Общественный транспорт — одна из самых больных тем Иркутска. К нему наверняка найдется много вопросов у тех, кто не имеет личного автомобиля, особенно среди жителей Ленинского округа. Мы разобрались, кто занимается пассажирскими перевозками в Иркутске и кого стоит вспоминать, когда вы в очередной раз будете ехать в разваливающемся автобусе.
Согласно реестру муниципальных маршрутов, всего в Иркутске зарегистрирован 81 автобусный рейс, при этом 12 из них не обслуживаются. Недавно мэрия пыталась найти перевозчиков на три «бесхозных» маршрута, но на объявленные конкурсы никто не заявился.
Условно все городские маршруты можно разделить на три группы:
связывающие отдельные микрорайоны с центром (многие из них следуют до Центрального рынка, а затем разворачиваются);
связывающие разные микрорайоны (очень часто они следуют через центр);
работающие внутри отдельных микрорайонов.
Проще всего разобраться с последней группой, в которую входит только три маршрута: № 58 (работает внутри Жилкино), 59 (кольцевой по Зеленому) и 68к (от Ершей до Захарова). На всех маршрутах работают два индивидуальных предпринимателя и, скорее всего, родственники — Сергей Степанович Махортов и Дмитрий Сергеевич Махортов. Первый раньше также работал еще на одном крошечном маршруте — от Березового до Академгородка, но в 2020 году его закрыли.
С остальными маршрутами дело обстоит сложнее. Начнем с тех, которые соединяют окраины Иркутска с центром.
Почти половину таких маршрутов — 18 из 39 — обслуживает муниципальное предприятие «Иркутскавтотранс», при этом на 11 из них работают только муниципальные автобусы. В основном они заняты на малопопулярных маршрутах в отдаленных районах (например, до Батарейной, 6-го микрорайона Ново-Ленино или госпиталя ветеранов и садоводства «Ангара» — в Свердловском).
Еще на девяти маршрутах «Иркутскавтотранс» работает вместе с частниками — например, № 27 Топкинский — Центральный рынок или 28 и 28р (от авиазавода до цирка и рынка соответственно).
Маршрутов, соединяющих друг с другом разные микрорайоны Иркутска, тоже 39, на муниципалов приходится 14 из них. Подавляющее большинство — в Ленинском округе, но есть и маршруты, проходящие через центр (например, № 11 Бульвар Постышева — Чайковского и 67 Топкинский — Первомайский).
Что же с частниками? Их, работающих как на центральных, так и окраинных маршрутах, можно разделить на несколько категорий.
«Ленинские»: перевозчики, обслуживающие маршруты из Ново-Ленино и Второго Иркутска. Их не так много: Валентина Шаблова и связанное с ней ООО «Автопарк»; Сергей Ошурков и его «Транс-ЛСО»; Александр Абрамов и его «Маршрут-Сервис», а также ИП Сергей Саломатов. Они представлены практически на всех маршрутах Ленинского округа.
«Крупные одиночки»: перевозчики, обслуживающие один-два крупных маршрута, типа всем известных «восьмидесяток» (там тоже, судя по всему, работают родственники: фирмы «Грааль» и «ТрансСибМаршрут» Андрея Забанова, а также ИП Владимир Забанов).
В эту же категорию входят Анатолий Гоман и Нафися Рыцева (работают на маршруте № 74), Александр Кошкин (№ 2), Владимир Серик (№ 38), Станислав Новиков (№ 4с и 56), Виктор Мицкевич (№ 16 и 16с), Анатолий Михайлов и его ООО «Автомобилист» (№ 22), Татьяна Михайлова (№ 16к), Елена Фошина и ее «Транс-Вест» (№ 3), а также Мария Свидерская с ее фирмой «Таксополь-Авто» (№ 90). Особняком в этой категории отметим депутата гордумы Ростислава Белых (его ООО «Слава» обслуживает маршруты № 81 и 83).
«Мелкие одиночки»: перевозчики, обслуживающие один-два периферийных маршрута. Двух таких предпринимателей мы упоминали выше (Дмитрий и Сергей Махортовы), еще одним таким можно назвать Александра Пинчукова (делит с Сергеем Махортовым маршрут № 32).
Последняя группа перевозчиков встречается на многих городских маршрутах. Они работают в разных районах Иркутска на рейсах разной дальности, но их объединяет то, что часто они работают вместе в рамках простых товариществ.
Чаще других по такой схеме работают предприниматели Александр и Сергей Черепановы (связаны с ООО «Бригада») — у них совпадают три маршрута (№ 23, 27 и 49). С ними сотрудничают Михаил Стрелов (№ 27 и 49), а также Евгений Садков и Алек Малых (№ 27).
В рамках простых товариществ также работает Вячеслав Турчанинов (ООО «КарТур»), который обслуживает маршруты № 4, 45 и 82. На этих маршрутах с ним также работает учредитель и директор фирм-перевозчиков «Полина» и «Ковчег» Станислав Козлов (№ 4 и 82).
Также с этими перевозчиками связан перевозчик маршрута № 10т Сергей Ивлев (ООО «Статус»), который с ним также обслуживают упомянутые выше Сергей Черепанов и Станислав Козлов.
Сервис раскрытия информации «Контур.Фокус» не дает понимания, имеют ли эти перевозчики какие-либо еще связи друг с другом кроме того, что они работают на одинаковых маршрутах. У них не совпадают адреса регистрации и номера диспетчерских служб.
Всего же на городских маршрутах работает больше тысячи машин, две трети из них приходятся на маршрутки. Вместительные автобусы использует «Иркутскавтотранс» на дальних маршрутах, у частников их можно встретить на маршрутах № 3, 7к, 28, 28р, 74, 80 и 90.
Как вы оцениваете работу общественного транспорта в Иркутске?