Больше тысячи человек, вложившихся в долевое строительство, могут остаться без квартир, потому что они попали в седьмую подзону приаэродромной территории (ПАТ) аэропорта, сообщила на депутатских слушаниях 27 октября заместитель председателя комитета по градостроительной политике городской администрации Светлана Свиркина.
Как её словам, один строящийся жилой дом находится в Ленинском округе, по два — в Свердловском и Правобережном, четыре — в Октябрьском.
«Дольщики, конечно, обманутыми не станут, поскольку стройка ведётся, не заканчивается. Больше в этой ситуации страдают именно застройщики, потому что компании берут кредиты, на кредиты идут проценты, а дальше встаёт вопрос, что, по всей видимости, до момента корректировки зоны, официально будут внесены изменения в декларацию. Это единственный вариант, который на сегодня возможно произвести», — заявила Свиркина.
В качестве примера она привела жилой комплекс «Стрижи Сити» на улице Култукской. По словам чиновницы, там «немалое количество дольщиков», объект в ближайшее время будет готов к вводу в эксплуатацию.
Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников заметил, что городские власти направили письма «всем органам власти, до кого смогли дотянуться» и сообщили, что в областном центре складывается критическая ситуация, в результате которой более тысячи человек могут стать обманутыми дольщиками. Он также выразил надежду, что все обращения будут рассмотрены на федеральном уровне.
«По факту, если юридический вопрос не решится, и у нас ещё «Иркут» поставит свою зону на учёт, мы должны будем либо запретить аэропорту взлетать в сторону города, чтобы зона не задействовалась, либо закрыть авиаузел», — резюмировал Ружников.
В феврале аэропорт Иркутска поставил на кадастр седьмую подзону своей приаэродромной территории. В неё попало больше половины Иркутска и ещё 12 муниципалитетов, на этой территории запрещено строительство жилья, детсадов, школ, больниц.
По информации правительства Иркутской области, в нынешних границах в седьмую подзону ПАТ попадает 15 проектов жилищного строительства общей площадью 195 тысяч квадратных метров. При этом только на территории городка бывшего ИВВАИУ, по данным мэрии, планируется построить 400 тысяч квадратных метров в ближайшие 5 лет.
Из-за изменений санитарных правил в марте 2021 году аэропорт объявил аукцион на корректировку границ, но при этом подчёркивалось, что некоторые территории Иркутска всё равно не выйдут из зоны даже после корректировок, в частности, речь шла о территории бывшего ИВВАИУ. В августе мэр Руслан Болотов заявил, что седьмая подзона может быть сокращена в 17 раз, решение должно быть принято в октябре-ноябре.
По данным мэрии, в соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ несоответствие объекта разрешённому использованию земельного участка и (или) ограничениям влечёт к отказу в выдаче разрешения на ввод. Эта норма распространяется на разрешения на строительство, которые выданы с 1 января 2020 года, при этом застройщик должен обратиться за получением разрешения на ввод до 1 января 2024 года.