Недавно во время вечерней прогулки с собакой буквально рядом с домом я обнаружила чужой телефон. Недолго думая, в неподотчетном порыве добросердечия подняла его, чтобы вернуть хозяину. Но тут же внутренне осеклась, прокручивая в голове мысли о том, стоило ли вообще его брать в руки и что с ним делать? Давайте разберемся вместе с полицией и юристами.
Почему я вообще подняла чужой телефон? Во-первых, видимо, из инстинктивной порядочности: в моей голове сразу возникла парадигма «кто-то потерял — надо вернуть». Во-вторых, в этом году я сама осталась без смартфона — возвращаясь из клиники в очень болезненном состоянии, видимо, просто не заметила, что он остался в такси. Вероятно, мой мобильник перекочевал в руки следующего пассажира и был таков. Это было и грустно, и накладно, потому я примерно представляла, что испытывает хозяин моей находки.
Но всё же я журналист, и некоторая профдеформация в моей жизни присутствует. Могла ли я вместо благодарностей отхватить обвинений в том, что сама же и стащила этот телефон? Конечно. Могли ли мне предъявить, что я с ним произвела какие-то операции? Безусловно. То есть лучше было бы не брать его вообще? Кое-кто мне так и сказал: если взяла в недомыслии, протри его от отпечатков пальцев и верни обратно, где нашла. А как же вера в добро, справедливость, единорогов?
Или спустимся с вершин идеализма и скептицизма на землю и зададим самый простой вопрос: что делать, если нашел чужой телефон, его экран заблокирован и ни с кем связаться с него ты не можешь? С этими вопросами я и пошла к специалистам.
В пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области рассказали, что при обнаружении чужой ценной вещи — телефона, кошелька, банковских карт и тому подобного — и невозможности самостоятельно найти владельца один из вариантов — обратиться в ближайший отдел полиции. Там потребуется составить заявление, в котором нужно указать, что, где и когда было найдено. После этого уже оперативники примут меры по установлению законного владельца вещи.
— Есть и ответственность. Если человек находит, допустим, банковскую карту и в дальнейшем свободно ей пользуется, вне зависимости от того, случилось это сразу после ее обнаружения или через некоторое время, то это уголовно наказуемое деяние. То же самое с сотовым телефоном и любым другим имуществом, — предупредили в полиции.
Раньше в Иркутске было и бюро находок, куда можно было сдать найденную чужую вещь, но сейчас сведений о такой организации мне найти не удалось. К тому же юрист Дмитрий Кокунов считает, что обратиться в полицию в таком случае — в принципе единственный вариант. Это обезопасит альтруиста, который просто хотел всё сделать правильно, от неприятных историй вроде обвинений в том, чего он не совершал и даже не думал совершать, например в краже.
— Кража подразумевает злой умысел: то есть я украл для того, чтобы как-то на этом заработать, а если я его принес в полицию или вернул владельцу, то, соответственно, у меня злого умысла нет, нет уголовного наказания никакого, — объясняет он. — Во-первых, сейчас много уличных камер видеонаблюдения. Во-вторых, если ты, условно говоря, вышел на связь с этого телефона, твое местоположение могут запеленговать. И если ты этим телефоном начнешь пользоваться, то можно усмотреть и этот умысел — это, конечно, для тебя будет гораздо хуже.
То же самое касается банковских карт, кошельков и прочих ценных вещей.
Моя история окончилась благополучно. Экран обнаруженного смартфона оказался не заблокирован, я позвонила по паре последних номеров, выяснила, как найти хозяина, и вернула потерянный гаджет. Его владельцем оказался пожилой человек. И хотя я, если следовать комментариям юриста, поступила не очень безопасно для себя, всё же моя совесть чиста, а внутренний добропорядочный гражданин удовлетворен.
А вы возвращаете чужие вещи владельцам?