!
- Конечно, хочу.
- Ну, в данную секунду я не могу, сейчас у меня просто гости, и мы (щёлкает себя по горлу) – квасим.
- Долго в этом доме живёте?
- Год. Но я очень люблю Иркутск, хорошо знаю его историю. И знаете, что я хочу сказать, Иркутск – самый обалденный город, хотя я объездил полмира, потому что я артист балета… - как бы между прочим роняет этот странный дядька.
- Вы артист балета? – удержаться от изумления не получается.
Оказалось, что Димитрий – так зовут жильца руин – закончил хореографическое училище в Ташкенте и даже два года танцевал в музыкальном театре.
- Ничего себе, - выдыхаю.
- Нет, ничего такого в этом нет, – отмахивается дядька, - А вы, если хотите про историю Иркутска что-то узнать, сходите в Иерусалимскую церковь, там много документов сохранилось.
Димитрий улыбается на прощание и пружинистой походкой ускользает в глубь заросшего двора.
Пока мы с ним болтали, у «театрального квартала» собралась банда бездомных собак – они мирно распластались на асфальте и не особо реагировали на прохожих. А потом поднялся ветер, растрепал мне волосы, обсыпал их подхваченной пылью и унёсся шуршать деревьями.