Город «Иркутск не проектировался под трамваи». А под людей?

«Иркутск не проектировался под трамваи». А под людей?

Фразу депутата гордумы Алексея Кудрявцева растащили по всем соцсетям. И уже вообще несмешно.

Фразу депутата гордумы Алексея Кудрявцева – «Иркутск не проектировался под трамваи» - растащили по всем соцсетям. И уже вообще несмешно. Во время рассмотрения этого вопроса на комиссии по транспорту мой внутренний филантроп ласково шептал, что депутат хотел сказать по-другому, но вышло так, как вышло, а желчных комментаторов хлебом не корми, дай прицепиться. А вот мизантроп закатывал глаза и зло хихикал. Ни тому, ни другому не дам волю. И лирично отступлю в сторону.

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 20 февраля.

У меня к трамваям старая любовь, красиво-романтическая, с годами усиленная и перебродившая в более благородные интонации. Потому что эти городские мини-поезда, прерывая рёв автомобилей уютной трелью звонка и стуком колёс, научили меня спокойнее относиться ко времени, планировать свой путь и добираться туда, куда как будто нет других дорог.

Часто казалось, что трамвай довезёт меня до пункта назначения куда быстрее, чем автобусы, и часто это кажущееся становилось реальностью. Меня всегда удивляла эта способность вагончиков – объезжать пробки, не имея возможности свернуть во дворы.

Я люблю свой родной первый маршрут – тот, что идёт в Студгородок. Мне нравится в нём всё. Конечка на политехе, потому что вот уже много лет внутри что-то замирает каждый раз, когда вагон исполняет плавный разворот. Лёгкий проезд по прямой на зелёный сигнал светофора. Волнительный спуск к железнодорожному вокзалу, когда вагон по-кошачьи крадётся, будто прощупывая сантиметр за сантиметром. И тяжёлое достоинство, с которым трамвай прокатывается по основным улицам Иркутска.

Может, поэтому меня возмущает, когда кто-нибудь предлагает вообще ликвидировать эту ветку. Я езжу по первому маршруту и вижу поток пассажиров в часы пик - вообще-то такой же, как в автобусах. Везде — ты килька в железной коробке, напряжённо всматривающаяся в призрачные глубины пространства и пытающаяся вспомнить, выключен ли утюг. Разницы-то никакой. А дополнительные раздражители — двухлетние требования о социальной дистанции — и вовсе выглядят, как насмешки над людьми что в трамваях, что в автобусах (зато в трамваях очень строго контролируют масочный режим).

Что? Трамваи разваливаются на ходу? А вы вспомните, состояние некоторых автобусов порой даже хуже, чем старых вагонов. Слава богу, хоть откровенно дырявые машины убрали с улиц. А вот приятный бонус — в трамваях зимой всё равно теплее. Ну и плюс — в вагончиках почти всегда можно дождаться свободных мест и заранее оплатить проезд, чтоб потом не кучковаться возле водителя, цепляясь за одежду других пассажиров и оттаптывая им ноги.

Конечно, Иркутск не проектировался под трамваи. Так же, как под машины. Так же, как под троллейбусы. При строительстве города, думаю, вообще никто особо не оценивал транспортный поток в 2022 году. Тогда люди фантазировали как будто бы про другое – про равные права, про комфорт и удобство, про красоту фасадов. Ну, или я не знаю, про что.

Но иркутский трамвай, как по мне, совершенно точно не виноват в том, что он такой, какой есть. С 90-х годов никто особо не занимался его развитием. Обновление парка сводилось к радостному приёму списанных столичных вагонов. Рельсы…а кто-нибудь вообще помнит, когда у нас в городе последний раз меняли рельсы? Не перекладывали с места на место, а меняли? Я, может, просто невнимательно слежу.

Давно хочется какой-то внятной и финансово ёмкой реконцепции иркутского трамвая с отчётами хотя бы раз в полугодие. Пока что – по предложению депутата Кудрявцева – гордума будет каждый месяц «контролировать». Что именно – я плохо разобрала.

Зато разговор про иркутский трамвай вспыхнул так ярко и страстно, что в дискуссию включились не только депутаты и чиновники, но и общественники, того и гляди, появятся более уверенные предложения по изменению ситуации. А там останется только добиться нормальных денег, поменьше фантазировать о том, под что проектировался город, и побольше думать о нашем, земном, человеческом. Виноват-то не трамвай.

А если хочется пофантазировать о том, что всё-таки виноват, то посмотрите отличный мультик. Где лейтмотивом проходит мысль о сломанном трамвае.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления