![](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/a0/a7/a1a0a7358caef9d9849b5b704c234baf/656x438_1:5543_f50095f5ae47a4258b99c4f9f6ed8560@2000x1333_0x3Gy8ipNX_1595844057015738465.jpg.webp)
«Листвянка — зона чрезвычайного бедствия». Так назывался один из наших материалов о поселке, с которого для многих начинается знакомство с Байкалом. И поспорить с этим сложно. Толчея из машин, отсутствие нормальной набережной, разбитая дорога — это реальность, в которой существует сегодня Листвянка. Изменить ее призван генеральный план, который дума Листвянского муниципального образования (МО) утвердила в конце июля. О том, что тормозит развитие территории, и забрезжила ли надежда на перемены после принятия генплана, корреспондент «ИрСити» поговорил с главой Листвянского МО Максимом Максимовым.
Листвянское муниципальное образование — это не только собственно Листвянка. В его состав входят еще поселки Ангарские Хутора, Никола и Большие Коты. Но, конечно же, к Листвянке как к «иркутским воротам на Байкал» приковано всеобщее внимание. Чаще всего — в негативном ключе. Хотя туристы сюда едут валом: достаточно посетить поселок в выходные, чтобы в этом убедиться. Ругаются, злятся, стоят в пробках — но едут.
За один только выходной день здесь могут принять почти такое же количество гостей, сколько в Листвянке проживает постоянного населения. Естественно, с такой нагрузкой поселок не справляется. Для этого почти что нет инфраструктуры, а та, что есть, требует реформации.
При всём при этом Листвянское МО два года существовало даже без шанса на развитие. Нет генплана — нет никаких для этого рычагов. А случилось это потому, что в 2020 году Байкальская природоохранная прокуратура через суд добилась признания главного градостроительного документа, принятого в 2016 году, незаконным. Надзорное ведомство доказало, что документ не соответствует федеральным нормативам.
В новом генплане предусмотрено социальное, инфраструктурное и экономическое развитие территории. В соответствии с ним в Листвянке должны появиться новые соцобъекты и дома, причалы и набережная, а главное — шанс на новую жизнь.
— Максим Валерьевич, с какими сложностями пришлось столкнуться при разработке генерального плана Листвянского МО?
Муниципальный контракт на разработку генерального плана Листвянского МО был заключен в 2021 году. Подрядчиком стало новосибирское АО «Институт перспективных технологий», которое выполнило работы за 1 миллион рублей.
— К разработке генплана мы подошли очень серьезно. Еще до начала этапа проектирования провели подготовку: направили запросы в различные ведомства разных уровней и весь этот пакет документов затем передали разработчикам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/ab/92/05ab92b7fd0d6734964ce6ef21359a1b/656x438_1:5543_f6689f26f05524f2da923cbdfa7f2f09@2000x1333_0xxcOwcQ75_9889214466274694520.jpg.webp)
Сам процесс проектирования стоял на контроле у губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, еженедельно собиралась рабочая комиссия под председательством первого зампреда правительства региона Руслана Ситникова. На этих встречах присутствовали представители муниципалитетов, Службы архитектуры Иркутской области и других ведомств. Мы рассматривали самые проблемные и сложные вопросы, изыскивали пути их решения.
Нюанс в том, что территория Листвянского муниципального образования специфическая. На нее накладываются сразу несколько специальных режимов. С одной стороны, все поселки находятся в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, с другой — Прибайкальского национального парка.
С 1986 года (год образования Прибайкальского нацпарка. — Прим. ред.) поселок жил с де-юре установленной особой охраняемой природной территорией. Но на практике закрепленные в законе положения о ней никак не применялись.
«Кажется, в какой-то момент представители органов местного самоуправления даже и не знали об ее существовании»
В итоге у нас сложилась абсурдная ситуация: органы местного самоуправления выдавали земли и разрешения на строительство, а потом оказалось, что это вообще не их полномочия, это может делать только Минприроды.
В 2019 году в суд было направлено уголовное дело в отношении тогдашнего главы Листвянского МО Александра Шамсутдинова. По версии следствия, в 2017 году глава администрации незаконно выдавал разрешения на строительство индивидуальных жилых домов в поселке Листвянка в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Всего суд рассматривает 10 эпизодов превышения полномочий.
Потому помимо обычных процедур по генплану в этот раз нам потребовалось пройти процессы согласования с Минприроды, что у нас заняло очень много времени, сроки подзатянулись. К сожалению, так получилось, что в ходе согласования часть территории вышла за границы населенных пунктов.
В 2017 году президент России Владимир Путин поручил установить границы поселений, которые входят в границы особо охраняемых природных территорий, по фактической занятой территории. Это значит, что, если участок до сих пор не освоен, он изымается из границ поселения. У нас эти земли стали территорией Прибайкальского нацпарка.
— Какие территории оказались исключены из границ населенных пунктов?
— Больше всего пострадала Листвянка. В пади Крестовой для дальнейшего развития поселка у нас был отведен земельный участок площадью 300 гектаров. Его оформлением занимался в своё время еще Иркутский район. Участок уходил в глубь пади почти на 10 с лишним километров. Он никак у нас не осваивался, потому выбыл за территорию населенного пункта.
Также была перспективная площадка в районе Николы, там по генплану 2016 года по распадкам предполагалось строительство индивидуальных жилых домов. Но она тоже не была освоена, поэтому Минприроды вычленило ее из территории населенного пункта.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/9f/77/539f7777fca06a072b281b79e0507bd3/656x438_1:5543_987bc7243bf7855fbdd018f6182604c8@2000x1333_0xpx5sUQKA_8813991666660530319.jpg.webp)
Ангарские Хутора практически остались в границах, которые существуют, Большие Коты — тоже.
К концу проектирования по трем земельным участкам у нас с Минприроды вышел принципиальный спор. Ведомство хотело забрать территорию санатория «Байкал», большой земельный участок, принадлежавший одной из юрфирм, и дендропарк Байкальского музея СО РАН.
Поскольку к согласию мы не пришли, была создана предусмотренная Градостроительным кодексом согласительная комиссия, в которую вошли представители собственников участков, органов местного самоуправления и Минприроды. В рамках этой комиссии нам два участка удалось отстоять.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/a0/5f/5da05f46ee8f1740970f742b788153b4/656x438_1:5543_4b89ed0631178fef1e8e120c34f3834f@2000x1333_0xg4J0rQr9_3335948382163748329.jpg.webp)
А вот с дендропарком не получилось по одной простой причине: земельный участок не был оформлен. То есть он не имел границ, поставленных на кадастровый учет. Это была просто территория с координатами, которую в свое время Минимущества предоставило в пользование Байкальскому музею. Там даже непонятна точная площадь.
Минприроды заняло свою принципиальную позицию по нему. Поскольку генплан как документ был нужен нам очень сильно, а дальнейшее противостояние заняло бы еще огромное количество времени, мы решили оставить территорию дендропарка в границах нацпарка. Но коллеги из Минприроды нас заверили, что Байкальскому музею ничего не мешает заключить соглашение о пользовании территории, чтобы дендропарк функционировал в том же виде, что и сейчас.
— Тем более что дендропарк фактически и до этого исполнял функции сохранения природной среды…
— О чём и речь. Байкальский музей проделал, на мой взгляд, колоссальную работу. Это единственное место в Листвянке, которое можно использовать как парковую зону. Здесь есть оформленные дорожки, беседки, смотровые площадки. И огромный плюс, что люди могут прийти бесплатно. Всё подписано, всё цивилизованно сделано. Надеюсь, что это так и останется, а мы будем помогать музею.
В целом в этот раз мы по букве закона прошли весь процесс согласования генплана. Всё прошло без каких-либо нарушений, о чём высказался и прокурор района на заседании думы. И вот случилось это знаковое событие, 20 июля мы приняли наш генеральный план.
— Отличается ли принципиально новый генеральный план Листвянского МО от версии 2016 года?
— Я считаю, что новый генплан достаточно отличается от предыдущего. Во-первых, по территории освоения муниципального образования. В старом документе она была значительно больше.
А во-вторых, мы применили другой подход к зонированию территории Листвянки. Площадки, расположенные по распадкам — улицы Гудина, Чапаева, — отвели исключительно под жилую зону. Это узкие пространства, там исторически застройка очень плотная. Даже гостевые дома здесь дают большую нагрузку на жителей.
Я сам на себе это ощущаю: если рядом есть какая-то даже небольшая гостиница, то это всё равно суета, шум, музыка. Особенно для пожилого населения это большая проблема.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/a7/25/c4a7254e4ffe38c0200e877c17d7f0f7/656x438_1:5543_44f77d9f23f88bd15b41ca1adfb8d8d1@2000x1333_0xn9s9nGLT_6611102702293737638.jpg.webp)
Законодательно урегулировать уровень шума, привести в соответствие количество посетителей — это нереально. Потому мы решили, что для развития туристической инфраструктуры будет предусмотрена первая береговая линия — улица Горького, что логично, именно тут самое большое скопление народа.
Эту территорию мы отвели в зону смешанной общественно-деловой застройки. Она предусматривает симбиоз и жилых домов, и коммерческих объектов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/24/07/aa24071bf52d992abfcaa8f5db26387b/656x438_1:5543_38888ad8f9fc4930c88ce82725005cf8@2000x1333_0xL8K7kvpV_3043120594229526994.jpg.webp)
Хотя в принципе по улице Горького осталось не так много проживающих. Дома здесь в основном сдают, продают, предоставляют в аренду земельные участки. Частные подворья, которые остались, как правило, находятся на стадии реализации.
Одну треть пади Крестовой тоже отвели под коммерческое развитие. А всё, что вглубь — под жилую зону. Там мы планируем предоставлять участки под индивидуальное жилищное строительство людям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Под эти цели отведено около 4 гектаров. Еще около 3 гектаров — на улице Чапаева, примерно столько же — на улице Гудина. Но нужно понимать, что это сложные для освоения участки, там нужно провести много подготовительной работы. В Крестовке, например, в основном болотистая местность, участки нужно отсыпать.
— Там, где семьи, там и социальные объекты?
— Да, в пади Крестовой запланирован целый социальный кластер. В первую очередь нам очень сильно нужен детский сад на 200 мест. Во-первых, те дошкольные учреждения, которые у нас находятся на первой линии на улице Горького, уже старые, сами здания не выдерживают никакой критики. Во-вторых, всё-таки рядом с региональной дорогой строительство дошкольных учреждений — это не совсем правильно с точки зрения безопасности.
Второй очередью строительства у нас запланирована школа, она должна быть построена до 2041 года. Это объект регионального значения, мы обязаны были его включить в генеральный план: помимо того, что документ учитывает пожелания местных жителей и органов местного самоуправления, он должен отражать объекты, включенные в схему территориального планирования. Школа для начальных классов в Крестовке как раз в ней и предусмотрена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/49/21/ca/4921cac8649a6a600676addc6b1e9d46/656x438_1:5543_a5dade1694c9ec590e0bd19752e3e4ee@2000x1333_0xtfopARQi_5577975354641076601.jpg.webp)
Хотя действующая школа на Горького справляется с существующим потоком и даже, можно сказать, пустует по сравнению с учреждениями в Маркова или Хомутово. Здание тут хорошее и большое, оно будет сохранено, стоит в плане на капремонт и реконструкцию, нужно территорию благоустроить. С районом шел разговор и о возможности построить плоскостное спортивное сооружение, стадион небольшой, чтобы школьники могли и физкультурой заниматься.
Даже если у нас население будет прирастать, на что мы очень надеемся, наша школа эти объемы выдержит. Но учреждение в Крестовке нам тоже будет полезно. Листвянка вытянута, и есть проблемы с шаговой доступностью соцобъектов. Далековато, например, везти с Техучастка ребятишек в школу в центре Листвянки. Падь Крестовая, опять же, большая, там много людей проживает.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/ab/7b/8dab7b6c18d61297d311060f9bd3eefe/656x438_1:5543_66e4bf0e4327548955fc64591754e9bb@2000x1333_0xmRNgaQh7_8226366677798655972.jpg.webp)
Также запланирована поликлиника, которая будет работать без выходных и принимать в том числе туристов. Действующее медучреждение находится в плачевном состоянии, и, к сожалению, финансирование на ее капремонт не предусмотрено. Мы несколько раз обращались в Минздрав, чтобы рассмотрели вопрос о реконструкции поликлиники, но пока министерство нам никаких радужных перспектив не нарисовало. У нас на 2022 год на нее заложено 2 миллиона рублей, но это смешная сумма.
Нам все говорят, что у нас очень мало жителей, 2,1 тысячи человек. Да, по сравнению с Ушаковкой, Дзержинском это мало. Но это же только местное население.
«А что делать, когда к нам только за одну субботу по 2 тысячи людей приезжает?»
Им же тоже нужна медицинская помощь. Там же и дети, и пожилые, иностранные гости, а у нас на территории муниципалитета практически нет медика в выходные.
Разговаривали и о станции скорой помощи, чтобы хотя бы одна машина дежурила на территории Листвянки. Потому что доехать скорой до Листвянки, когда пробки растягиваются чуть ли не до Большой Речки, довольно проблематично.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/8e/69/3c8e696104243d385eb04794e830aac5/656x438_1:5543_5ae2553e6c2a02c6809211bfbbaf12ee@2000x1333_0xEjd4JSXZ_7567003265143330595.jpg.webp)
Предусмотрено и строительство пожарного депо. Тоже крайне необходимое, на мой взгляд, учреждение, с учетом того, что у нас тут одно деревянное зодчество и много проживающих туристов.
Проблемой при разработке генерального плана стало найти свободные участки под это всё. Вся земля в Листвянке уже роздана и, как правило, в собственность. При этом много участков, которые не освоены, заброшены, зарастают, захламляются.
Мы, к сожалению, были вынуждены пойти даже на такой шаг, чтобы разместить, например, детский сад на уже предоставленных земельных участках. Потому что ну просто места нет. С собственником, безусловно, мы будем вести переговоры, есть процедуры выкупа таких участков. Изъятие — это крайний случай.
— Вы несколько раз упомянули проблемы с оттоком населения из Листвянки. Как считаете, с чем это связано?
— В первую очередь это обусловлено большими проблемами с жильем. Земельные участки — это хорошо, построить частный дом – это прекрасно. Но не каждый это может потянуть. Мы же все понимаем, что это огромные затраты.
Социального жилья в Листвянке практически нет. У нас стоят многоквартирные дома, бараки, построенные еще в советские годы, где живет масса семей. С того же периода не ведется и строительство жилья, которые можно предусмотреть для социального найма.
Генеральным планом мы планируем это поменять. Нам в обязательном порядке нужно расселить ветхое и аварийное жильё, которого у нас предостаточно: четыре барака на улицах Октябрьской и Горького, в каждом по 12–15 семей. Причем там многодетные семьи, пожилые люди.
Или вот мы говорим о строительстве школы. Но построить школу — это одно дело. Туда же надо еще привлечь педагогов. У нас это большая проблема, идет отток учителей. Мы не можем пригласить сюда молодых специалистов, потому что негде предоставить им жильё. Снять в Листвянке его практически невозможно. Тут уровень цен на уровне цен в центре города. Преподавателю с зарплатой в 25–30 тысяч арендовать жильё за 15 тысяч просто нереально. Да его фактически и нет, всё сдают отдыхающим.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/0e/3e/0a0e3e10ea0e1f772444d5f895ba4a87/656x438_1:5543_a68ba77d371e73b7bb04cd6304737831@2000x1333_0xjyTrOUlh_3241151978465304595.jpg.webp)
Потому мы запланировали три многоквартирных дома на три-четыре подъезда. С учетом нашей сейсмики дома могут быть максимум в четыре этажа. Но наш муниципальный бюджет не позволяет их строить за собственные деньги, потому нам нужно обязательно входить в программу по расселению ветхого и аварийного жилья.
Поэтому принятие генерального плана, постановка границ населенного пункта на кадастровый учет очень важны — эти документы нужны для вхождения в любую программу, связанную со строительством тех или иных объектов.
— Генплан принят, теперь очередь за изменениями правил землепользования и застройки и других градостроительных документов. С какими объектами в первую очередь, на Ваш взгляд, необходимо начинать работать после того, как все эти бумаги будут утверждены?
— На мой взгляд, с дорогой и берегоукреплением. Мы все понимаем, что Листвянка — это туристический поселок, и вектор его будущего развития связан именно с этим. У нас, наверное, 80% населения Листвянки задействовано в туристической инфраструктуре. Это и гостиницы, и различного рода прокаты катеров, снегоходов, обслуживание туристов, плюс рынок, сувениры, рыба.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/9b/4f/d79b4fa3beb657bc6c889ec05bbce161/656x438_1:5543_c9f4f37774b0b87d89f80ab7845269ff@2000x1333_0xZ0WW0tuz_3646593861903055996.jpg.webp)
По-другому здесь уже, наверное, в Листвянке не может быть, тем более что производства никакого нельзя развивать в принципе, поскольку это Центральная экологическая зона. Да и гости по-другому Листвянку уже не воспринимают. То есть сказать о том, что всё, поселок закрыт и здесь будет жить только местное население — это абсурдно.
Развитие туризма повлияет и на демографию. Потому что если люди увидят, что здесь возможно зарабатывать, то, естественно, молодежь будет оставаться. Сейчас же туризм хаотичный.
«Я бы даже сказал, что в Листвянке он уже идет на спад. Потому что сколько уже негативных отзывов. Люди говорят: "На что здесь смотреть?"»
К тому же многие предприниматели отмечают, что этот год, хотя и постпандемийный, без ограничений, сильно просел в плане притока туристов. Это, конечно, можно связать и с общей экономической ситуацией, но всё равно: людям не на что смотреть, нет цивилизованной инфраструктуры.
А это в первую очередь дорога, подъезд к поселку. Листвянка — это познавательный, однодневный туризм. Потому все наши усилия надо нацелить сейчас на создание нормальной проезжей и пешеходной зоны.
Берегоукрепление важно еще и в плане безопасности. Мы можем настроить кучу прекрасных социальных объектов, но в один момент наша дорога просто обвалится. Ее подмывает каждый год, ситуация критическая, и критическая уже давно. А у нас по этой дороге помимо туристов и граждан ездит школьный автобус, который возит детей со всей Листвянки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/27/e9/43/27e943be44b2d5976aa75f3537370203/656x438_1_db41fd70b2e05e19bb91a4b961321afb@2000x1333_0xkpwTVFE2_7084133707543334634.jpg.webp)
Потому мы с Минтрансом и правительством Иркутской области уже работаем плотно по этому вопросу. Большая проблема в том, что берегоукрепление, строительство дороги и набережной находятся в ведении разных ведомств.
Вопрос берегоукрепления — это полномочия Росводресурсов, их суд обязал это сделать. Строительство дороги — Минтранс. Плюс в дорогу планируем уложить все линейные объекты — водоотведение, водоснабжение, электроэнергия, а это уже МинЖКХ. И связать воедино весь комплекс — это очень сложно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/9b/55/f49b5595979d566c3dfe70fd37b28673/656x438_1:5543_d539474b1ab159e148c213f8f65058b7@2000x1333_0xUPpPNR0m_4332155441741723007.jpg.webp)
Сейчас главная проблема — найти то ведомство, которое будет всё это синхронизировать, чтобы был один красивый объект: хорошая дорога, качественные сети и красивая набережная.
— А есть ли перспективы, что эти работы начнутся в ближайшее время?
— Я очень надеюсь, что уже в следующем году начнется проектирование берегоукрепления. Байкал — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, там придется тоже проходить массу согласований, сложную экологическую экспертизу.
Хотя в 2018 году Иркутский район выступал заказчиком проекта берегоукрепления, он был готов, успешно прошел все этапы, был уже фактически на стадии реализации. А потом оказалось, что заказчиком должно выступать федеральное ведомство. Теперь этот проект у меня лежит в коробке, пылится.
— У вас наверняка есть представление, какой должна быть идеальная набережная Листвянки. Поделитесь?
— Конечно, есть! Сейчас ребята с архитектурного факультета ИРНИТУ на Листвянке защищают дипломные работы. Будто если ты отрисовал Листвянку, уже архитектор с большой буквы. Но у них есть хорошие проекты.
Я не думаю, что надо расширять проезжую часть. Но точно нужны парковки. Мы все видим, какая проблема происходит в конце Листвянки. На мой взгляд, нужно на протяжении всего участка от Николы до колеса обозрения делать какие-то небольшие парковки хотя бы на 20 машин. Так в принципе территорию можно разгрузить.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/08/f9/64/08f964ef28e4078f07a67dbdc1f707b3/656x438_1_d4d697ca1a23612d0c974d67573cf613@2000x1333_0x33DtGWbD_9912870714339418543.jpg.webp)
А вот пешеходную часть надо делать широкой, выносить ее, не побоюсь сказать, на 10–15 метров в сторону Байкала. По-другому здесь ничего не получится. Она должна быть такой, чтобы по ней можно было не только гулять, но и проехать на электросамокате, и с коляской пройти. Обязательно нужны обзорные площадки, точки притяжения. В принципе, в России уже есть такие места как пример. И в Зеленогорске Калининградской области, и в Красноярском крае есть красивые набережные. Даже в Иркутске новые набережные — вот что-то в таком духе нужно делать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/a8/d3/f1a8d36743ff5bce24158d985dd39f1c/656x438_1:5543_84aa049ca9942e6f277b6e4c9239113d@2000x1333_0xQ7g3Ezcl_9593963201868220282.jpg.webp)
В любом случае это должна быть такая территория, по которой можно свободно пройти, полюбоваться озером Байкал, спуститься спокойно к нему. Пляжные территории сложно специально отсыпать, потому что уровень Байкала колеблется, но какие-то площадки, где можно постоять у воды, где-то сесть, подышать воздухом, нужны. Конечно, надо обустраивать и игровые зоны для детей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/79/f5/2e79f5d1704d844be1a134296c7baf3e/656x438_1:5543_dde3ce76bc89501165d27c7f2990dfc3@2000x1333_0x0CZlwNLi_5350517862291397371.jpg.webp)
Протяженность набережной может быть 7,5 километра, от 62 километра и до колеса обозрения, но сейчас всё сгруппировано в конце Листвянки, возле рынка. Народ едет, стоит в этих безумных пробках, ругается, костерит власти. Эти бедные туристы хватают на рынке рыбу, поедят на бережку быстро и встают в затор на 40 минут.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/c0/a0/3cc0a0900508edf9f44da3a2f2681990/656x438_1:5543_0e13b4cb36fd22efc10a208f5edec8da@2000x1333_0xezwBoBvM_6096770103752964932.jpg.webp)
А новая набережная позволит растянуть турпоток. Если будет несколько «лобных» мест, то люди будут останавливаться там, где им захочется, где будет интересно, и всё само собой, я думаю, рассосется.
— Туристы в Листвянке еще любят на теплоходах покататься, а причала приличного нет…
— Генеральным планом предусмотрена реконструкция и существующего причала, и строительство причала для маломерных судов, и даже порта для больших. И на Иркутском водохранилище, и на Байкале сейчас развивается яхтенный спорт. У яхт большая осадка, им нужны большие глубины, чтобы судоводитель мог причалить. Потому нужны серьезные сооружения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/6e/0d/6a6e0ded2baa8977f0ede0f5b8eeac55/656x438_1:5543_2aa9fadf75f2edbfcc54085748903235@2000x1333_0xK5v9e1QR_3677595344385845350.jpg.webp)
Уже есть большие корабли, планируется строительство подобных. Потому, по-хорошему, мы должны создать в Листвянке марину, куда будут заходить и красивые яхты, и катера.
То, что происходит сейчас — это беспредел, по-другому и не скажешь. Суда стоят сейчас как попало, потому что не имеют возможности причалить в другое место. Всё это надо упорядочивать и, конечно, смещать в сторону существующих причальных сооружений.
Да и вообще нужно создавать условия, чтобы люди могли нормально заниматься бизнесом, коммерческой деятельностью.
— В генеральном плане есть один объект, который вызывает изумление и споры. Это мост из Николы в Порт Байкал. Как вы лично относитесь к подобной идее?
— Этот мост как раз из разряда предусмотренных в схеме территориального планирования объектов. Мы были обязаны его отобразить в генплане. Но идея хорошая на самом деле.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/c2/cc/20c2cc78cac9ae9206a10641eead46f8/656x438_1_5f7739a366e2095bc85610976fe2c023@2000x1333_0xuhLodLPT_7340938306847912591.jpg.webp)
Дело в том, что Владимир Фиалков, бывший директор Байкальского музея СО РАН, а сейчас ведущий научный сотрудник учреждения, со своей командой разрабатывал концепцию развития Листвянки. Вот они и предлагали сделать кольцевую дорогу по Мельничному тракту, который выходит в Порт Байкал, но сейчас доступен только для подготовленных машин.
Если сделать ее хорошую, завести мост, представляете, какая будет красота? Это будет «золотое кольцо» Иркутской области.
— Но Вы же понимаете, что это проект сейчас из области сказки?
— Надо надеяться на лучшее. Сейчас правительство РФ, президент и губернатор Иркутской области обращают внимание на развитие внутреннего туризма. Как его развивать без Байкала? Это невозможно.
Потому, дай бог, найдется хорошее финансирование, инвесторы, которым нет смысла вкладываться в строительство зарубежных гостиниц — и они будут вкладываться в развитие таких прекрасных объектов.