Туристская инфраструктура на Байкале и в Иркутске — краеугольный камень разговоров о развитии сферы гостеприимства у нас. Именно этой стороне вопроса уделяется очень много внимания в публичной плоскости. И, кажется, здесь есть подвижки. Можно считать это всё воздушными замками, но факт остается фактом: деньги выделяются, проекты проектируются. И всё было бы прекрасно, если бы не одно но. Человеческий фактор.
Можно сколько угодно рассуждать про инфраструктуру, но вообще-то всё всегда начинается с людей. Не только для туризма это справедливо, конечно. Просто за последние дни именно в нём это проявилось.
Сначала история с комнатой матери и ребенка, в которую в аэропорту Иркутска не впустили пассажирку с малышом, потом нападение на военкора (что, к слову, не суть важно, на его месте мог оказаться любой) в Листвянке со стороны капитана катера.
Это только на первый взгляд кажется, что случаи разные. На деле же глобально — об отношении к гостям региона (оба героя, кстати, единственное, чего хотят, — это извинений от оппонентов) и не только к гостям, вообще к людям. И в той, и в другой истории хамство от тех, кто, на минуточку, представляет сферу услуг, налицо.
Никто не говорит, что перед туристами (и не перед туристами тоже) надо скакать на задних лапках. Речь идёт об элементарной вежливости и уважении по отношению к незнакомому человеку (чёрт, кажется, я повторяюсь!) Это же базовые маркеры воспитанности. Или я не права? По моему наивному мнению, это и плюс маломальское радушие может перекрыть и некоторые инфраструктурные огрехи.
А не вот это: «Ты вызывал? Чё надо?» И уж тем более применение силы в отношении человека ни в какие ворота не лезут. Мы можем построить новый крутой аэропорт, красивый причал в Листвянке, но люди-то останутся прежними. И вот пока они будут такими, никакая инфраструктура не поможет.
Впрочем, это я тут распинаюсь. Думаю, что на практике никто из антигероев этой грустной саги не задумался о том, что они должны формировать какой-то образ радушного хозяина. И если с капитаном катера это вызывает недоумение (то, что, по данным полиции, его прогулки по Байкалу были незаконными, в этом контексте не суть важно), то с начальником смены аэропорта, нахамившей транзитному пассажиру, — увы, нет.
Потому что у нас культура общения с гостями — это что-то из сферы гостинично-ресторанной. Там можно увидеть то, как с сотрудниками работают. Не думаю, что в аэропорту, на автовокзале, на железнодорожном вокзале этому хоть кто-то уделяет внимание. Вероятно, даже мысль в голову не приходит, что туризм начинается отсюда.
Я тут не могу не вспомнить свое недавнее интервью с председателем комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты (ТПП) Восточной Сибири Мариной Григорьевой. Она сказала очень важные вещи. Мы говорили в том числе и о качественном туризме. И одна из его сторон — это имиджевая составляющая. И речь, опять же, не только о внешней картинке, но и о ее содержании.
О гостеприимстве, которого нет.
Согласны, что туризм начинается с людей, а не с инфраструктуры?