В Иркутске появится второй обновленный трамвайный вагон. Первый город получил этим летом — после сборки и обкатки его запустили по маршруту № 3, который курсирует между центральным рынком и Волжской. Рассказываем, что известно о втором вагоне, его стоимости и сроках поставки.
Контракт на поставку нового кузова для трамвая заключен 28 августа между муниципальным предприятием «Иркутскгортранс» и компанией «Горизонт», следует из документов, опубликованных 29 августа на сайте госзакупок. Стоимость вагона составляет 16,8 миллиона рублей. Его должны поставить в течение 7 месяцев с момента заключения договора, а сам документ действует до 31 мая 2024 года.
Как следует из техзадания, кузов должен быть новым, то есть не после ремонта и не будучи в употреблении. Технические свойства вагона должны соответствовать нормативным документам, в том числе «Техническим требованиям к проведению капитально-восстановительного ремонта трамвайных вагонов Т-3 и КТМ-5МЗ (71–605)». Уточняется, что закуплен односекционный, трехдверный бело-красный кузов с переменным уровнем пола в средней части. Внутри — 28 сидений. Максимальная вместимость составляет не менее 150 пассажиров. Вагон оборудован кондиционером, отоплением и освещением.
В техзадании указывается, что тележки предоставляются заказчиком, при этом подчеркивается, что кузов будет устанавливаться либо на новые, либо капитально отремонтированные тележки модели 71–605 (эту модель выпускали с конца 1960-х годов).
Напомним, что о покупке первого нового трамвая для Иркутска стало известно еще в ноябре 2022 года. Тогда его позиционировали как первый низкопольный трамвай в городе. В июне 2023-го вагон прибыл в Иркутск. Городскому бюджету он обошелся в 16,6 миллиона рублей. За эти деньги мы получили внешнюю и внутреннюю обшивку, электронную систему управления тяговым приводом двигателей, систему видеонаблюдения, кондиционер, салон с переменным уровнем пола и выдвижным пандусом.
В начале августа его запустили на круговой маршрут № 3. Вагон способен вмещать до 150 человек. Портал «ИрСити» выяснил, что использовалась старая модель — 71–605 (или КТМ-5) Усть-Катавского вагоностроительного завода, но все детали действительно свежие. До этого иркутское трамвайное депо эксплуатировало около 50 единиц трамваев модели 71–605 и восемь — модели 71–619.
После того, как трамвай запустили на линию, мы провели журналистский тест-драйв, который показал, что вагон не такой тихий, как хотелось бы, но это зависит не только от него, но и от состояния путей. К слову, этим летом в Иркутске начали менять трамвайные пути на улицах Ленина и Горького.
Научно-производственное объединение «Горизонт», поставившее кузов в Иркутск, работает в Екатеринбурге с 1992 года. По данным на сайте предприятия, оно занимается производством электроники для различных видов транспорта, нефтегазового сектора и горнодобывающего оборудования. В то же время сервис «Контур.Фокус» среди видов деятельности «Горизонта» выделяет производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава для городского пассажирского транспорта.
В период с 2011 года предприятие заключило более 60 государственных и муниципальных контрактов на общую сумму 1,7 миллиарда рублей. В основном они связаны с производством и поставкой различного электронного оборудования, наладкой и обслуживанием автоматизированных систем. Кроме того, «Горизонт» занимается поставками кузовов для локомотивов, трамваев и экскаваторов. Выручка научно-производственного объединения в 2022 году составила 4,5 миллиарда рублей, предприятие сработало с чистой прибылью в размере 703,8 миллиона рублей.
Как выяснил портал «ИрСити», ранее «Горизонт» уже поставлял кузова и электронику для трамваев в другие города. Больше всего их ушло в Магнитогорск. Как следует из данных на портале госзакупок, с 2017-го по 2019 год муниципальный перевозчик «Маггортранс» закупил 13 кузовов на общую сумму 91,2 миллиона рублей (в среднем они обходились в 5,9 миллиона). От иркутского он отличается тем, что в нём одноуровневый высокий пол.
Кроме того, в 2022 году «Маггортранс» заключил с «Горизонтом» договор на поставку 20 новых кузовов модели 71–605. Их планируют установить на старые тележки. Стоимость работ оценивается почти в 232 миллиона рублей. Таким образом, один корпус стоит порядка 11,5 миллиона. Еще один трамвай такого типа, произведенный «Горизонтом», появился в Саратове в 2020 году. Он обошелся «Саратовгорэлектротрансу» в 8,4 миллиона рублей. Он тоже высокопольный, и его поставили на старые тележки.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.